Политико-правовое учение Огюста Конта
Таблица 15
Функции | властей |
Духовная власть («теоретическая власть», «философская власть») | |
Светская власть («практическая власть»). | |
При социократии должна принадлежать: | |
философам | патрициату |
«провозглашает неопровержимые правила, в которых рассудок и чувства всегда совместно способствуют изменению деятельности» | нормирует плату за труд промышленных рабочих; вознаграждает труды теоретиков |
Осуществляет: | |
• обязанности культа; • воспитание социальных чувств, начиная с детского возраста; • образовательную деятельность (Конт выступал за единую систему всеобщего образования для всех передовых народностей); • моральное совершенствование капиталистов и пролетариев | • экономические функции; • не выполняет каких-либо судебных, политических и военных функций |
Важнейшая компетенция духовной власти — воспитание в духе общественной солидарности капиталистов («ибо философская власть наложит именно на крупнейших руководителей обязанности, благоприятные для их подчиненных») и пролетариев (истинное счастье для пролетария (самородного философа) — удовлетворение своих интеллектуальных, моральных, социальных потребностей).
Средствами воспитания капиталистов могут быть: убеждение; систематическое порицание; исключение из общества.
Пролетарий должен будет понять, что находится на общественной службе и потому не должен стремиться к богатству (счастье не в этом), к политической карьере (через рабочие клубы будет происходить отвлечение пролетариев от напрасного вмешательства в политику).
При социократии учреждается новая религия — религия Человечества (Великого Существа). Человечество объеди-
19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта |
класса капиталистов и класса пролетариев, эти мыслители предложили разные программы действий по прогрессивному преобразованию западных промышленных обществ: Таблица 16 Взгляды |
К. Маркса |
О. Конта |
Отношения между классами: |
Возможность консенсуса: |
Отношение к власти: |
Отношение к частной собственности: |
Огюст Конт оказал огромное влияние на современников. Видный французский мыслитель XX столетия Раймон Арон (1905-1983) назвал его «философом в социологии, социологом в философии». Взгляды Конта оказали влияние на английского социолога Герберта Спенсера — теоретика военных и промышленных обществ и на немецкого правоведа Карла Бергбо-ма — представителя школы юридического позитивизма. Особенно заметным было влияние позитивистов в Бразилии. В 1891 г. в Рио-де -Жанейро был открыт позитивист- |
286 Глава 19. Проблемы государства и права в социологии...___
няет в себе, по Конту, все поколения людей: прошлые, настоящие и будущие. Не все люди входят в состав Великого Существа: человеческие паразиты, живущие только за счет других, а не для других, исключены из него, но зато включены полезные животные.
Вводятся статические празднества, воплощающие идею порядка:
• апрель — это месяц детей;
• июнь — это месяц прислуги; и т.д.
Вводятся также динамические празднества, воплощающие идею истории. Эти празднества предусматриваются новым позитивистским календарем.
В году — 13 месяцев: каждый месяц и каждый день посвящены знаменитым историческим личностям:
S 2-й месяц — месяц Гомера, посвящен древней поэзии;
v^ 11-й месяц — месяц Декарта, посвящен современной философии; и т.д.
При социократии, считал Конт, будет достигнута гармония общественной и частной жизни на основе позитивных начал.
Надежды на осуществление своего плана по созданию социократии Конт связывал с сильной единоличной властью — автократией, поэтому он и обращался к Николаю I, к Решид-паше — визирю Османской империи, стороннику европейской цивилизации. Конт одобрил бонапартистский переворот 1852 г., который покончил с «анархистской республикой» и установил «единственно истинную французскую диктатуру».
Результатом обращения Конта к пролетариату стало образование парижского «Общества пролетариев-позитивистов», которое в 1870 г. было принято на правах секции в Интернационал.
Концепция социократии О. Конта — это теоретическая альтернатива теории «научного социализма» К. Маркса (табл. 16). Маркс так отзывался о Конте: «Конт известен парижским рабочим как пророк режима империи (личной диктатуры) — в политике, капиталистического господства — в политэкономии, иерархии — во всех сферах человеческой деятельности, даже в сфере науки, и как автор нового катехизиса с новым папой и новыми святыми вместо старых».
На основе одного и того же исходного положения, согласно которому индустриальное общество состоит из
в отношениях между классами не хватает консенсуса
для установления консенсуса в обществе достаточно моральных средств
нужно упорядочить пользование общественной и частной властью, в чьих бы руках она не находилась. (Философская власть наложит ограничения на руководителей крупных предприятий)
необходимо сохранить частную собственность на средства производства и институт наследования имущества
существуют антагонистические (непримиримые) противоречия между классами
консенсус невозможен — неизбежна мировая насильственная революция
в ходе революции пролетариат становится правящим классом, завоевывает государственную власть и устанавливает контроль над фабриками и заводами
необходимо обобществить частную собственность на средства производства и отменить право наследования
288Глава 19. Проблемы государства и права в социологии... ский храм для отправления культа Человечества. Позитивисты способствовали отмене рабства, а в 1889 г. произвели переворот, заменивший империю республикой. Девиз Конта «Ordem e Progresso» начертан на зеленом фоне флага Бразилии.
19.2. Политико-правовое учение Герберта Спенсера
Спенсер Герберт(1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма и ведущих идеологов либерализма.
Эпоха. Время длительного царствования (1837-1901) королевы Виктории (1819-1901) было для Англии достаточно благополучным: успехи в науке и экономике, расцвет колониальной империи, просвещение среди широких слоев населения.
Биография. Г. Спенсер родился в семье школьного учителя в г. Дерби. Из-за слабого здоровья не получил систематического образования. Учился в основном дома, сначала под руководством отца и дяди, затем самостоятельно. Позднее Спенсер гордился тем, что благодаря самообразованию стал одним из образованнейших людей своего времени. Дядя Спенсера, священник англиканской церкви, принимал активное участие в демократическом движении чартистов. Под влиянием отца и дяди Спенсер рано увлекся политическими проблемами. Его нонконформистские взгляды с течением времени усиливались и привели к полному разрыву с христианством.
С 17 лет Спенсер работает сначала техником, затем инженером на железной дороге, соединяющей Лондон и Бирмингем. Продолжая самообразование, параллельно с математикой и естественными науками, он начинает изучать философию и политэкономию.
В начале 1840-х гг. Спенсер начинает публиковать статьи в британской периодике, а затем и полностью переходит на занятие журналистикой. В 1842 г. он написал для журнала «Нонконформист» более десятка статей, объединенных общим названием «О надлежащей сфере государственного управления», в которых прослеживаются многие идеи его политико-правовой философии. В 1848-1853 гг., будучи одним из редакторов известного журнала «Эконо-