Контроль органов исполнительной власти
Контроль органов исполнительной власти бывает:
- общий;
- внутриведомственный (отраслевой).
- надведомственный (межотраслевой);
Общий контроль:
1. контроль за соблюдением нормативных актов по всем сферам;
2. объединение подконтрольных органов по направлениям деятельности;
3. заслушивание отчетов подконтрольных объектов о результатах и состоянии их деятельности.
Органы общего контроля:
- Правительство РФ;
- органы исполнительной власти субъектов РФ общей компетенции.
Внутриведомственный контроль:
1. осуществляется органами отраслевой и межотраслевой компетенции;
2. проверка осуществляется по вопросам внутриведомственного характера;
3. между субъектом и объектом контроля существует организационная подчиненность.
Надведомственный контроль:
1. осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления;
2. осуществляется органами межотраслевой компетенции;
3. между субъектом и объектом контроля отсутствует непосредственная подчиненность.
II. Государственный надзор –это функция специально уполномоченных органов и лиц по систематическому наблюдению за соблюдением законов и др. нормативных актов, осуществляемая по специальным вопросам в отношении неподчиненных им физических и юридических лиц.
Виды государственного надзора:
1) административный;
2) прокурорский.
Административный надзор –это вид деятельности специально уполномоченных органов по контролю за соблюдением правил физическими и юридическими лицами по определенным строго установленным вопросам.
Признаки:
1) осуществляется специально уполномоченными органами, созданными для выполнения функции надзора;
2) деятельность по надзору осуществляется постоянно;
3) между субъектом и объектом надзора отсутствует подчинение;
4) неограниченный круг поднадзорных объектов;
5) при нарушении применяются меры административной ответственности;
6) оценка поднадзорного объекта производится только с точки зрения законности.
Методы административного надзора:
1. постоянное наблюдение;
2. периодические проверки;
3. анализ документов;
4. изучение информации о нарушениях законности в установленной сфере.
Полномочия органов административного надзора:
1. получение информации;
2. применение мер административного предупреждения;
3. применением мер административного пресечения;
4. применением мер административной ответственности;
5. регистрация и учет;
6. выдача лицензий, разрешений.
Соотношения государственного контроля и административного надзора:
1) органы контроля обладают более широкими полномочиями, чем органы надзора;
2) объектом контроля является законность и целесообразность, а объектом надзора – только законность;
3) при контроле применяется дисциплинарная и материальная отве6тственность, при надзоре – административная;
4) при контроле субъект и объект находятся в определенной подчиненности, при надзоре подчиненность исключается;
5) контроль осуществляется в отношении конкретных субъектов, надзор распространяется на неопределенный круг субъектов.
Прокурорский надзор –это деятельность органов, должностных лиц прокуратуры по надзору за исполнением федеральными министерствами и др. ведомствами, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного исполнения, органами контроля законов и соответствием издаваемых ими актов законам.
Направления деятельности прокуратуры – надзор за:
1) исполнением законов субъектами государственного управления и соответствием издаваемых ими актов законам;
2) соблюдением прав и свобод граждан субъектами государственного управления;
3) исполнением законов администрацией органов и учреждений, применяющих меры принудительного характера:
- исполнение наказаний, связанное с лишением свободы;
- содержание задержанных, заключенных под стражу.
Формы реагирования прокурора:
1) протест - приносится прокурором на противоречащий закону акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо в суд. Срок подачи протеста – 10 дней с момента обнаружения нарушений; срок рассмотрения протеста – 10 дней.
2) представление об устранении нарушений закона - вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить нарушение. Срок рассмотрения представления – 30 дней.
3) постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
4) предостережение о недопустимости нарушения закона - направляется в случае, если прокурору стало известно о готовящихся нарушениях.
III. Судебный контроль– это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов государственного управления, местного самоуправления по защите прав граждан и иных субъектов и привлечению виновных к ответственности.
Субъекты судебного контроля:
1. федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший арбитражный, военные, областные, районные суды);
2. суды субъектов РФ (мировые судьи, конституционные или уставные суды субъектов Федерации);
Судебный контроль в сфере государственного управления может быть:
- прямой – при нем непосредственно оценивается решение, действие субъекта государственного управления;
- косвенный – осуществляется при рассмотрении любого дела (уголовного, гражданского, трудового спора).