Тема 5. Современные проблемы институтов и отраслей международного права
1. Периодизация и кодификация международного права, его науки и источников
2. Становление новых институтов в международном праве
3. Обособление отраслей международного права
4. Европейское право
5. Взаимодействие международного, конституционного и отраслевого внутригосударственного права
В ходе изучения курса «Международное право» ставится задача не только овладения теоретическими основами правового регулирования в области международных правоотношений, но и усвоения обучаемыми положений конкретных международно-правовых документов, а также обеспечения исполнения положений ряда конкретных международных договоров с участием России.
Одновременно ставится задача научить студентов применять полученные знания в практической деятельности, правильно усвоив содержание внутригосударственных правовых актов, принятых на основе и во исполнение требований международно-правовых норм.
Основными формами изучения курса международного публичного права являются лекции, семинарские и практические занятия, тесты на которых слушатели совершенствуют навыки работы с нормативными материалами, дают оценку текущих политических событий в свете международного права. Предполагается также самостоятельная работа и проведение текущих консультаций с преподавателем.
До прослушивания лекции по каждой теме рекомендуется:
· внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями по этой теме и соответствующим разделом программы курса;
· изучить материалы к лекции или фондовую лекцию по этой теме;
· ознакомиться с соответствующими главами и параграфами учебников по международному праву.
По ходу лекции необходимо внимательно слушать преподавателя и вести конспект.
При подготовке к специальному семинару-дискуссии или практическому занятию следует использовать методические рекомендации по изучению соответствующей темы.
Семинар-дискуссия проводится в следующем порядке:
а) вступительное слово преподавателя - 3-5 мин.;
б) дискуссия по вопросам темы - до 30 мин. по каждому вопросу;
в) подведение итогов занятия преподавателем - до 10 мин.
Специальный семинар-дискуссия проводится в следующих формах, дополняющих друг друга:
· развернутая беседа, предполагающая основательную подготовку всей группы по всем вопросам и участие максимума студентов в обсуждении темы. На семинаре в форме развернутых диалогов отдельным студентам поручается фиксированное выступление по той или иной проблеме; задаются дополнительные вопросы;
· устные доклады с последующим их обсуждением и оппонированием;
· обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами по заданию преподавателя и прочитанных остальными студентами до семинара.
Доклад или реферат могут быть поручены не одному, а двум-трем студентам (слушателям). Помимо основного докладчика могут быть назначены содокладчики и оппоненты по основным докладам. Студенту-докладчику может быть предоставлено не вступительное, а заключительное слово по вопросу, обсуждаемому в порядке развернутой беседы. Докладчики, как правило, назначаются преподавателем на занятиях. В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит план выступления по каждому вопросу темы. Доклады продолжительностью 10-15 мин. делаются устно. Разрешается обращение к конспекту, но нужно избегать сплошного чтения.
Семинарское занятие по указанию преподавателя может быть проведено в виде рецензирования книг, статей, материалов интернета и их дискуссионного обсуждения.
Выступление студентов на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагается теоретические подходы рассматриваемого вопроса, анализ соответствующих принципов, нормативных актов, понятий, категорий; выдвинутые теоретические положения подтверждаются фактами, примерами, иллюстрациями, взятыми из международно-правовой жизни, из практики межгосударственных отношений в современный период, из деятельности органов внутренних дел, а также из достижений современной юридической науки и иных отраслей знаний, в том числе связанных с профилем Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
В ответах студентов важны самостоятельность и творческое отношение к решению вопроса. Выступления должны базироваться на опыте практической работы и быть грамотными в литературном отношении.
Организация самостоятельной работы (по каждому семинару) включает в себя изучение рекомендованной литературы; подготовку по каждому вопросу плана занятий к докладу (до 15 мин.) и участию в обсуждении и дополнении докладов (до 10 мин.).
Важно помнить, что успех обучения зависит прежде всего от самостоятельной работы студента.
Задачи преподавателя:
· дать студентам необходимый объем знаний о нормах, институтах и отраслях международного права, об особенностях его создания и функционирования, о механизме применения его норм на международном и внутригосударственном уровнях;
· повысить уровень подготовки специалистов на основе современных требований.
· выработать у студентов умения и навыки поиска, анализа и применения международно-правовых норм для их использования в конкретных ситуациях юридической работы;
· помочь студентам выявить новые тенденции в развитии современного международного права.
В соответствии с планом изучения курса международного права студент должен самостоятельно выполнить контрольную работу по одной из предлагаемых ниже тем.
Выбор темы должен обуславливаться наличием нормативного материала, рекомендованной литературы, изучением соответствующего раздела учебника, международных конвенций и соглашений, подбором примеров из периодической печати на день написания работы.
Выполнение контрольной работы предусматривает анализ международных документов по выбранной теме, формулирование собственных определений (пусть они даже расходятся с определениями учебников и монографических работ), критический подход к уже устоявшимся правовым концепциям и определениям, собственный анализ и собственную оценку юридических фактов и примеров.
Не будет положительно оценена работа, в которой отсутствуют свои собственные взгляды и оценки: примеры из международной практики государств, в том числе РФ с оценкой их положительных и отрицательных сторон. Одновременно кафедра предостерегает студентов от механического переписывания учебников, конвенций и соглашений.
Обязательными для выполнения контрольной работы являются несколько требований:
1. Непременное использование текстов международных актов. Задания контрольных работ рассчитаны на самостоятельную работу студентов над этими текстами. При изучении конвенций и международных договоров необходимо учитывать, что нормы, относящиеся к тому или иному институту, содержатся подчас не только в главе или разделе, соответствующим образом озаглавленных, но и в других частях этих актов. Желательно, чтобы использовались последние по времени издания переводов международные акты. Разумеется, перед тем, как приступить к написанию работы, студент должен хорошо представлять себе ее предмет, прочитав предварительно учебник и другие литературные источники.
2. Применение сравнительного метода изложения материала. Задача контрольной работы - научить студента не только самостоятельно анализировать текст международного акта и зарубежного законодательства, но и сравнивать его с текстами других актов, их имплементации в различных государствах и делать выводы из этого сравнения. Применение сравнительного подхода расширяет знания в отношении конкретного института международного права. Если студент просто приведет последовательно соответствующие нормы одной и другой конвенции, то работа будет признана неудовлетворительной. В этом случае отсутствует аналитический, творческий подход, который необходим при изучении и оценке того или иного международно-правового института.
Желательно в конце работы кратко сопоставить точки зрения по теме международного права с действующим законодательством Российской Федерации и результат этого сопоставления включить в общий вывод работы.
3. Непременное условие выполнения работы - ее самостоятельность. Работы, текст которых списан из учебной или другой литературы либо представляют собой заимствование из работ других студентов, не будут зачитываться. Самостоятельность предполагает собственный подход студента к проблеме, собственное ее видение. Для сведения: зачтенные работы остаются на кафедре до конца семестра, после чего проводится их сравнение и в случае, если две или более работы окажутся весьма схожими, зачет, порученный их авторами, будет аннулирован.
Невыполнение хотя бы одного из названных требований ведет к безусловному признанию работы неудовлетворительной, независимо от возможных имеющихся достоинств работы (например, привлечения дополнительного материала, использования иностранной литературы и др.). Не использование даже одной из конвенций, требующихся темой работы, также влечет незачет.
Работы должны быть надлежаще оформлены - напечатаны на принтере и снабжены списком использованной литературы. В любом случае работа должна быть подписана автором с указанием даты ее выполнения. Неподписанные работы будут признаваться недействительными.
Общий объем печатной работы не должен превышать - 25 страниц в формата А 4, напечатанных 14-м кеглем с полуторным интервалом.
Студент вправе (и обязан) сам подобрать литературу и творчески ее использовать.
Завершается изучение дисциплины сдачей студентами, а студентами, обучающимися заочно, - экзамена.