Проблема народного суверенитета в концепциях американских просветителей

Политические взгляды американских просветителей формировались под непосредственным влиянием борьбы колониальной Америки против английского владычества, которую называют национально-освободительнойвойной(1775 – 1783). Они органично сливались с практикой их собственной политической деятельности, воплощались в основополагающих документах становления и развития государства США. Важное место в философии Франклина и Джефферсона уделяется концепции естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, воплощённых в конституции 1787 года и билле о правах.

Томас Джефферсон (1743 – 1826) В

Декларации провозглашено начало существования США как самостоятельного и независимого государства и изложены принципы, на которых оно строилось.

В толковании Джефферсоном естественного права заметно влияние идей либерализма Дж. Локка. Все люди сотворены равными и наделены неотчуждаемыми правами, к числу которых, по Джефферсону, принадлежат права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Джефферсон относил право на собственность не к естественным, а к устанавливаемым в обществе самими людьми правам.

Лучшей формой государственного устройства Джефферсонсчитал демократическую республику как выражение подлинного народовластия.

Поскольку человек есть «существо политическое», то каждый гражданин должен принимать участие в управлении обществом. Ради поддержания республики, граждане должны быть готовы жертвовать в той или иной степени своими личными интересами.

Таким образом, Джефферсон в своем учении сочетает либерализм и республиканизм, права и свободы личности и демократическую республику,

Которая видит свою основную задачу в обеспечении этих прав и свобод и в свою очередь нуждается в поддержке граждан. Он стремился построить в Америке классическую демократию, в которой полностью соблюдались бы права человека, в том числе право на жизнь, свободу, собственность, на участие в политической жизни общества и осуществление власти в местных и федеральных органах власти.

Джефферсон отверг трактовку общественного договора как договора между правителями и народом. По его мнению, речь может идти только об общественном договоре всех граждан между собой, в котором выражено волеизъявление всего народа (в этом он близок Ж.-Ж.Руссо). Со временем в концепции Джефферсона, а также других американских просветителей,

понятие «общественный договор» уступило место понятию «конституция», которая рассматривается ими как конкретно-политическоеи правовое выражение общественного договора. Джефферсон выступал за религиозную свободу и отделение церкви от государства. Это получило всестороннее обоснование в составленном им Билле об установлении религиозной свободы, принятом в штате Вирджиния в 1786 г.Следует особо отметить, что Джефферсоном было обосновано право народа на реформирование государственной власти и даже на ее революционное ниспровержение, если эта власть действует вопреки интересам народа, узурпирует права и свободы человека. Представитель Демократического направления американского Просвещения Томас Пейн (1737 – 1809) настаивал на том, чтобы политические, юридические и духовные права были в равной степени гарантированы всем гражданам США независимо от их имущественного положения, профессиональных занятий, вероисповедания. Выступал за предоставление избирательных прав как всем мужчинам, так и женщинам. Государство рассматривал как орган, закрепляющий социальное неравенство, но оно необходимо для обеспечения порядка в обществе и защиты его от внешних врагов. Важное значение исполнение Конституции, на принципах которой должны основываться государственная власть, деятельность парламента, полномочия исполнительной власти. Единственным источником Конституции признавал народную волю, признавал право народа на политическую революцию.Но впоследствии отошел от признания этого права, занял более умеренные позиции.Отождествляя республиканский строй с народовластием, он заявлял, что насильственное свержение правительства означало бы ликвидацию народовластия.

Гамильтон. Государство должно, по Гамильтону, защищать и укреплять прежде всего власть богатых людей, которые призваны играть главную роль в обществе, развивать его экономику и культуру и могут содержать само государство. Он ратовал за сотрудничество государства с торговофинансовыми кругами США.

Был сторонником сильного федеративного государства, Именно принципы федерализма были закреплены в Конституции США 1787 г.

БАБУВИСТЫ.+ГОДВИН

Наши рекомендации