Основные направления социалистической политико-правовой мысли во второй половине xix в.
Эпоха. С развитием промышленного капитализма на Западе становится актуальной проблема интеграции пролетариата («рассеянной силы числа» — О. Конт) в существующую экономическую и политическую систему капиталистического общества. Тем самым особое значение приобретает рабочий вопрос.
Ответом на этот вопрос на практике было создание партий и организаций, отстаивающих интересы рабочих на Западе: «Всеобщего германского рабочего союза» (1863), Социал-демократической рабочей партии Германии (национальный уровень); I Интернационала («Международного Товариществ Рабочих» 1864); II Интернационала (1889), организованного социалистическими партиями (международный уровень).
Ответом на этот вопрос в теории были требования замены капитализма на общественный строй без экономической эксплуатации и изменения политической системы.
В рамках социалистической политико-правовой теории на Западе сформировалось три направления:
1) «научный социализм» — Маркс, Энгельс (самоназва
ние принадлежит Марксу);
2) анархизм (Прудон, Бакунин, Кропоткин);
3) социал-демократический социализм (Лассаль).
Эти теории противостояли другим теориям, появившимся также в XIX в., таким, как теория политического либерализма (Констан), теория социократии (Конт) и др.
300 Глава 20. Основные направления социалистической...
В России возникла еще одна социалистическая теория — теория «русского социализма» (название принадлежит А. Герцену). Приверженцем теории «русского социализма» наряду с Герценом был Н.Г. Чернышевский.
20. 1. Политико-правовое учение марксизма
Марксизм представляет собой систему экономических, социальных, философских, политических и правовых взглядов. Особое место среди них занимает политико-правовое учение.
Маркс Карл(1818-1883) — немецкий политический философ, экономист, идеолог мировой пролетарской революции.
Биография. Родился в Трире (Рейнская Пруссия). Был вторым ребенком из девяти детей адвоката Генриха Маркса (отец Маркса происходил из семьи раввинов, однако в 1816 г. он принял протестантизм). С 1835 по 1836 г. К. Маркс изучал право в Боннском университете; с 1836 по 1841 г. изучал право, историю и историю искусств в Берлинском университете. В 1841 г. получил докторскую степень на философском факультете Иенского университета. В 1842 г. Маркс был приглашен на работу в редакцию «Рейнской газеты». В этой газете он опубликовал различные статьи критического направления. После запрещения прусским правительством этой газеты Маркс переехал в Париж, где стал издавать журнал «Немецко-французский ежегодник».
В 1844 г. в Париже состоялась встреча К. Маркса с Ф. Энгельсом. Она привела к созданию совместных произведений: «Святое семейство, или Критика критической критики» (1844), «Немецкая идеология» (1845-1846), «Нищета философии» (1847), «Манифест Коммунистической партии» (1847-1848).
С 1849 г. и до конца жизни Маркс почти постоянно жил в Лондоне. С этого времени он много писал и сотрудничал с различными западными газетами. С 1864 г. Маркс участвовал в создании Международного товарищества рабочих (I Интернационал), написал Учредительный манифест и Устав этой организации. Маркс входил в состав Генерального совета международного товарищества рабочих и был автором различных резолюций и документов этой организации до ее роспуска в 1872 г. В последующие годы
20. 1. Политико-правовое учение марксизма
Маркс продолжал анализировать развитие рабочего движения на Западе. В 1883 г., спустя два года после смерти жены, Маркс умер.
Энгельс Фридрих(1820-1895) — немецкий мыслитель, сподвижник К. Маркса.
Биография. Родился в Бармене (Рейнская Пруссия) в семье текстильного фабриканта. Отец не дал сыну закончить гимназию: Ф. Энгельс стал рано работать в конторе торговой фирмы в Бремене. В 1841 г. жил в Берлине, отбывая воинскую повинность, и одновременно был вольным слушателем в Берлинском университете. В 1842-1844 гг. жил в Манчестере (Англия), работая в конторе бумагопрядильной фабрики, совладельцем которой был его отец. В 1844 г. состоялась встреча Энгельса с Марксом в Париже, творческий союз которых продолжался многие годы.
Подготовил «Наброски к критике политической экономии» (идея переходного характера капиталистической системы). Участвовал вместе с Марксом в создании первой международной революционной рабочей организации «Союз коммунистов» (1847) и написании программы этой организации — «Манифеста Коммунистической партии». Как и Маркс, участвовал в работе I Интернационала. После смерти Маркса Энгельс продолжал в своих работах развивать материалистическое учение о праве и государстве и бороться с антимарксовскими течениями в рабочем движении. В 1884 г. Энгельс опубликовал работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в основу которой легла рукопись Маркса.
Последнее десятилетие своей жизни Энгельс много сил отдал подготовке к выходу в свет второго (1885) и третьего (1893) томов «Капитала» К. Маркса. В 1895 г. Энгельс умер. Логическое основание политико-правового учения. Источниками марксистского учения являются идеи, содержащиеся в немецкой классической философии (Гегель, Людвиг Фейербах), английской политической экономии (Рикардо, Смит), французской и английской социалистической теории (Сен-Симон, Фурье, Оуэн), французской исторической науке и др.
Основные работы: «Манифест Коммунистической партии» (1847-1848, Маркс и Энгельс); «Нищета философии» (1847, Маркс); «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (1850, Маркс); «18 Брюмера Луи Бонапарта»
302Глава 20. Основные направления социалистической... (1852, Маркс); «К критике политической экономии. Предисловие» (1859, Маркс); «Гражданская война во Франции» (1871, Маркс); «Критика Готской программы» (1875, Маркс); «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884, Энгельс).
Содержание политико-правового учения. Марксистское политико-правовое учение обусловлено представлениями К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что капитализм нельзя усовершенствовать, необходимо революционное переустройство капиталистического общества.
В «Манифесте Коммунистической партии» (1847-1848), опубликованном на многих европейских языках, содержатся анализ состояния современного общества и программа действий пролетариата в ходе революционного переустройства этого общества. «Манифест» был написан Марксом и Энгельсом как программа созданной ими в Лондоне международной рабочей организации «Союз коммунистов», лозунгом которой стал призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Первый перевод на русский язык «Манифеста Коммунистической партии» был сделан М.А. Бакуниным.
Современное буржуазное общество «все более и более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два больших, стоящих друг против друга, класса — буржуазию и пролетариат».
Капитализм разрушается через классовую борьбу: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов». Эта борьба всегда заканчивалась «революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов». С развитием капитализма все больше средних, промежуточных слоев между капиталистами и пролетариями будет вливаться, рекрутироваться в ряды пролетариата: «Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она (буржуазия. — Авт.) превратила в своих платных наемных работников».
С развитием капитализма будет проходить процесс все большего обнищания пролетариата. Благодаря машинному производству будет расти производительность труда, что вызовет рост резервной армии труда, которая будет влиять на рынок труда и препятствовать росту заработной платы.
20. 1. Политико-правовое учение марксизма
Кроме того, с развитием капитализма будут нарастать противоречия:
• между производительными силами и буржуазными
производственными отношениями;
• между общественным характером производства и час
тнокапиталистическим характером присвоения: «Буржуаз
ные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить со
зданное ими богатство».
В такой ситуации пролетариату терять нечего: «У пролетариев нет ничего своего, что надо было бы им охранять, они должны разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную собственность». Пролетарское движение есть движение «огромного большинства в интересах огромного большинства».
Программа действий пролетариата. «...Пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии», в ходе «открытой революции», «коммунистической революции». Произойдет отождествление государства с «пролетариатом, организованным как господствующий класс», «завоевание пролетариатом политической власти».
Таким образом, была высказана идея диктатуры пролетариата, хотя термина «диктатура пролетариата» в «Манифесте Коммунистической партии» еще нет.
Задачи пролетариата как политически господствующего класса:
• «вырвать у буржуазии oiar за шагом весь капитал»;
• «централизовать все орудия производства в руках го
сударства»;
• отменить право наследования;
• конфисковать имущество эмигрантов и мятежников;
• централизовать кредит в руках государства посред
ством создания национального банка с государственным
капиталом;
сконцентрировать весь транспорт в руках государства;
увеличить число государственных фабрик;
ввести одинаковую обязательность труда для всех;
создать промышленные армии;
соединить земледелие с промышленностью, содействовать постепенному устранению различия между городом и деревней;
• обеспечить общественное и бесплатное воспитание
всех детей.
304 Глава 20. Основные направления социалистической..._____
В итоге «на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».
«Манифест Коммунистической партии» — не только программа действий пролетариата в ходе совершения коммунистической революции, но и основа марксистской тео^ рии государства и права. В этой работе даны марксистские определения политической и государственной власти, права, закона.
1. «Политическая власть в собственном смысле слова —
это организованное насилие одного класса для подавления
другого». После ликвидации классов «публичная власть
потеряет свой политический характер».
2. «Современная государственная власть — это только
комитет, управляющий общими делами класса буржуазии».
3. «...Ваше право (буржуазное. — Авт.) есть лишь возве
денная в закон воля вашего класса, воля, содержание кото
рой определяется материальными условиями жизни ваше
го класса».
4. «Законы, мораль, религия — все это для него (проле
тариата. — Авт.) не более как буржуазные предрассудки, за
которыми скрываются буржуазные интересы».
В 1848-1849 гг. в Европе прокатилась волна буржуазно-демократических революций. В некоторых странах революции сопровождались национально-освободительным движениям (Венгрия, Италия, Чехия). К. Маркс осмысливает эти события и в 1850 г. пишет работу «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (была опубликована в 1859 г. в Нью-Йорке). Впервые Маркс использует здесь термин «классовая диктатура пролетариата», в этой же работе содержится характеристика задач пролетариата.
«Пролетариат все более объединяется вокруг революционного социализма, вокруг коммунизма, который сама буржуазии окрестила именем Бланки. Этот социализм есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению всех производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отношений, соответствующих этим производственным отношениям, к перевороту во всех идеях, вытекающих из этих общественных отношений».
20. 1. Политико-правовое учение марксизма_____ 305
I? 1852 г. К. Маркс отправил письмо своему другу Иосифу Вейдемейеру, в котором дал оценку своей теории общественного развития. Маркс признавал, что до него буржуазные экономисты уже описали экономическую анатомию классов, а буржуазные историки описали историческое раз-питие борьбы классов: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:
1) что существование классов связано лишь с опреде
ленными историческими фазами развития производства,
2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре
пролетариата,
3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к
уничтожению всяких классов и к обществу без классов».
В работе Маркса «18 Брюмера Луи Бонапарта» на смену идее отмирания государства, провозглашенной в «Манифесте Коммунистической партии», приходит идея его
слома.
Маркс критикует французское государство — ужасный «организм-паразит» на теле общества: полмиллиона чиновников и полмиллиона военных. Он предлагает сломать старую государственную машину: «Все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господство, рассматривали захват этого огромного государственного здания, как главную добычу при своей победе».
Это важное положение вошло в предисловие к немецкому изданию «Манифеста Коммунистической партии» 1872 г.: «В особенности Коммуна доказала, что рабочий класс не может просто овладеть готовой государственной машиной и пустить ее в ход для своих собственных целей».
В работе «К критике политической экономии. Предисловие», написанной в 1859 г., дается экономическая интерпретация истории и формируются концепции экономического базиса и политико-правовой надстройки.
Базис — совокупность производственных отношений. Это отношения, в которые вступают люди в процессе производства: «определенные, необходимые, от их воли не зависящие».
Надстройка — это совокупность таких явлений, как государство, право, формы общественного сознания, возвышающихся над базисом, но зависящих от него. Маркс полагал, что базисные изменения определяют изменения в надстройке, а не наоборот: «На известной ступени своего
306 Глава 20. Основные направления социалистической...
развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями... Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке».
В 1871 г. была провозглашена Парижская коммуна. В Парижской коммуне Маркс увидел прямую противоположность буржуазному государственному аппарату, необходимость слома которого была им обоснована еще в 1852 г. Маркс пишет статью «Гражданская война во Франции» (1871), в которой восторгается достижениями Коммурш: «Коммуна сделала правдой лозунг всех буржуазных революций, дешевое правительство, уничтожив две самые крупные статьи расходов: постоянную армию и чиновничество. Коммуна — это правительство рабочего класса». Маркс приветствует мероприятия Коммуны, направленные на уничтожение постоянного войска и замену его вооруженным народом, а также действия, связанные с лишением государственных чиновников привилегий несменяемости, невыборности и высокой оплаты труда.
В работе «Критика Готской программы» (1875) Маркс вновь обратился к теме переходного периода и диктатуры пролетариата: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».
В этой же работе Маркс оценивал право, которое должно было существовать в течение всего переходного периода. Он полагал, что в переходный период от капитализма к коммунизму сохранится «узкий горизонт буржуазного права», ведь «право по своей природе может состоять лишь в применении равной меры» к неравным людям. Напротив, утверждал Маркс, при коммунизме «право, вместо того чтобы быть равным, должно бы быть неравным».
После смерти К. Маркса в 1883 г. Ф. Энгельс пишет работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). В этой работе он анализирует экономические предпосылки перехода людей из родовой организации общества к государственной. К числу этих предпо-
20. 1. Политико-правовое учение марксизма
сылок Энгельс относит три крупных общественных разделения труда. Под первым крупным общественным разделением труда он понимал выделение пастушеских племен из массы варваров. Первое крупное общественное разделение труда, считал Энгельс, вызвало и первое социальное расслоение: «Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых».
За первым общественным разделением труда последовало второе — отделение ремесла от земледелия, а затем и третье — появление в обществе класса купцов — класса «настоящих общественных тунеядцев». Эти три крупных общественных разделения труда вызвали рост обменных отношений в обществе, что привело в свою очередь к расколу общества на классы с противоположными экономическими интересами: «Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием — расколом общества на классы. Он был заменен государством».
Государство возникло для того, утверждал Энгельс, чтобы «классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе». Энгельс, сравнив государство с родовой организацией жизни людей, выделил следующие признаки государства:
• территориальное деление подданных государства;
• наличие публичной власти, не совпадающей непосред
ственно с населением;
• налоги и государственные долги;
• законы, которые искусственно поддерживают автори
тет государственных чиновников.
Обобщив свои взгляды на происхождение государства, Энгельс сделал ряд выводов:
• «государство существует не извечно», так как люди
первоначально жили в родовом строе;
• государство появилось как объективная необходи
мость, вызванная экономическим развитием человеческих
обществ, расколовшихся на классы;
• существование классов при современном уровне раз
вития производства становится тормозом развития этого
производства, и потому они «исчезнут так же неизбежно,
как неизбежно они в прошлом возникли»;
308Глава 20. Основные направления социалистической...
• если исчезнут классы, то «исчезнет неизбежно государство».
В результате такого рода объективного процесса вновь установится бесклассовое общество, но уже на более высоком уровне экономического развития: «Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором».
Следует отметить тот факт, что Энгельс не всегда придерживался такой трактовки происхождения государства. В более ранней работе «Анти-Дюринг» (1876) Энгельс допускал возникновение государства в обществе, в котором еще не произошел раскол на противоположные классы: «Общество разделяется на классы — привилегированные... а государство, к которому стихийно сложившиеся группы одноплеменных общин в результате своего развития пришли только в целях удовлетворения своих общих интересов (например, на Востоке — орошение) и для защиты от внешних врагов, отныне получают в такой же мере и назначение — посредством насилия охранять условия существования и господства правящего класса против класса угнетенного».
Во введении к работе К. Маркса «Гражданская война во Франции» (1891) Энгельс дает определение государству и одновременно прогнозирует его отмирание: «В действительности же государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим, — и в демократической республике ничуть не меньше, чем в монархии; в лучшем случае государство есть зло, которое по наследству передается пролетариату, одержавшему победу в борьбе за классовое господство; победивший пролетариат по примеру Коммуны вынужден будет как можно скорее отсечь худшие стороны этого зла, пока поколение, выросшее в новых, свободных общественных условиях, не окажется в состоянии выкинуть вон весь этот хлам государственности».
Во введении к работе К. Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» Ф. Энгельс дал высокую оценку всеобщего избирательного права как легального средства борьбы рабочих за свои права: «И вышло так, что буржуазия и правительство стали гораздо больше бояться легальной деятельности рабочей партии, чем нелегальной, успехов на выборах, — чем успехов восстания».
______ 20. 1. Политико-правовое учение марксизма 309
Тем не менее Энгельс принципиально не отказывается от признания за народом права на революцию: «Ведь право на революцию является единственным действительно «историческим правом» — единственным, на котором основаны все без исключения современные государства».
Некоторые научные положения К. Маркса и Ф. Энгельса оспаривались при их жизни и после. В XX в. Положение Маркса о базисе и надстройке было подвергнуто критике французским социологом Раймоном Ароном. Он признавал научно приемлемым понятия базиса и надстройки, но при этом замечал: «Возражение вызывает только догматическое толкование, согласно которому одно из них определяет другое». Французский политический антрополог Жорж Лапьер признал подход Энгельса к рассмотрению происхождения государства с позиций экономического детерминизма ограниченным: «Если ни одно человеческое общество не живет только экономикой средств существования, если всякая человеческая жизнь требует "перерасхода" излишка благ, чтобы установить коммуникацию, обмен символами, значениями, то как не сделать из этого факта вывода о том, что производство и обмен знаками и символами, — является не менее "фундаментальным", чем производство простых "материальных" средств существования».
Если оценивать политико-правовую идеологию марксизма, то следует признать, что ее широкому распространению способствовало участие Маркса и Энгельса в работе Международного товарищества рабочих (Интернационала). Через эту организацию они получили возможность оказывать влияние на развитие рабочего движения в Западной Европе.
Марксистское политико-правовое учение построено на основе признания антагонизма между классами, который выступал для Маркса и Энгельса движущей силой истории. Призыв основателей марксизма к насильственной революции скрывал цену этой революции — гражданскую войну. В отличие от основателей марксизма французский социолог Огюст Конт (современник Маркса и Энгельса), считал, что индустриальное общество — это не антагонистическое общество: необходимо лишь найти консенсус между буржуазией и пролетариатом.
310 Глава 20. Основные направления социалистической...
20.2. Политико-правовое учение и программа социальной демократии. Фердинанд Лассаль
Фердинанд Лассаль(1825-1864) — немецкий публицист и политик, адвокат.
Эпоха. Объединение Германии шло сверху, и Бисмарку мешала буржуазная оппозиция в рейхстаге, поэтому он был согласен допустить туда рабочих, понимая, что в условиях Германии всеобщее избирательное право не приведет к общенародному государству. Ф. Лассаль поддерживал политику объединения Германии «сверху» — под гегемонией Пруссии.
Биография. Родился в семье мещан. Учился в Лейпциг-ской торговой школе, в Бреславском и Берлинском университетах, занимался филологией и философией.
В 1848-1849 гг. участвовал в демократическом движении Рейнской провинции; в начале 1860-х гг. примкнул к рабочему движению и стал одним из основателей рабочей партии— Всеобщего германского рабочего союза (1863). Был избран президентом этой партии. Погиб на дуэли.
Логическое основание политико-правового учения. Ф. Энгельс называл Ф. Лассаля правоверным гегельянцем. Сам же Лассаль называл себя учеником К. Маркса: знал наизусть «Манифест Коммунистической партии» и экономические труды Маркса, широко их пропагандировал в немецком рабочем движении.
Основные работы: «Система приобретенных прав» (1861); «Программа работников» (1862); «Наука и работники» (1862); «О сущности конституции» (1862); «Гласный ответ» (1863).
Содержание политико-правового учения. Ф.Лассаль считал государство воплощением общественного интереса, только в государстве он видел путь спасения от всех социальных зол: «Государство — это учреждение, в котором должна воплотиться вся добродетель человечества, — цель государства дать возможность человечеству процветать и прогрессивно развиваться, другими словами, назначение человека — добиться насаждения культуры, на какую только человеческий род способен. И рабочее сословие, и вообще низшие классы общества, благодаря беспомощности, в какой пребывало большинство их, обнаружили глубокий инстинкт, возлагая все свои надежды на государство».
20.2. Политико-правовоеучение и программа...
Современное буржуазное государство основано на имущественном избирательном цензе и служит лишь «ночным сторожем», призванным охранять личную свободу индивида и его собственность: «Буржуазия определяет нравственную цель государства так: она состоит исключительно в охранении личной свободы и собственности индивидуума. Это идея ночного сторожа, господа, идея ночного сторожа потому, что государство представляется здесь только в образе караульщика, все назначение которого предупреждать разбои и грабежи». Государство будущего должно ставить перед собой еще и социальные задачи.
Программа перехода к социализму. Лассаль предлагал осуществить социализм на основе существующего государства. Если ввести всеобщее избирательное право, полагал он, отменив имущественный ценз, то государство станет «народным» и будет служить всем и каждому: «При всеобщем и прямом избирательном праве невозможно, чтобы избранные представители не сделались, наконец, верным и точным отражением избравшего его народа». Тем самым будет реализована «государственная идея рабочего сословия».
Лассаль обращался к рабочим со следующими словами: «Всеобщее и прямое избирательное право — это не только ваш политический, но и ваш основной социальный принцип, основное условие всякого социального улучшения».
Когда 98 % неимущих пойдут голосовать, они будут способны изменить политику государства. Социальный вопрос будет решен через:
S государственные субсидии и государственный кредит;
S учреждение производительных товариществ как в промышленности, так и в земледелии в таком объеме, чтобы из них возникла социалистическая организация совокупного труда, которая постепенно вытеснит капитализм. Рабочие в этих товариществах будут получать «полный трудовой доход».
Завоевание всеобщего избирательного права — вот путь к социализму. Был тайный договор Лассаля с канцлером О. Бисмарком: за поддержку рабочими его политики Бисмарк обещал ввести всеобщее избирательное право в Германии.
Заметим кстати, что обе стороны выполнили свои обещания!
В отличие от политической программы Маркса, основанной на концепции классовой борьбы и насильственной
312 Глава 20. Основные направления социалистической—____
революции для решения рабочего вопроса и построения социализма, Лассаль, как отмечалось, возлагал надежды на существующее государство: «Я приписываю государству высокую, великую задачу, — развить зародыши человечности, что оно делало от начала истории и будет делать во веки веков, я требую, чтобы оно, как орган всех, устроило своей благодетельной рукой жизнь всех».
Лассаль выступал за мирный путь перехода к социализму (через легальную политическую борьбу за всеобщее избирательное право): «Поднятое мною знамя есть знамя демократии вообще. Я вызываю движение общее, демократическое, народное, а не классовое только».
Под влиянием идей Лассаля еще одна рабочая партия, созданная в Германии, стала называться «социал-демократической», включила в свою программу пункт о государственной помощи производственным товариществам и назвала свою газету «Народное государство».
Лассаля волновала не только конкретная проблема решения рабочего вопроса, но и сугубо научные, теоретические проблемы конституционализма. В работе «О сущности конституции» он говорит о двух конституциях: действительной и правовой.
Конституция действительная представляет собой фактическое соотношение сил в обществе: король — войско — дворянство — промышленники — банкиры — мелкая буржуазия — рабочие. Именно эта действительная конституция определяет все законы и все правовые учреждения данного общества.
Конституция правовая представляет собой конституцию писаную: «Упомянутые нами действительные отношения общественных сил записываются на бумагу, выражаются письменно, будучи записанными, они перестают уже быть только фактическими соотношениями и становятся правом или правовыми учреждениями, неповиновение которым наказывается». Стабильность писаной конституции зависит от ее соответствия конституции действительной: «Что бы ни было написано на листе бумаги, не будет иметь никакой цены, пока не отвечает действительному положению вещей, реальному соотношению между общественными силами».
В подтверждение своих слов Лассаль приводит такой пример: если у вас в саду растет яблоня, а вы на нее повесили табличку с надписью «фиговое дерево», то неужели
20.3. Политико-правовая идеология...
ваша яблоня благодаря только этой надписи и в самом деле станет фиговым деревом? Действительная конституция пробивается через писаную конституцию с такой же необходимостью, какая заключается в законе тяготения.
Разработанные Лассалем политические идеалы получили признание у некоторых представителей немецкой социал-демократии (Э. Бернштейн и др.). Лассальянство и марксизм — две противоположные друг другу доктрины, возникшие в XIX в. Интерес к ним политических исследователей не ослаб, и в XX в. австрийский юрист Г. Кельзен посвятил этим учениям отдельную работу «Маркс или Лассаль».
20.3. Политико-правовая идеология «русского социализма». А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский
Эпоха. Восстание 14 декабря 1825 г., направленное на свержение самодержавия и отмену крепостного права, закончилось поражением: по форме правления Россия осталась абсолютной монархией, сохранился и институт крепостного права. Идеологию такого государства лаконично выразил министр просвещения граф С.С. Уваров: «самодержавие, православие, народность».
Согласно программе де Местра (см. 14.1) в 1811 г., будучи попечителем Петербургского учебного округа, С.С. Уваров запретил преподавание философии, политической экономии, эстетики и основ коммерции.
Наряду с официальной идеологией государства сформировалось либеральное направление политической и правовой мысли. Представители этого направления обосновывали необходимость проведения реформ, направленных на признание за членами общества личных и политических свобод. Они выступали за отмену крепостного права, ограничение произвола государственной бюрократии. Представители русского либерализма вырабатывали свои идеалы, сопоставляя исторические пути развития России и Запада. Следствием этого стала поляризация взглядов на прошлое, настоящее и будущее России. И в 1830-1840-е гг. либералы окончательно разделились на «западников» и «славянофилов».