Тема 11. Современные международные отношения и геополитика
При изучении данного вопроса необходимо учитывать, что происходящие геополитические процессы позволяют выдвинуть предположение о формировании новой системы международных отношений, отличной от тех, которые функционировали на протяжении завершающегося столетия, а во многом и начиная с классической Вестфальской системы. При подходе к анализу новой системы международных отношений, видимо, следовало бы исходить из того, что окончание холодной войны завершило в принципе процесс оформления единого мирового сообщества. Путь, пройденный человечеством от изолированности континентов, регионов, цивилизаций и народов через колониальное собирание мира, расширение географии торговли, через катаклизмы двух мировых войн, массовый выход на мировую арену освободившихся от колониализма государств, мобилизацию противоположными лагерями ресурсов всех уголков мира в противостоянии холодной войны, повышение компактности планеты в результате научно-технической революции, завершился наконец, крушением «железного занавеса» между Востоком и Западом и превращением мира в единый организм с определенным общим набором принципов и закономерностей развития его отдельных частей. Мировое сообщество все больше становится таковым в реальности. Поэтому в последнее время, повышенное внимание уделяется проблемам взаимозависимости и глобализации мира, общему знаменателю национальных составляющих мировой политики. Видимо, анализ этих трансцендентных универсальных тенденций и может позволить более достоверно представить направление изменения мировой политики и международных отношений.
Тема 12. Россия в мировом политическом процессе
При изучении внешней политики России необходимо обратить внимание на основные направления, которые формируются под воздействием двух групп факторов.
Первая группа факторов относится к политической, экономической и военной обстановке на международной арене в целом, и особенно в тех зонах, где сосредоточиваются стратегические, жизненные интересы данного государства.
Вторая группа факторов, представляется, внутренней движущий силой и мотивами, обусловливающими действия государства за пределами его национальных границ.
Существуют различные механизмы и формы взаимосвязи внешней политики страны и процессов, развивающихся внутри общества. Разработано немало различных теорий и концепций, объясняющих соответствующие взаимосвязи. Серьезное внимание уделяется, в частности, определению и анализу воздействия характера политического режима на важнейшие внешнеполитические установки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
Выбор семинарских занятий и количество часов преподаватель осуществляет самостоятельно в соответствии с количеством часов, отведенных на данную форму занятий по учебному плану (44 часа), а также с учетом актуальных вопросов по изучаемой дисциплине.
Семинар №1.
Тема:Сущность и содержание международно-политической науки.
Цель проведения семинара: усвоение обучающимися системы экономических, политических, социальных, дипломатических, правовых, военных, культурных связей и взаимодействий, которые возникают между субъектами мирового сообщества. С учетом взаимоотношения между народами, государствами, межправительственными и неправительственными организациями носят политический характер.
Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов
Время проведения семинара: 4 часа
Учебные вопросы:
1. Понятие и критерии международных отношений.
2. Взаимосвязь внутренней, внешней и мировой политики.
3. Предмет и методы теории международных отношений.
Литература для обязательного обучения:
1. Дугин А.Г.Основы геополитики. М.: Арктогея, 1997.
2. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.
Семинар №2.
Тема:Развитие теории и практики международных отношений на различных этапах мирового развития (Древний мир- Новое время).
Цель проведения семинара: усвоение обучающимися основных теоретических концепций международных отношений в европейской политической мысли эпохи Возрождения и Нового времени.
Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов
Время проведения семинара: 4 часа
Учебные вопросы:
1. Внешнеполитические воззрения древних и средневековых мыслителей.
2. Международные отношения эпохи Возрождения и Нового времени.
3. Формирование государственно-центристской политической системы мира.
Литература для обязательного обучения:
1. Дугин А.Г. Основы геополитики. М.: Арктогея, 1997.
2. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.
Семинар №3.
Тема:Международные отношения конца 19-середины 20 веков.
Цель проведения семинара: усвоение обучающимися становления типологии международных отношений конца 19-середины 20 веков.
Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов
Время проведения семинара: 4 часа
Учебные вопросы:
1. Важнейшие события международной жизни первой половины 20 столетия.
2. Основные направления исследований международных отношений в Европе и Северной Америке.
3. Особая роль России (СССР) в системе международных отношений этого периода.
Литература для обязательного обучения:
1. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.
2. Сирота Н.М. Геополитика. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2006.
Семинар №4.
Тема:Международные отношения в политической науке 50-60 годов 20 века»
Цель проведения семинара: усвоение обучающимися процесса становления во второй половине ХХ столетия международных организаций. Истории их создания, структуре и основных направлениях деятельности наиболее известных международных организаций и их структур в рамках ООН, МВФ, и др.
Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов
Время проведения семинара: 4 часа
Учебные вопросы:
1. Важнейшие события международной жизни первой половины 20 столетия.
2. Основные направления исследований международных отношений в Европе и Северной Америке.
3. Особая роль России (СССР) в системе международных отношений этого периода.
Литература для обязательного обучения:
1. Сирота Н.М. Геополитика. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2006.
2. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.
Семинар №5.
Тема:Развитее теории международных отношений в политической науке 70-80 годов 20 века.
Цель проведения семинара: усвоение обучающимися концепций: неолиберализма международных отношений, транснационализма. Процесса создания новой модели мировой политики как механизма демократической самоорганизации качественно обновленного международного сообщества.
Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов
Время проведения семинара: 4 часа
Учебные вопросы:
1. Неолиберальные концепции международных отношений.
2. Неореализм как самостоятельное направление исследований международных отношений
3. Постмодернизм – отражение поиска новых теоретических альтернатив мирового развития.
Литература для обязательного обучения:
1. Сирота Н.М. Геополитика. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2006.
2. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.
Семинар №6.
Тема:Проблемы исследования международных отношений на рубеже II-го и III-го тысячелетия.
Цель проведения семинара: усвоение обучающимися происходящих процессов в мировой политике и системе международных отношений в 90 годы 20 века.
Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов
Время проведения семинара: 4 часа
Учебные вопросы:
1.Радикальные изменения в мировой политике и системе международных отношений в 90-е годы.
2. Концепция «становления цивилизации» С. Хантингтона и ее отражения в практике мирового развития.
3. Концепция «мир - системы» И. Валлерстайна как отражение неомарксиского подхода и развития международных отношений.
Литература для обязательного обучения:
1. Сирота Н.М. Геополитика. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2006.
2. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.
Семинар №7.
Тема:Терроризм в современном мире.
Цель проведения семинара: усвоение обучающимися сущности, содержания и особенностей современного международного терроризма и его влияния на систему международных отношений.
Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов.
Время проведения семинара: 4 часа
Учебные вопросы:
1. Понятие и сущность терроризма
2. Истоки появления терроризма.
3. Типы терроризма.
4. Растущая угроза терроризма в России и СНГ.
Литература для обязательного обучения:
1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.
2. Тепляков О.В., Ляшко А.В. Религиозный фактор в деятельности террористических организаций. Монография. – Спб.: СПб ИПКР ФСИН России.. 2006.
Семинар №8.
Тема:Глобализация международных отношений.
Цель проведения семинара: усвоение обучающимися основных вопросов глобализации и интернационализации международной жизни.
Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов.
Время проведения семинара: 4 часа
Учебные вопросы:
1. Понятия глобализации и закономерность ее проявления в мировом развитии конца XX – начала XXI веков;
2. Предмет и метод политической глобалистики;
3. Цивилизация парадигма в современной глобалистике;
4. Возможные последствия глобализации системы международных отношений.
Литература для обязательного обучения:
1. Дугин А.Г. Основы геополитики. М.: Арктогея, 1997.
- Сирота Н.М. Геополитика. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2006.
3. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.
Семинар №9.
Тема:Соотношение феноменов международные конфликты и международная безопасность в мировом политическом процессе.
Цель проведения семинара: усвоение обучающимися теоретических подходов к анализу международных конфликтов и системы международной безопасности
Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов.
Время проведения семинара: 4 часа
Учебные вопросы:
1. Понятие, типы, основные фазы и функции международных конфликтов.
2. Традиционные методы и институциональные процедуры урегулирования конфликтов.
3. Система международной безопасности как основа нейтрализации возможных конфликтов.
Литература для обязательного обучения:
1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.
2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций//Полис. 1994. №1. ст 43.
Семинар №10.
Тема: Международные отношения и геополитика.
Цель проведения семинара: усвоение обучающимися сущности, критериев и функции геополитики как науки.
Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов.
Время проведения семинара: 4 часа
Учебные вопросы:
1. Становление геополитики как наука и идеологии.
2. Основные геополитические школы и концепции мировой политической науки.
3. Характеристика важнейших геополитических регионов (геополитическое пространство).
4. Место и роль России в современной геополитической картине мира.
Литература для обязательного обучения:
1. Сирота Н.М. Геополитика. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2006.
2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций//Полис. 1994. №1. ст.43
Семинар №11.
Тема: Россия в структуре современных международных отношений и системе.
Цель проведения семинара: усвоение обучающимися внешнеполитического потенциала и национально-государственных интересов современной России в системе международных отношений
Форма проведения семинара: обсуждение учебных вопросов.
Время проведения семинара: 4 часа
Учебные вопросы:
1. Внешнеполитический потенциал и национально- государственные интересы современной России.
2. Особенности современной концепции внешней политики Российской федерации и основные направления ее внешнеполитической стратегии.
3. Применение полученных знаний по курсу «Современные международные отношения» для информационного обеспечения разнообразных моментов участия российских субъектов международных отношений в основных сферах жизнедеятельности мирового сообщества.
4. Порядок планирования, подготовки и проведения РR кампаний и конкретных коммуникационных акций (мероприятий) для обеспечения международных связей представляемой организации.
Литература для обязательного обучения:
1. Сирота Н.М. Геополитика. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2006.
2. Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Выполнение контрольной работы является важной формой учебной деятельности студента-заочника и обеспечивает достижение следующих целей:
- углубление, систематизацию и закрепление теоретических знаний и практических навыков по избранной проблеме;
- формирование и закрепление навыков аналитической работы с научной литературой;
- контроль за качеством усвоения учащимися учебной программы.