Тема 9. Организационные основы местного самоуправления.
- Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления.
- Организация работы органов местного самоуправления.
- Кадровое обеспечение в системе муниципального управления.
- Приоритетные направления кадровой политики в муниципальном образовании.
- Понятие и правовое регулирование муниципальной службы.
- Должности в системе муниципальной службы.
- Правовой статус муниципального служащего.
- Прохождение муниципальной службы. Персональные данные муниципального служащего.
Организационные основы –совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих муниципальную службу.
Организация работы представительного органа:
Основной формой деятельности представительного органа являются заседания. Их периодичность устанавливается в Уставе и созывается либо председателем представительного органа, либо главой муниципального образования.
Из числа депутатов могут создаваться комиссии или комитеты по различным вопросам (например, финансы, строительство). Комитеты полностью подконтрольны представительному органу, и их решения носят рекомендательный характер.
Депутаты вправе создавать депутатские группы (например, с целью изучения общественного мнения), также депутаты могут объединяться по партийной принадлежности.
Организация работы местной администрации:
На структуру местной администрации оказывают влияние следующие факторы:
- размер территории;
- численность населения;
- уровень социально-экономического развития;
- исторические местные традиции.
Местная администрация включает в себя структурные подразделения отраслевого назначения (например, здравоохранение, финансы, транспорт), территориального назначения и вспомогательный аппарат (бухгалтерия, отдел кадров, юридическая служба).
Структурные подразделения находятся в подчинении у руководителя.
Структурные подразделения и их руководители в пределах полномочий вправе издавать муниципально-правовые акты. Они действуют на основании положения о них.
Кадровая работа в муниципальном образовании
Кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя:
1) формирование кадрового состава для замещения должностей муниципальной службы;
2) подготовку предложений о реализации положений законодательства о муниципальной службе и внесение указанных предложений представителю нанимателя (работодателю);
3) организацию подготовки проектов муниципальных правовых актов, связанных с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением, заключением трудового договора (контракта), назначением на должность муниципальной службы, освобождением от замещаемой должности муниципальной службы, увольнением муниципального служащего с муниципальной службы и выходом его на пенсию, и оформление соответствующих документов;
4) ведение трудовых книжек муниципальных служащих;
5) ведение личных дел муниципальных служащих;
6) ведение реестра муниципальных служащих в муниципальном образовании;
7) оформление и выдачу служебных удостоверений муниципальных служащих;
8) проведение конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы и включение муниципальных служащих в кадровый резерв;
9) проведение аттестации муниципальных служащих;
10) организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;
11) организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на муниципальную службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;
12) организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений;
13) консультирование муниципальных служащих по правовым и иным вопросам муниципальной службы;
14) решение иных вопросов кадровой работы, определяемых трудовым законодательством и законом субъекта Российской Федерации.
В муниципальном образовании ведется реестр муниципальных служащих.
Муниципальный служащий, уволенный с муниципальной службы, исключается из реестра муниципальных служащих в день увольнения.
В случае смерти (гибели) муниципального служащего либо признания муниципального служащего безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу, муниципальный служащий исключается из реестра муниципальных служащих в день, следующий за днем смерти (гибели) или днем вступления в законную силу решения суда.
Порядок ведения реестра муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом.
Приоритетные направления формирования кадровой политики муниципального образования
Приоритетными направлениями формирования кадрового состава муниципальной службы являются:
1) назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности;
2) содействие продвижению по службе муниципальных служащих;
3) повышение квалификации муниципальных служащих;
4) создание кадрового резерва и его эффективное использование;
5) оценка результатов работы муниципальных служащих посредством проведения аттестации;
6) применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении.
В муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы.