Тема 1. Общество и государство

Таблица 2. Типология государств

По форме правления По форме государственного территориального устройства По форме государственно-политичес-кого режима По форме социальных отношений
Монархия Республика Союз республик Унитарное государство Федерация Конфедерация Авторитарное Демократическое Тоталитарное Первобытное Рабовладельческое Феодальное Буржуазное Социалистическое

Форма государства – это сложное понятие, традиционно включающее три элемента: форму правле­ния, государственное устройство и политический режим (складывается ис­торически под влиянием ряда факторов).

В соответствии положением части 1 статьи 1 Конституции РФ, Российская Федерация – демократическое (государственно-политический режим) федеративное (государственное устройство) госу­дарство с республиканской формой правления, вернувшееся в 1991 году к буржуазному типу социальных отношений.

Конституционно-правовой механизм народовластия (демократическое государство) формируется на основе положений ряда конституционно-правовых актов федерального и регионального значения:

1) Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»[27]1990 г.;

2) Декларации прав и свобод человека и гражданина[28]1991 г.;

3) Федеративные договоры – Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе России; краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации (от 31.03.1992 г. с протоколами);

4) Конституции Российской Федерации (статей 3, 6, 7, 12, 13 главы 1, статей 18, 24, 29, 30, 31, 32, 55, 56, 60 главы 2, статей 81, 84, 88, 92, 93 главы 4, статей 94, 95, 96, 97, 98, 99, 102, 103, 109 главы 5, статей 111 и 117 главы 6, статей 130 и 131 главы 8 и статьи 135 главы 9);

5) конституций и уставов субъектов Российской Федерации.

Вопросы федеративного устройства и формы правления также отражены в положениях вышеперечисленных конституционно-правовых актов.

Функции государства – главные направления его управляющего воздей­ствия на общество. Любое общество заинтересовано в успешном управле­нии своими де­лами, решении публичных проблем, отражающих общие инте­рес и потребно­сти, организации, упорядочении и регулировании поведения людей и складывающихся между ними от­ношений, поддержании общественного порядка.Основные функции государства подразделяются на виды:

внутренние и внешние (между ними имеется связь, т.к. внешняя политика определяется внутрен­ними условиями);

по времени осуществления – постоянные и временные;

по формам деятельности – законотворческие, управленческие, судебные, надзорные[29].

Функции государства:

- обеспечение целостности общества и стабильности социального развития;

-обеспечение военной, эко­номической, информационной и духовной и безопасности общества и государства;

- охрана конституционности и правозаконности во взаимоотношениях власти и об­щества, гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

- создание и обеспечение условий для развития всех сфер общественной жизнедея­тельности (экономической, социальной и др.);

- регулирование общественных отношений с помощью основного регу­лятора – права;

- координация – согласование интересов и потребностей участников общественных отношений, а также общества и государства;

- контроль для целей обеспечения правопорядка, повышения эффек­тивности управления;

- обеспечение государственных интересов в мировом сообществе.

Функции государства декомпозируются в функции государственного управления (см. Тема 2).

Рассматривая право как имманентный государству инструмент регулирования общественных отношений, подчеркнём исключительную важность юридизации последних (в известных пределах) в определённом соотношении с признаками государства (схема 4). Правовой статус получает каждый гражданин и человек, каждый элемент государственного обустройства, что проявляет государствообразующее и государствообеспечивающее значение права и открывает нам качественный показатель государственного управления – законность.

Тема 1. Общество и государство - student2.ru

Тема 1. Общество и государство

1. Общество и цивилизационный прогресс.

2. Государство, его сущность, формы и функции.

1. Общество и цивилизационный прогресс.

Общество как универсальная форма человеческой жизнедеятельно­сти изучается философией, историей, социологией, юриспруденцией и другими науками, и исследуется на различных предметных уровнях: на уровне общецивилизационного феномена (человечество, социум); на уровне конкретных типов обществ (например, первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое); на уровне отдельных социальных организмов (семья, племя, школьный коллектив, учебная группа в вузе, трудовой коллектив, общественное движение, партия и др., вплоть до государства).

При любом научно-методологическом подходе к выработке теории общества или построению типологии общества исследователи (кроме отстаивающих божественное происхождение человека и социума) проявляют добросовестное единодушие, признавая, во-первых, человека первичным структурным элементом социальных организмов общества, во-вторых, развитие социума, а в-третьих, естественно-природное происхождение как человека, так и общества, которое является продуктом социальной природы человека[1].

Отметим, что эволюция обществ и общественных отношений определялась естественно-природным эволюционированием индивидов, нуждающихся в объединении с подобными себе[2], но, зачастую, и конфликтующих со своим окружением при расхождении частного и общего интересов.

Такая характеристика бытия человека как автономность или независимость, ощущаемая самой личностью, проявляла степень свободы индивида в социуме или степень его подчинённости правилам общежития. В одних случаях она (степень свободы) определялась самим членом общества, в других – общество определяло для входящих в него меру дозволенного и запретное, но очевидно, что в результате именно такого соприкосновения варьирующих индивидуального интереса и публичного интереса у человека возникало удовлетворение условиями жизни, определяемыми данным социумом, или появлялась мотивация к увеличению степеней свободы как в рамках социума, так и вне его, или обнаруживалось противостояние, завершавшееся утратой свободы (жизни) в данном сообществе, принудительным ограничением её или полной свободой, но уже вне этого сообщества. Разнообразие таких отношений частно-публичного характера имеет причиной как разнообразие индивидов с персональным набором психофизиологических, умственных и волевых качеств, так и определённую множественность видов социальной организации жизни в различных сообществах. Таким образом, антропологическая субстанция – автономность личности – выступает в качестве субъективного фактора социального развития, а единство общества при удовлетворяющей индивидов личной независимости приобретает качество объективного фактора цивилизационного развития.

Общество рассматривается и как структурно-функциональное единство, представляющее собой совокупное (совместное – авт.) человеческое существование, сумму индивидов, объе­динённых в определённые группы (семья, коллек­тив, партия, класс, нация) и связанных более или менее осознанными узами (традицией, родством, экономическими интересами, идей­ными устремлениями)[3]. При этом, как определял В.И. Ленин, «общество рассматривается как живой, находящийся в постоянном развитии организм (а не как нечто механически сцепленное и допускающее поэтому всякие произвольные комбинации отдельных общественных элементов)»[4].

Тема 1. Общество и государство - student2.ru

Схема 1. Понятие и признаки общества[5].

Целостность и динамичность общества (схема 1) делают имманентным (внутренне присущим[6]) ему качеством «организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений»[7].

Саморегуляция общества подчинена определённым закономерностям. Каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определённой меры социального регулирования («ни больше, ни меньше»), иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы; по мере развития социального регулирования всё более возрастает удельный вес социального, в т.ч. общественного сознания; решающим фактором социального регулирования на всех этапах развития является материальное производство; развитие социума сопровождается усложнением и совершенствованием регулятивных механизмов[8]. Указанные закономерности имеют свои проекции на индивидуальное сознание личности, совокупность личных нравственных ценностей и мотиваций поведения, на статус общественного интереса, формы его выражения и защиты, актуализируя значение морали и права.

Учитывая, что социальный прогресс имеет определённый цивилизационный результат, мы вправе рассматривать его как итог сложения материальных усилий личных (например, полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли) и общественных (в первый космический полёт человека вложен труд сотен тысяч людей – учёных, конструкторов, инженеров, рабочих, управленцев), в чём выражается субъективно-объективная природа общества[9]. Можно привести множество подобных примеров, личный опыт каждого человека свидетельствует о таком «сложении» усилий индивида и общества, проецирующихся на индивида и имеющих определённое значение для социума.

В целом, развитие общества происходит эволюционно от низших состояний к качественно высшим, и характеризуется как прогрессивное.

Приведём качественные характеристики образованности российского общества:

- 2002 год: из 1000 человек в возрасте 15 лет и более 902 человека имели образование основное общее и выше (в 1989 г. – 806); их численность составила 109,4 млн. человек и увеличилась с 1989 года на 20%[10].

- 2010 год: учтено 110,6 млн. человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше, что составляет 91% этой возрастной группы; по сравнению с 2002 г. число указанных лиц увеличилось на 1,2 млн. человек (1,1%)[11].

Утрата социумом каких-либо достигнутых качеств в определённые исторические периоды характеризуется как социальный регресс, но этот термин скорее применим к отдельным социальным группам (сообществам), чем ко всей человеческой цивилизации. В этой связи, полагаем, нельзя рассматривать тот или иной вариант развития событий в каком-либо социуме (государстве) как ошибочную случайность, противоречащую общему и, якобы, правильно-обычному порядку общежития. Обусловленность любых событий для институализированных сообществ имеет весьма сложный, комплексный характер и, несмотря на определённое влияние субъективных факторов, баланс влияния в большем числе случаев всегда смещается в сторону объективного.

Например, 25.11.2011 г. в Москве на Всероссийской научной конференции «От СССР к РФ: 20 лет – итоги и уроки».

Почему распалась страна, находившаяся на вершине своего исторического могущества? К чему стремились победители революции 1991 года и каковы оказались реальные итоги развития постсоветских стран? Какими были явные и скрытые цели постсоветского реформирования? Что изменилось в мире без СССР? – Главные вопросы, вокруг которых строились выступления участников и шли дискуссии.

Доктор политических наук, научный руководитель Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при Отделении общественных наук РАН В.И. Якунин так оценил события начала 90-х годов ХХ века в России: «даже после краха СССРговорить о крахе идеи социалистического государства как такового слишком рано» (выделено В.И. Якуниным).

Доктор политических наук, доктор физико-математических наук С.С. Сулакшинзаявил, что «Либерализм – это исторически тупиковая ветвь самоорганизации человечества(выделено С.С. Сулакшиным). Социализированность,..есть будущее человечества и России».

Доктор исторических наукВ.Э. Багдасарян: «Мировое значение Советского Союза было в том, чтобы сократить разрыв между богатыми и бедными. Поэтому после распада СССР человечество в целом, безусловно, проиграло»[12].

Итог событий 1917 года и образования первой в мире советской общественной системы, давшей альтернативу буржуазному типу развития общества, а также не ошибочную, а именно альтернативную буржуазной социалистическую модель развития общественных отношений, – есть закономерность цивилизационного развития (схема 2) на пути к лучшим моделям общежития.

Тема 1. Общество и государство - student2.ru

Наши рекомендации