Схема 9. Реализация народного суверенитета.

Тем не менее, мировая история не знает примеров, когда бы эти процессы происходили без внешних воздействий, препятствующих естественному ходу разрешения внутригосударственных социальных конфликтов.

2. Конституционно-правовой характер и форма

территориального устройства Российской Федерации.

Человечество, являясь частью природы, имеет общую природную среду, жизненно важным компонентом которой является планета Земля.

Компонентами природной среды признаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле[8].

Понятие «территория», чаще всего употребляется в политико-географи-ческом и административно-географическом смысле, и понимается как «земля, принадлежащая определённому государству»[9], часть поверхности земного шара с определёнными границами (земельное пространство), на которую распространяется юрисдикция государства или административной единицы в составе государства[10]. Таким образом, узко-смысловое содержание этого понятия связывается с земной поверхностью («твердью»).

Географическая локализация человеческих сообществ происходила преимущественно по национальному (родовому, племенному) признаку, создав предпосылки для образования протогосударственных и государственных систем. Развитие цивилизационных форм общежития определило необходимость в защите жизненного пространства правовыми средствами.

В первом разделе мы говорили о признаках государства, одним из которых признаётся территория, и о юридизации природно-материальных объектов, относящихся к признакам государства. Правовой статус территории государства определяется законодательством той или иной страны, также как и внешние пределы государственной территории (государственная граница).

Терминологическую связку «многонациональный народ Российской Федерации» – «на своей земле» содержит преамбула Конституции РФ. Под «своей землёй» «многонационального народа Российской Федерации» следует понимать всю её территорию.

Конституция РФ устанавливает, что (подчёркнуто автором):

(Раздел 1. Глава 1. Основы конституционного строя)

- суверенитет России распространяется на всю её территорию (часть 1 ст. 4);

- Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (часть 2 ст. 4);

- Россия обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (часть 3 ст. 4);

- каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (часть 2 ст. 6);

- земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 ст. 9);

- Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (часть 1 ст. 15);

(Глава 2. Права и свободы человека и гражданина)

- каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (часть 1ст. 27);

- чрезвычайное положение на всей территории РФ и в её отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом (часть 2 ст. 56);

(Глава 3. Федеративное устройство)

- территория РФ включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (часть 1 ст. 67);

- государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык (часть 1 ст. 68);

- в ведении Российской Федерации находится федеративное устройство и территория Российской Федерации (пункт б) ст. 71);

- в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся особо охраняемые природные территории (пункт д) части 1 ст. 72);

- на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (часть 1 ст. 74);

- по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (часть 1 ст. 76);

- Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (часть 4 ст. 78);

(Глава 4. Президент Российской Федерации)

- в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (часть 2 ст. 87);

- Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88);

- указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (часть 2 ст. 90);

(Глава 5. Федеральное собрание)

- к ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ(пункт г) части 1 ст. 102);

- Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (часть 5 ст. 109);

(Раздел 2. Заключительные и переходные положения)

- Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ.

Кроме того, термин «территория» используется при определении вопросов местного самоуправления (части 1 и 2 ст. 131).

Наконец, часть 2 статьи 67 Конституции РФ устанавливает, что «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права», что означает следующее: в особых случаях юрисдикция Российской Федерации распространяется на территориальное пространство, находящееся за линией государственной границы Российской Федерации[11]. Появляются понятия «внешняя граница территориального моря», «внутренняя граница континентального шельфа», «внешняя граница континентального шельфа»[12], а также понятия «внутренняя граница исключительной экономической зоны» и «внешняя граница исключительной экономической зоны»[13].

Таким образом, территория государства включает не только часть суши, но и водные поверхности, ограничиваемые территориальным морем[14].

Существует проблема выражения в нормативно-правовых актах юрисдикционных прав государств на пространство, находящееся над и под земной поверхностью и поверхностью территориальных вод. Один из примеров неудачного определения территории – часть 1 статьи 67 Конституции РФ, где говорится о том, что «территория Российской Федерации включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». В приведенном примере нам кажется неудачной формулировка, уравнивающая смысловые значения понятий «территория государства» и «воздушное пространство».

Под «устройством» следует понимать «расположение, соотношение частей, конструкция чего-нибудь»[15].

Понятие «устройство» используется в Конституции РФ в сочетании со словом «федеративное» трижды.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (часть 3 статьи 5).

Название главы 3 Конституции РФ – «Федеративное устройство», содержание которого раскрывает вопросы:

- состава России (субъекты Российской Федерации) (статья 65);

- статуса субъектов РФ (статья 66);

- территории, распространения юрисдикции России на континентальный шельф и исключительные экономические зоны (расширение сферы действия суверенных прав) и оснований для изменения границ между субъектами РФ (статья 67);

- государственного языка РФ, государственного языка республик и языков всех народов Российской Федерации[16] (статья 68);

- гарантированности прав коренных малочисленных народов (статья 69);

- государственной символики и столицы России (статья 70);

- предметов ведения Российской Федерации (статья 71);

- предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ (статья 72);

- предмета исключительного ведения субъектов РФ (статья 73);

- общих условий перемещения товаров, услуг и финансовых средств (статья 74);

- национальной валюты, полномочий Центрального Банка России, системы налогов и общих принципов налогообложения, государственных займов (статья 75);

- законотворчества по предметам ведения, действия федеральных конституционных законов по предметам ведения Российской Федерации на её территории, соответствия нормативно-правовых актов и коллизий между федеральными законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ (статья 76);

- системы органов государственной власти и единой системы исполнительной власти в России (статья 77);

- территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, передачи полномочий с федерального уровня исполнительной власти на региональный и наоборот, обязанности Президента РФ и Правительства РФ обеспечивать полномочия федеральной государственной власти на всей территории РФ (статья 78);

- участия России в межгосударственных объединениях (статья 79).

При этом в пункте б) статьи 71 Конституции РФ особо оговорено, что в ведении РФ находится «федеративное устройство и территория Российской Федерации».

Таким образом, во-первых, вопрос территориального устройства России является лишь частью вопроса о федеративном (государственном) устройстве Российской Федерации как разновидности государственного устройства. Во-вторых, территориальное устройство следует понимать как конституционно-правовое разделение территории государства или территорий входящих в него образований на определённые части (территориальные единицы). В третьих, из второго соображения следует правомерность постановки проблемы: насколько юридически верны термины «административно-территориальное устройство», «административно-территориальное деление», если вопросы территорий определяются конституционно-правовыми актами?

В современных условиях развития государственности можно говорить исключительно о «конституционно-территориальном устройстве» или «конституционно-территориальном делении», «государственно-территориальном устройстве» или «государственно-территориальном делении», но административно-правовой регламентации процедур, связанных с установлением границ любых территориальных образований (категория «административно-территориальное устройство» («деление») сохраняет лишь исторически-смысловое значение).

Подчеркнём исключительно важное значение для целей обеспечения государственности, статуса государства или территориального образования закрепление результата административно-процедурного действа (производства) по установлению их границ в конституционно-правовом акте, поскольку речь идёт о сохранении и особой защите территории как признака государства. Игнорирование этого вопроса в государственном праве создаёт условия для формирования ресурса административного подхода (произвола) субъектов высшей государственной власти в решении проблем государственных территорий.

Форма государственного устройства включает форму государственного правления, форму государственного территориального устройства, форму государственного политического режима и форму социальных отношений. Территориальное устройство отражает структуру государства в части исключительно территориальной организации составляющих государство образований. Государственное территориальное устройство России – это более широкое понятие (схема 10), элементный состав которого раскрывается в главе 3 Конституции РФ, и имеет форму федерации (федеративное устройство).

Элементы федеративного устройства не просто юридизированы, а получили конституционно-правовое закрепление, целью которого является создание прочной правовой «связки» народов России[17].

3. Сущностные признаки и основные принципы федерализма.

Термин «федерализм» относится к политическим государственно-правовым понятиям и связан с формой государственно-территориального устройства.

Из предыдущего материала мы усвоили, что федерализм – это одна из форм государственно-территориальной организации стран, предполагающая единство страны в составе нескольких частей, сложную систему государственной власти, разграничение полномочий (предметов ведения) центральной власти и региональных властей, а также равноправие и ограниченное самоопределение народов страны в составе Федерации.В данное понятие вкладывают и иные смыслы: система разделения власти; система государственного строя; основа конституционного строя России; принцип государственно-территориального устройства; доктрина государственного устройства; политическое течение за федерацию; территориальная стратегия социального контроля для обеспечения сосуществования различных этносов.

Суть федерализма – примирение двух стремлений народов: к единству и одновременно к сохранению своих особенностей жизни, выражающее устремление к единству, государственно-политическому целому, и независимости части от этого целого.

Конституционные признаки федерализма в России нами были рассмотрены на основе положений главы 3 Конституции РФ. На основе обобщения конституционно-нормативного материала выделяют следующие от­личительные особенности (черты)российского федерализма:

- разделение полномочий между федеральным центром и её субъектами;

- конституционные гарантии территориальной целостности субъек­тов РФ;

- исключительный контроль федерального центра над внешними сношениями и обороной;

- верховенство центра в принятии поправок к федеральной консти­туции;

- двухпалатная структура федеральной законодательной власти;

- разделение судебной власти (двухступенчатая система судов: высший федеральный суд и независимые от него суды субъ­ектов Федерации);

- разделение служб.

- демократизацию федеративных отношений;

- коллективное участие объединившихся территорий в решении общефедеральных проблем;

- политическую солидарность;

- субсидиарность при распределении сфер деятельности (возможность взаимной передачи полномочий из соображений целесообразности);

- централизацию[18].

Смысловое значение термина «федерализм» – союз, соглашение, объеди­нение, что обнаруживаетсоюзническую, объединительную идею, гуманистическую идеологию цивилизационного раз­вития любого общества. Вместе с тем, федерализму свойственна двойственность (дуализм), т.к. ему присущи признаки, в которых отражена его тенденция быть основой сохранения единства государственного образования, а также признаки, которые при их инициировании могут привести к разделению, распаду государства[19].

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
Форма государственного правления
Форма государственного территориального устройства (федеративное устройство)
Форма государственного политического режима
Форма социальных отношений
Состав и конституционный статус субъектов РФ
Конституционное закрепление территории Российской Федерации
Статус государственного языка РФ
Конституционный статус коренных малочисленных народов РФ  
Государственная символика Российской Федерации
Конституционные гарантии единства экономического пространства России  
Конституционный статус г. Москвы как столицы РФ
Конституционное разделение предметов ведения
Статус национальной валюты – рубля  
Статус государственного языка республик в составе РФ
Конституционный статус языков всех народов РФ
Конституционные полномочия Центрального Банка России  
Предметы ведения РФ
Совместные предметы ведения РФ и субъектов РФ  
Предметы ведения субъектов РФ  
Конституционное регламентирование законотворчества, соответствия и действия правовых норм
Конституционные гарантии самостоятельности субъектов РФ в формировании системы государственной власти
Конституционное единство системы исполнительной власти по предметам совместного ведения
Конституционные гарантии осуществления федеральной исполнительной властью своих полномочий в субъектах РФ, взаимной передачи полномочий
Конституционные основы участия РФ в межгосударственных объединениях  
Территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними
Юрисдикция РФ на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ

Наши рекомендации