Происхождение и становление Киевской Руси.
Киевская Русь – сер. IX – начало XII.
Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности, они часто объединялись в крупные союзы. Одним из них был союз племен во гл. с Кием. Распространение земеледелия с использованием орудий труда, распад родовой общины и превращение в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формирующейся государственности. Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействовали с балтийским и финно-угорским населением. Все это способствовало расслоению вост. славян. В результате экономического и социально-политического развития у вост. славян начала складываться государственность.
К середине IX под властью киевских князей, наследников Кия, объединились поляне, северяне, древляне, дреговичи, полочане. Согласно летописи, в 862 г. славяне призвали на княжение 3 князей варягов. Возникшая в XVIII в норманнская теория предписывает создание гос-ва у славян в заслугу варягам. Приглашение на княжение означает, что приглашающим форма власти известна. Возникновение гос-ва – закономерный этап развития общества, оно не может быть навязано обществу внешней силой или возвысившейся над родом социальной группой. Его становление – результат внутреннего развития. Гос-во возникло потому, что в его появлении было заинтересовано большинство членов общества, осознавшее необходимость ограничения родовой власти и появления государственной власти.
Произошло объединение разноязычных племен князем Олегом варяжского происхождения в 862 г. Так образовалась К.Р.
Олег (879-912): объединил города в гос-во, вывел из подчинения хазарам, установил торговые отношения Руси и Византии, подчинение древлян, северян, радимичей. Игорь (912-945): договор с Византией –944. Ольга (945-957).В их княжении к Киеву были присоединены земли тивирцев, уличей, древлян. Святослав (957-972) – сын Ольги и Игоря: поражение Волжской Булгарии, покорил мордовские племена, присоединение земель вятичей, разгромил Хазарский каганат, воевал на Сев. Кавказе и Азовском побережье. Борьба с Византией за Балканский полуостров -> договор
Сыновья Святослав: Ярополк, Олег, Владимир (972-980): междоусобие - 976
Владимир I Святославе (980-1015): объединение земель вост. славян в составе К.Р, защита русских земель от набегов печенегов. 988 – принятие христианства. Ярослав (Мудрый)-сын Владимира (1015-1054): (расцвет) договор с Польшей, с Византией, построено 400 храмов, свод з-нов “Русская правда”. Удельный период (1054-113)
Владимир (Мономах) (1113-1125): “Устав Владимира Всеволодовича”, “Поучение”, попытка остановления распада Руси, поход против половцев, новый летописный свод. Мстислав I Владимирович (1125-1132): поход на Литву
Специфика К.Р.:
Киевская Русь образовалась вдоль мировых торговых путей:
1. Из Балтики и Черного морей – из варягов в греки;
2. Волжский торговый путь;
3. Из Средиземного Моря в Индию и Китай – шелковый путь. Киевская Русь строилась как большое торговое предприятие, что влияло на образование социально-политических институтов. Избыток земли и торговый характер древнерусской государственности обусловили своеобразие социально-экономических и социально-политических отношений.
К. Р. получила сложную экономическую систему, сочетавшую и товарно-денежное, и натурально хозяйственное начала.
В К.Р. феодализм складывается из необходимости военной защиты от посягательств на торговые пути и от набегов от кочевников.
Порядок занятия Киевского стола – лествичный – старшинство в роду.
В столице – князь, на местах – заместитель – боярин или наследник. В городе четко разграничены функции между княжеской властью.
Князь (монархическое начало, оборона, правосудие, защита православия и церкви – не сливалась с властью), Аристократия (аристократическое начало), Вече (демократическое начало, инструмент самоуправления, престолонаследие, суд), Боярство (функции законотворчества, вопросы внутреннего управления). При князе формируется совещательный орган – Дума.
Отношения князь-вече – посредством договора.
Отношения княж. власть-территория – 1. Земли сохранили племенную замкнутость. 2. Натуральное хозяйство обеспечивало автономность. 3. Община – самоуправляющаяся общественно-политическая структура. 4. Интересы земли и интересы власти не совпадали.
Т.о. К.Р. сформировалась как федерация городов - государств, сохранив сильное демократическое вечевое начало и в местном самоуправлении, имевшем двойную природу – избранным народом и назначенным князем, и в отношениях с центральной властью.
Основой хозяйственной и социальной организации была соседская община свободных земелдельцев с институтом общинной демократии. Привилегированный слой – родовая аристократия и дружина – источник военной демократии.
ВОПРОС.
Значение принятия Русью христианства в православном варианте.
При Владимире произошло одно из величайших событий в русской истории - Русь приняла христианство. Среди киевских дружинников христиане были уже в середине 10 в. Византийские источники сообщают, что крещение русов происходило уже в 60-70 гг. 9 века. Ольга была христианкой, но её сын не только остался язычником, по некоторым источникам, был ярым противником христианства. До принятия христианства, т.к. славяне были земледельцами, они обожествляли землю, солнце, реки. В языческой вере было 6 основных богов. Богам молились и приносили жертву (даже человеческие). Придя к власти, Владимир хотел укрепить языческую веру, но ему это не удалось. Заставить по- новому верить в старых богов было очень трудно, а в прежнем виде язычество уже не устраивало княжескую власть. Этим, наверное, и объясняется отказ Владимира от язычества и принятие христианства. “Повесть временных лет” рассказывает, что в 986 году в Киев приехали представители третьих религий: христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). Каждый из них предлагал свою религию. Ислам не подходил Владимиру, т.к. его не устраивало воздержание от вина, иудаизм – т.к. евреи, исповедавшие его, лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. А проповедь представителей византийской империи произвела на Владимира впечатление. Однако, чтобы во всем убедиться, он посылает своих послов посмотреть, как поклоняться богу в разных странах. И вернувшись, посланники назвали самую лучшую греческую веру. С решением Владимира принять христианскую веру могла также быть связана его женитьба на византийской принцессе Анне. Крещение Руси происходило очень медленно, т.к. было большое сопротивление со стороны населения, заставить язычников покориться помогало лишь насилие и запугивание. Большинство жителей Киевской Руси крестилось на протяжении всего правления Владимира, но язычников все ещё оставалось немало. Особенно долго сопротивлялись Северо-восток, Ростово-Суздальская и Мурманская земли. Они приняли христианство в середине 11 в. Чтобы как-то облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники (такие как, масленица, Иван Купала…). Также сохранились веры в русалок, леших, домовых. Принятие христианства на Руси имело большое значение. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозайка и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Русь получила две азбуки: глаголица и кирилица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов… Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами.
ВОПРОС.