Управленческое решение: понятие, сущность и виды управленческих решений.
Управленческие решения можно рассматривать как результат управленческой деятельности, а его прием – это процесс, ведущий к появлению такого результата, как решение. Без разработки и принятия управленческого решения был бы невозможен весь процесс управления. В управленческой практике решение представляет собой выбор одного из вариантов продолжения событий. Принятие решения включает в себя четыре основных элемента: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Принятие решений представляет собой связующий процесс в управлении. Сферы разработки и принятия управленческого решения достаточно велики. Решения бывают:
Нормативно-правовой акт – это изданный или санкционированный государством компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально документальную форму, содержащий определенные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства.
Нормативно-правовые акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты.
- Закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.
По своей значимости законы делятся на три группы: основные, конституционные и текущие (обычные) законы:
а. основные законы (конституции), регулирующие основополагающие вопросы жизни государства;
б. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции (Закон о Президенте РФ, Закон о выборах в государственную Думу РФ). В них детализируются отдельные положения Конституции;
в. текущие (обычные)законы, принимаемых для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Закон об акционерных обществах, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс).
Совокупность всех действующих законов называют законодательством государства.
Законы характеризуются следующими признаками:
- принимаются только высшими органами власти. В РФ законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом;
- регулируют наиболее значительные сферы общественных отношений;
- обладают высшей юридической силой, т.е. любой иной правовой акт, не соответствует закону отменяется в установленном порядке;
- имеют особую структуру состоят из определенного набора элементов (реквизиты):
- названия органа принявшего закон;
- название закона;
- номер и дата принятия закона;
- преамбула, т.е. вступительная часть;
- нормативно-правовое содержание закона (нормы, статьи, части, пункты, абзацы, главы, параграфы, разделы);
- указание на вступление закона в юридическую силу и отмену иных нормативно-правовых актов;
- подпись соответствующего должностного лица (в РФ это президент, который обладает правом вето).
Закон вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, что указано в самом законе (например, принятый в конце 2001 г. Кодекс РФ об административных правонарушениях вступил в силу с 1 июня 2002 г.)
Если в законе, как впрочем и в любом нормативно-правовом акте, момент начала его действия не определен, то он вступает в силу по истечении определенного срока (10 дней) после опубликования в следующих изданиях: «Собрание законодательства РФ» и «Российской газете».
II. Подзаконные акты – это правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Они обладают меньшей юридической силой и призваны конкретизировать принципиальные положения законов. Существуют следующие разновидности подзаконных актов РФ:
Указы Президента РФ – их издает Президент по вопросам, относящимся к достаточно широкой компетенции, поскольку он одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти.
Постановление издаются Правительством РФ и посвящены решению вопросов социально-экономического характера.
Инструкции министерств и ведомств создаются для руководства той или иной сферой деятельности, реализации специальных исполнительных, контрольных, разрешительных и надзорных функций государства. Публикуются в журнале «Нормативные акты министерства и ведомств»
Нормативные акты законодательных органов субъектов РФ – местное законодательство субъекта.
Нормативные акты правительств краев, областей, республик принято именовать постановлениями.
Наряду с перечисленными существуют подзаконные акты, издаваемые внутри организации.