Тема 19. Основные школы и направления политико-правовой мысли в России ХХ века

Теория юридического позитивизма Г.Ф. Шершеневича. Самоограничение государственной власти. Понятия «правовое государство» и «конституционное государство». Л.И. Петражицкий. Правопонимание. Психология и право. Позитивное и интуитивное право.Концепция «возрожденного естественного права» П.И. Новгородцева. Социальное государство как форма реализации нравственного закона.

Концепция правового государства в России (Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский, В.М. Гессен и др.). Учение о власти и праве. Проблема прав и свобод индивида в условиях России.

Н.А. Бердяев. Религия и общественный строй. Историософская концепция. Человек, общество и государство. Содержание "русской идеи". И.А. Ильин. Определение права. Правосознание как основа правового поведения индивида в обществе.

Политико-правовые теории евразийского направления мысли (Е.Н. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Н.Н. Алексеев и др.). Идеократическая государственность. Правящий отбор, дематическое гарантийное государство.

Либертарно-юридическая концепция права В.С. Нерсесянца. Различение права и закона. Право как всеобщая форма и равная мера свободы индивидов.

5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план для дневного отделения)

Таблица 3

Тематический план

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
  Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока        
Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме          
Политические и правовые учения во Франции и Германии в период Просвещения и буржуазных революций XVIII –XIX вв.          
Политические и правовые теории в США и Западной Европе в период индустриального развития (конец XIX – первая половина XX в.)            
Политические и правовые учения в России первой половины XIXв.        
Политические и правовые учения в России второй половины ХIХ – начала ХХ вв.        
Основные школы и направления политико-правовой мысли в России ХХ века      
  ВСЕГО    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах        


Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет __43______ %.

5.3. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план для заочного отделения)

Таблица 4

Тематический план

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока     4/6* 2/2* 2/4*    
Политические и правовые учения в государствах Западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения и Реформации   8/6* 4/2* 4/4*    
  ВСЕГО   12/12* 6/4* 6/8*    

*В соответствии с учебным планом магистерской программы «Правосудие по гражданским, административным делам и экономическим спорам»

5.3.1. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план для заочной (ГВД) формы обучения)

Тематический план

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
  Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока 2/3 1/1 1/2    
Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме     2/1 1/0 1/1    
Политические и правовые учения во Франции и Германии в период Просвещения и буржуазных революций XVIII –XIX вв.   2/2* 1/1* 1/1*    
Политические и правовые теории в США и Западной Европе в период индустриального развития (конец XIX – первая половина XX в.)   2/1* 1/0* 1/1*    
Политические и правовые учения в России первой половины XIXв.   2/2* 1/1* 1/1*    
Политические и правовые учения в России второй половины ХIХ – начала ХХ вв.            
Основные школы и направления политико-правовой мысли в России ХХ века   2/3* 1/1* 1/2*    
  ВСЕГО 12/12* 6/4* 6/8*    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах        

* В соответствии с учебным планом магистерской программы «Правосудие по гражданским, административным делам и экономическим спорам»

Практические и семинарские занятия.

Таблица 5

№ темы дисциплины. Тематика практических и/или семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах Очн./заочн.(з.о. «Правосуд.»)/ГВД (ГВД «Правосуд.»)
Тема 3 Семинар 1: Политико-правовые идеи Аристотеля, Платона, Цицерона.   Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по спорным вопросам 2/1(2)/ 1(2)
Тема 5 Семинар 2: Политико-правовые идеи Н.Макиавелли, Т.Мора, Т.Кампанеллы Учение Т.Гоббса и Дж.Локка о праве и государстве Обсуждение докладов 2/2(2)/ 2(2)
Тема 13 Семинар3: Социологическое направление в буржуазной юриспруденции. Г.Кельзен «Чистая» теория права. Теория плюралистической демократии. Технократические концепции государства.   Обсуждение докладов , дискуссия по спорным вопросам 2/1(1)/ 1(1)
Тема 17 Семинар 4: Государственно-правовые идеи М.М. Сперанского, Н.М.Карамзина .   Сравнительный анализ государственно-правовых идей 2/1(1)/ 1(1)
Тема 18 Семинар 5: Н.М. Коркунов. С.А. Муромцев. Г.В. Плеханов о государстве и праве   Дискуссия и обсуждение докладов 2/1(2)/ 1(2)
Итого: 10/6(8)/6(8)

Самостоятельная работа

5.5.1 Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины

Таблица 6

№ темы Дисциплины Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
1,5, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 15, 16 Самостоятельному изучению подлежат все вопросы указанных тем.

5.5.2 Формы самостоятельной работы

Таблица 7

№ темы Дисциплины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах
1, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 14, 15, 16 Работа с учебной и научной литературой
2, 3, 4, 5, 12,13, 17,18 Подготовка к семинару: Работа с учебной и научной литературой, конспектом лекций.
Темы 1 - 19 Подготовка контрольной работы: Работа с учебной и научной литературой, написание контрольной работы
2, 4, 17, 18, 19 Самостоятельная работа в сессию: Работа с учебной и научной литературой, конспектом лекций.
     
Итого:  

Методические указания для студентов по освоению дисциплины

Идеи и достижения прошлого существенно влияют не только на современные политические и правовые теории, но и на юридическую практику наших дней, – потому сложно переоценить значение изучения курса Истории политических и правовых учений для формирования, с одной стороны, всесторонне развитой личности, образованного и активного гражданина своей страны, а с другой – и гражданской позиции законодателя. Оно тем более возрастает в свете активизации в современной России разноплановой деятельности по закреплению демократических принципов функционирования государства и построению развитого гражданского общества.

Именно исходя из этого в учебные планы и включен курс «История политических и правовых учений», направленный на то, чтобы оказать помощь будущим юристам в формировании знаний об истории развития государственно-правовых идей на всём протяжении известной истории человечества.

Предлагаемый курс в значительной мере сориентирован на самостоятельную познавательную деятельность студентов – на их умение работать с нормативно-правовыми актами, литературой, накапливать и систематизировать информацию на бумажных носителях и в электронном виде.

Состав настоящего учебно-методического комплекса включает тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, тематику контрольных работ и литературу к ним, а также контрольные вопросы для подготовки к зачёту.

Предлагается следующая структура изложения материала. В первой части студент знакомится с политико-правовыми теориями в зарубежных государствах, последовательно осваивая этапы их развития и выявляя приращение знаний по основным политико-юридическим вопросам. Во второй части – изучает процессы возникновения и эволюции политико-правовой мысли в России.

Такая методика позволяет представить общую ли​нию развития политико-правовых учений и провести историко-сравнительный анализ с выявлением особенностей, характеризующих отечественную политическую теорию на всех этапах ее развития, опираясь при этом на общий уровень развития политического и правового мышления в зарубежных государствах.

Расположение тем подчинено историко-хронологической, логической и сравнительной методикам изложения материала, апробированным в высших юридических заведениях в России и за рубежом.

Историко-сравнительные методики сочетаются с проблемным освещением узловых тем курса. Каждая тема содержит соответствующие учения мыслителей, основные направления политической мысли, разрабатываю​щие политико-правовую проблематику.

Учебная литература, источники (произведения мыслителей) и монографии (тематические исследования русских и зарубежных авторов) ко всему курсу даны общим списком.

Опыт преподавания данной дисциплины показал, что для получения глубоких знаний недостаточным является только овладение учебной литературой, необходимо также обращение к источникам. При подготовке к семинарским занятиям непосредственное знакомство с произведениями мыслителей обязательно.

Изучение курса завершается зачетом, подготовиться к которому помогут контрольные вопросы, расположенные в хронологическом порядке.

Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа способствует углубленному усвоению предмета, умению обобщать полученные знания. Одним из видов такой работы является подготовка к семинарскому занятию. Ценность такого вида занятий состоит в том, что студент имеет возможность не просто слушать, но и выступать, дискутировать, обмениваться знаниями, анализировать, сопоставлять, оперировать необходимой терминологией. Углублению знаний способствует рассмотрение вопросов через их проблемную постановку и на более высоком методологическом уровне.

Подготовка к семинарскому занятию предусматривает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с соответствующим разделом учебника, проработку дополнительной литературы и источников, необходимых для расширения кругозора по определенной теме, подбор и анализ материала для докладов и рефератов, предложенных преподавателем. История политических и правовых учений представляет собой весьма объемный материал и требует значительных усилий.

Базовым источником для получения знаний является учебник. Работа с учебником должна происходить в течение всего семестра, а его материал – распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий. Неплохой эффект дает чтение учебника не после лекции, а наоборот, перед ней. Основные положения лекции воспринимаются и запоминаются намного легче, если предварительно ознакомиться с темой по учебнику.

При ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Можно составить их краткий конспект, что позволит изученный материал быстро освежить в памяти перед экзаменом. Необходимо также отметить сложные и непонятные места, чтобы обсудить их на занятиях с преподавателем.

Поскольку даже объемный учебник является лишь сжатым, концентрированным выражением всего материала, большое внимание следует уделить изучению источников. Непосредственное знакомство с произведениями политико-правовых мыслителей (хотя бы в сокращенном хрестоматийном варианте) позволит более глубоко усвоить изучаемый материал и сделать самостоятельные выводы.

Особой формой самостоятельной работы является написание контрольной работы. Рекомендуемые темы опубликованы в настоящем учебно-методическом комплексе. Студент вправе самостоятельно избрать тему контрольной работы, разумеется, по согласованию с научным руководителем. Контрольная работа представляет собой не только научно-информационное назначение и краткое изложение чужих научных выводов, но и должна явить собой отражение самостоятельных научных изысканий студента.

Контрольная работа по истории политических и правовых учений оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным статьям: необходимо изложить суть рассматриваемой проблемы, сделать выводы и обобщения; обязательны ссылки на первоисточники и используемую литературу. Объем контрольной работы не должен превышать 10-12 страниц (или 20 000 знаков с пробелами); верхнее и нижнее поля – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см; шрифт – TimeNewRoman; кегль – 14; интервал полуторный; нумерация страниц указывается в правом верхнем углу (номер на первой странице не ставится); сноски подстрочные (нумерация сквозная). На первой странице должны быть указаны Ф.И.О. студента, наименование магистерской программы обучения, номер группы, а также указана избранная тема контрольной работы.

Примерная тематика контрольных работ

1. Учение о смешанной форме правления в политико-правовых воззрениях древнегреческих и римских авторов

2. Сравнительный анализ проектов идеального государства в «Утопии» Т. Мора и «Городе солнца» Т. Кампанеллы

3. Политико-правовой идеал Н. Макиавелли

4. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса

5. Право частной собственности как базовая категория в концепции гражданского общества Дж. Локка

6. Идея народного суверенитета и географический детерминизм в политико-правовых учениях французских просветителей Ш. Монтескье и Ж.-Ж.

7. Доктрина народного суверенитета Жан Жака Руссо

8. Политико-правовая доктрина Ш.Л. Монтескье и её исторические судьбы

9. Английский либерализм. Политические и правовые воззрения И. Бентама 10. И. Кант о природе и сущности государства. Соотношение права и государства.

11. Г.В.Ф. Гегель: Диалектика гражданского общества и государства.

12. Политико-правовая доктрина марксизма: государство, право и природа коммунистического общества.

13. Социологическая теория права (история и современность).

14. Р.Штаммлер и его концепция «естественного права с меняющимся содержанием».

15. Учение Г. Кельзена о «чистой» теории права как вершине легизма.

16. Социологическая теория права в XIX в. (Р. Иеринг, Г. Спенсер).

17. Социологическая юриспруденция XX в. «Школа свободного права» Е. Эрлиха; социологическая юриспруденция Р. Паунда.

18. Правовой либерализм: понятие, содержание.

19. Этика «открытых» и эстетизм «закрытых обществ» в теории К. Поппера.

20. Проекты государственно-правовых преобразований П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева.

21. К.П. Победоносцев: идеолог и практик российского самодержавия.

22. Б.Н. Чичерин: «либеральный консерватизм» или «охранительный либерализм».

23. Политическая власть и государство в воззрениях основоположников российского анархизма (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин).

24. Юридический позитивизм как тип правопонимания. (Г.Ф. Шершеневич). 25. Соотношение права и нравственности в психологической теории права Л.И. Петражицкого.

Доклады, сообщения готовятся по одному из вопросов, вынесенных на семинарское занятие

Промежуточный контроль

Промежуточный контроль проводится посредством зачета в устной форме. Экзаменуемый должен ответить на два вопроса билета.

Наши рекомендации