Полномочия органов местного самоуправления в Российской Федерации.

Нормативный правовой акт Статья, часть, пункт, абзац Содержание
Федеральные конституционные законы
от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» Ст. 6. Обеспечение режима военного положения, часть 3 (и др.) Органы местного самоуправления оказывают содействие органам государственной власти и органам военного управления в обеспечении режима военного положения.
Кодексы
Жилищный кодекс РФ Ст. 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, часть 1 1) учет муниципального жилищного фонда;.. 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;..
Земельный кодекс РФ Ст. 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, часть 1 (и др.) …резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление правил землепользования и застройки территорий поселений, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель,..
Налоговый кодекс РФ Ст. 4. Нормативные правовые акты… органов местного самоуправления о налогах и сборах, часть 1 (и др.) .. исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами...
Трудовой кодекс РФ и др. Ст. 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников, абзац 4 (и др.) …по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).
Основы законодательства
Основы законодательства РФ о культуре Ст. 40. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения..
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан Ст. 8. Полномочия органов местного самоуправления… …4) создание условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан;..
Законы Российской Федерации
от 9.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» Ст. 4 Льготы по налогам, часть 4 (и др.) Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам… (местным), и основания для их использования налогоплательщиками.
от 7.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и др. Ст. 44. Осуществление защиты прав потребителей… (и др.) …рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав…; обращаться в суды в защиту прав потребителей…
Федеральные законы
от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» Ст. 8. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, часть 2, абзац 2 …органы местного самоуправления,.. вправе направлять в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти свои предложения о приватизации федерального имущества...
от 7.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и др. Ст. 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств, часть 1 (и др.) …органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Указы Президента РФ
от 2.10.1998 г. № 1175 «Об утверждении Положения "О военно-транспортной обязанности"» и др. Раздел II, пункт 5 Военно-транспортная обязанность исполняется… органами местного самоуправления... в мирное время – путём проведения мероприятий, связанных с учётом транспортных средств, а также путём их заблаговременной подготовки для предоставления войскам...
Постановления Правительства РФ
от 23.11.2005 г. № 694 «Об инвестиционном фонде РФ» и др. Раздел I, пункт 5 Инициаторами реализации инвестиционных проектов… могут выступать… органы местного самоуправления, коммерческие организации,..
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Приказ Минтранса РФ от 21.07.2006 г.№ 87 «Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах» и др. Раздел III, пункт 34 В случае регистрации судов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать… органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане в установленном порядке.


Конституция РФ допускает возможность наделения органов местного самоуправления государствен­ными полномочиями.

Основные принципы организации местных финансов, источники формирования и направления использования финансовых ресурсов, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения их органов с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав муниципалитетов установлены Федеральным законом от 25.09.1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 4 регламентирует вопросы участия органов государственной власти в решении вопросов местных финансов, а статья 14 – отношения органов местного самоуправления с налоговыми органами и органами Федерального казначейства.

Взаимодействие и координация работы с органами местного самоуправления – важнейшая задача органов государственной власти РФ (в России – более 30 тыс. муниципальных образований, в Курской области – 512).

Местное самоуправление играет важную роль в региональной политике, что подчёркивается в Основных положениях региональной политики Российской Федерации[12] (п. 2.2):

Основная задача органов местного самоуправления – обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе...

Определение компетенции местного самоуправления должно предусматривать возложение субъектом РФ и Российской Федерацией на органы местного самоуправления такого количества полномочий, которое они в состоянии выполнить. При этом только действительно самостоятельные, независимые в организационном, финансовом, правовом отношении органы местного самоуправления способны успешно осуществлять региональную политику, учитывающую потребности населения.

Основные проблемы реализации принципов местного самоуправ­ления в нечёткости компетенции муниципальных образований, несоответствии ресурсов ис­полняемым обязанностям и др.

4. Региональное управление и региональная политика.

Основываясь на вышеизложенном, можно определиться как с нормативной правовой базой, так и с субъектами, осуществляющими региональное управление на определенных уровнях в Российской Федерации. Итак, соответственно к первой, которая имеет свою определенную структуру, относятся Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства, а также федеральных органов исполнительной власти; конституции, уставы, законодательство регионов, а также нормативные правовые акты органов исполнительной власти, которые были проанализированы выше; и, наконец, правовые акты органов местного самоуправления.

Государственное управление регионами осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (субъекты регионального управления), причем как на федеральном, так и региональном уровне.

При анализе организационно-правовой основы функционирования регионального управления, отметим тот факт, что оно является одним из элементов механизма государственного управления, имея при этом конституционную властную составляющую по своему предмету и компетенции на основании федерального компонента. Региональное управление (с его органами государственной власти) отражает в себе основные принципы организационно-правовой деятельности федеральных органов исполнительной власти[13].

Таким образом, региональное управление интегрирует в себе федеральную власть и власть органов субъекта РФ (в лице соответствующих органов). По данным В. Лексина, в середине 2005 г. насчитывалось 75 федеральных государственных органов, имеющих территориальные подразделения. В ряде случаев территориальные органы наличествуют и у министерств, и у их служб (например, МВД России имеет 18 территориальных и главных управлений)[14].

Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации (данное положение является дискуссионным).

Регион – это часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий (может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ).

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ руководствуются Основными положениями региональной политики в Российской Федерации[15], в соответствии с которым основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:

1) обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в России, создание единого экономического пространства;

2) обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;

3) выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

4) предотвращение загрязнения окружающей среды, ликвидация последствий её загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

5) приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

6) максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

7) становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Отмечая необходимость совершенствования механизма региональной экономической политики, документ определил её методы и формы.

Методы:оценка и прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка фи­нансовых и других ресурсных возможностей регионов, выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения важ­нейших социально-экономических проблем их развития; разработка программ развития регионов.

Формы:основная – федеральные целевые программы социально-эко­номического развития регионов, которые в настоящее время корректиру­ются с учетом иных федеральных программ и национальных проектов (среднесрочных и долгосрочных).

В качестве основных форм наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием должны использоваться следующие формы:

- участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;

- размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;

- поддержка наукоёмких производств и развитие высоких технологий;

- содействие активизации международных экономических связей;

- создание условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;

- содействие малому и среднему бизнесу.

5. Механизм комплексного управления территорией.

Механизм – это система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности[16].

Понятие «комплексный» трактуется как «охватывающий целую группу предметов, объектов, явлений, процессов и т.п.»[17].

Управление есть целенаправленное воздействие субъекта на объект для перевода его в качественно новое состояние. Это означает, что управление имеет командный характер, административно-правовое управление облечено преимущественно в императивные юридические формы и выражается посредством деятельности государственных органов власти, выступающих в роли субъектов государственного управления.

Субъект управления
Объект управления
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ
Научная база управления
Субъекты управления
Правовая база управления
Полномочия субъектов управления
Процедуры управления
Методы управления
Кадровый состав управления
Моральные основы управления
Материально-технические средства
Информация
Управленческое воздействие
Изменение объекта управления как результат

Наши рекомендации