Полномочия органов местного самоуправления в Российской Федерации.
Нормативный правовой акт | Статья, часть, пункт, абзац | Содержание |
Федеральные конституционные законы | ||
от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» | Ст. 6. Обеспечение режима военного положения, часть 3 (и др.) | Органы местного самоуправления оказывают содействие органам государственной власти и органам военного управления в обеспечении режима военного положения. |
Кодексы | ||
Жилищный кодекс РФ | Ст. 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, часть 1 | 1) учет муниципального жилищного фонда;.. 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;.. |
Земельный кодекс РФ | Ст. 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, часть 1 (и др.) | …резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление правил землепользования и застройки территорий поселений, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель,.. |
Налоговый кодекс РФ | Ст. 4. Нормативные правовые акты… органов местного самоуправления о налогах и сборах, часть 1 (и др.) | .. исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами... |
Трудовой кодекс РФ и др. | Ст. 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников, абзац 4 (и др.) | …по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований). |
Основы законодательства | ||
Основы законодательства РФ о культуре | Ст. 40. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры | организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения.. |
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан | Ст. 8. Полномочия органов местного самоуправления… | …4) создание условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан;.. |
Законы Российской Федерации | ||
от 9.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» | Ст. 4 Льготы по налогам, часть 4 (и др.) | Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам… (местным), и основания для их использования налогоплательщиками. |
от 7.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и др. | Ст. 44. Осуществление защиты прав потребителей… (и др.) | …рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав…; обращаться в суды в защиту прав потребителей… |
Федеральные законы | ||
от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» | Ст. 8. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, часть 2, абзац 2 | …органы местного самоуправления,.. вправе направлять в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти свои предложения о приватизации федерального имущества... |
от 7.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и др. | Ст. 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств, часть 1 (и др.) | …органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством РФ. |
Указы Президента РФ | ||
от 2.10.1998 г. № 1175 «Об утверждении Положения "О военно-транспортной обязанности"» и др. | Раздел II, пункт 5 | Военно-транспортная обязанность исполняется… органами местного самоуправления... в мирное время – путём проведения мероприятий, связанных с учётом транспортных средств, а также путём их заблаговременной подготовки для предоставления войскам... |
Постановления Правительства РФ | ||
от 23.11.2005 г. № 694 «Об инвестиционном фонде РФ» и др. | Раздел I, пункт 5 | Инициаторами реализации инвестиционных проектов… могут выступать… органы местного самоуправления, коммерческие организации,.. |
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти | ||
Приказ Минтранса РФ от 21.07.2006 г.№ 87 «Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах» и др. | Раздел III, пункт 34 | В случае регистрации судов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать… органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане в установленном порядке. |
Конституция РФ допускает возможность наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями.
Основные принципы организации местных финансов, источники формирования и направления использования финансовых ресурсов, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения их органов с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав муниципалитетов установлены Федеральным законом от 25.09.1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 4 регламентирует вопросы участия органов государственной власти в решении вопросов местных финансов, а статья 14 – отношения органов местного самоуправления с налоговыми органами и органами Федерального казначейства.
Взаимодействие и координация работы с органами местного самоуправления – важнейшая задача органов государственной власти РФ (в России – более 30 тыс. муниципальных образований, в Курской области – 512).
Местное самоуправление играет важную роль в региональной политике, что подчёркивается в Основных положениях региональной политики Российской Федерации[12] (п. 2.2):
Основная задача органов местного самоуправления – обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе...
Определение компетенции местного самоуправления должно предусматривать возложение субъектом РФ и Российской Федерацией на органы местного самоуправления такого количества полномочий, которое они в состоянии выполнить. При этом только действительно самостоятельные, независимые в организационном, финансовом, правовом отношении органы местного самоуправления способны успешно осуществлять региональную политику, учитывающую потребности населения.
Основные проблемы реализации принципов местного самоуправления в нечёткости компетенции муниципальных образований, несоответствии ресурсов исполняемым обязанностям и др.
4. Региональное управление и региональная политика.
Основываясь на вышеизложенном, можно определиться как с нормативной правовой базой, так и с субъектами, осуществляющими региональное управление на определенных уровнях в Российской Федерации. Итак, соответственно к первой, которая имеет свою определенную структуру, относятся Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства, а также федеральных органов исполнительной власти; конституции, уставы, законодательство регионов, а также нормативные правовые акты органов исполнительной власти, которые были проанализированы выше; и, наконец, правовые акты органов местного самоуправления.
Государственное управление регионами осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (субъекты регионального управления), причем как на федеральном, так и региональном уровне.
При анализе организационно-правовой основы функционирования регионального управления, отметим тот факт, что оно является одним из элементов механизма государственного управления, имея при этом конституционную властную составляющую по своему предмету и компетенции на основании федерального компонента. Региональное управление (с его органами государственной власти) отражает в себе основные принципы организационно-правовой деятельности федеральных органов исполнительной власти[13].
Таким образом, региональное управление интегрирует в себе федеральную власть и власть органов субъекта РФ (в лице соответствующих органов). По данным В. Лексина, в середине 2005 г. насчитывалось 75 федеральных государственных органов, имеющих территориальные подразделения. В ряде случаев территориальные органы наличествуют и у министерств, и у их служб (например, МВД России имеет 18 территориальных и главных управлений)[14].
Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации (данное положение является дискуссионным).
Регион – это часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий (может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ).
Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ руководствуются Основными положениями региональной политики в Российской Федерации[15], в соответствии с которым основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:
1) обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в России, создание единого экономического пространства;
2) обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;
3) выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
4) предотвращение загрязнения окружающей среды, ликвидация последствий её загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
5) приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
6) максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
7) становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Отмечая необходимость совершенствования механизма региональной экономической политики, документ определил её методы и формы.
Методы:оценка и прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка финансовых и других ресурсных возможностей регионов, выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития; разработка программ развития регионов.
Формы:основная – федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов, которые в настоящее время корректируются с учетом иных федеральных программ и национальных проектов (среднесрочных и долгосрочных).
В качестве основных форм наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием должны использоваться следующие формы:
- участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
- размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
- поддержка наукоёмких производств и развитие высоких технологий;
- содействие активизации международных экономических связей;
- создание условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;
- содействие малому и среднему бизнесу.
5. Механизм комплексного управления территорией.
Механизм – это система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности[16].
Понятие «комплексный» трактуется как «охватывающий целую группу предметов, объектов, явлений, процессов и т.п.»[17].
Управление есть целенаправленное воздействие субъекта на объект для перевода его в качественно новое состояние. Это означает, что управление имеет командный характер, административно-правовое управление облечено преимущественно в императивные юридические формы и выражается посредством деятельности государственных органов власти, выступающих в роли субъектов государственного управления.
Субъект управления |
Объект управления |
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ |
Научная база управления |
Субъекты управления |
Правовая база управления |
Полномочия субъектов управления |
Процедуры управления |
Методы управления |
Кадровый состав управления |
Моральные основы управления |
Материально-технические средства |
Информация |
Управленческое воздействие |
Изменение объекта управления как результат |