Тема: «Возникновение государства и правовые устои Древнего Египта и Вавилона». 5 страница
Всякий, кто со своей земли получал 500 медимнов в совокупности сухих и жидких продуктов, был отнесен к разряду пентакосиомедимнов (пятисотников); получающие 300 медимнов годового дохода или способные содержать боевого коня, относились к всадникам. К разряду зевгитов должны были принадлежать те, кто получал 200 медимнов годового дохода, все остальные были отнесены к фетам. Эта реформа законодательно закрепила уже сложившееся к тому времени разделение общества.
Обратите внимание, что каждому разряду соответствовал определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда: они могли занимать любую должность. Всадники и зевгиты не могли избираться в архонты. Феты обладали только правом избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избраны.
Таким образом, вместо принципа аристократического (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать. Это означало дальнейшее укрепление Афинского государства. Однако Солон сохранил деление афинского общества на 4 племени – филы – и создал на базе этого деления новый государственный орган -Совет четырехсот. Он избирался ежегодно из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Это была уступка родовой знати, одно из проявлений половинчатости реформ Солона. Сохранился и ареопаг - оплот родовой аристократии, за которым осталось право надзора за соблюдением законов и контроля за деятельностью народного собрания.
В противовес указанным органам был создан суд присяжных- гелиэя, который позднее приобрел большое политическое значение. В состав членов этого суда были допущены граждане всех 4 разрядов. Возросла роль народного собрания, в котором могли участвовать все без исключения взрослые афинские граждане.
Таким образом, реформы Солона носили половинчатый компромиссный характер. Ни демос, ни эвпатриды не были ими удовлетворены. В то же время реформы существенно видоизменили весь строй социально-политической жизни Афин и в известной степени способствовали в дальнейшем демократизации государственного строя.
В последующий период афинской истории наблюдается борьба между знатью и демосом, проходившая с переменным успехом. Подробнее об этом можно узнать из рекомендованной литературы. Спустя 90 лет после Солона, в 509 г. до н. э. народ, объединившись вокруг своего вождя Клисфена, наносит решающий удар по остаткам родового строя.
В противовес указанным органам был создан суд привитие ремесла, проведена денежная реформа, была унифДсяжных- гелиэя, который позднее приобрел большое поли-цирована система мер и весов, «гическое значение. В состав членов-этого суда были допуще-
Центральное место среди преобразований, осуществлевны граждане всех 4 разрядов. Возросла роль народного со-ных Солоном, занимают его политические реформы, котдбрания, в котором могли участвовать все без исключения рые нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей Двзрослые афинские граждане.
них является цензовая, илитимократическая, .реформа. Вд Таким образом, реформы Солона носили половинчатый афинские граждане были разделены, независимо от ну ттпЯьгпмпппмир.р-нт.ттт у-юо^^^
--„.- —^^^^, ^^.шл-хи ли ры^имсидилан-[ой литературы. Спустя 90 лет после Солона, в 509 г. до н. . народ, объединившись вокруг своего вождя Клисфена, аносит решающий удар по остаткам родового строя.
Клисфен начал с введения нового административного _—„„, —- ———-— -—— ^.^^^ xv ч^ют. <?1и рсу)ор«^деления Аттики, построенного на чисто территориальном принципе.
законодательно закрепила уже сложившееся к тому време] цэинщше. В результате реформы вся Аттика делилась на три
разделение общества, гтерриториальных округа: город Афины с пригородами, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из десяти равных частей – триттий – (всего их было 30). Три триттии объединялись в филу и таким образом было создано 10 территориальных фил. Тем самым население было смешано, роды разъединены и сила эвпатридов ослаблена.
Организация новых фил устранила всякое значение родоплеменного деления для государственной организации и предопределила -
Обратите внимание, что каждому разряду соответствов )енняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ определенный уровень политических прав. В наиболее по юстоял из десяти равных частей - триттий (всего их было ном объеме политические права имели представители перв Ю). Три триттий объединялись вфилу и таким образом было то разряда: они могли занимать любую должность. Всадни создано 10 территориальных фил. Тем самым население было и зевгиты не могли избираться в архонты. Феты облада смешано, роды разъединены и сила эвпатридов ослаблена. только правом избирать должностных лиц в народном соб{ Организация новых фил устранила всякое значение ро-нии, но сами не могли быть избраны, юплеменного деления для государственной организации и
Аредопределила замену «Совета четырехсот» «советом пятисот» Гпг» ^Л и^ттптют/- <-«ж »>-«»-™-~~Аственные, их труд широко использовался в домашнем хозяйстве, в сельском хозяйстве и промышленности.(по 50 человек от каждой филы).
Клисфеном был создан еще один новый орган – коллегия стратегов, избираемых по одному от каждой филы. Кроме того, ряды афинских граждан были расширены путем предоставления многим метекам гражданских прав.
Для того, чтобы предохранить новый порядок от покушений на него со стороны врагов, вводился остракизм («суд черепков»). Он представил собой форму тайного голосования, при котором каждый голосующий писал на черепке имя человека, казавшегося опасным для существующего строя. Если одно и то же имя повторялось при подсчете голосов 6 тыс. раз, то носитель этого имени подвергался изгнанию сроком на 10 лет, но без конфискации имущества. В дальнейшем остракизм нашел широкое применение в политической борьбе.
Реформы Клисфена были более последовательными, чем реформы Солона, и завершили длившийся более чем столетие период острой борьбы между родовой аристократией и демосом, закончившейся победой последнего. В результате в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.
3. В истории Греции V в. до н. э. получил название классического периода. Это было время расцвета афинской демократии.
Греко-персидские войны (500-449 гг. до н. э., с перерывами), завершившиеся победой греков, имели большое историческое значение. Они показали превосходство демократического строя над восточной деспотией и способствовали возвышению Афин, которые сыграли решающую роль в победе, над другими греческими государствами.
Во время войн в государственном строе Афин произошли существенные изменения. Избрание архонтов путем голосования было заменено избранием посредством жребия, право быть избранным в архонты получили и всадники. Повысилась роль стратегов.
Дальнейшая демократизация афинского государственного строя произошла в середине V в. до н. э., в результате реформ Эфиальта и Перикла.
Эфиальт лишил ареопаг – традиционный оплот аристократии – политических функций контроля за деятельностью народного собрания, должностных лиц и соблюдением законов. Эти важные полномочия перешли к народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. Ареопагу оставили лишь некоторые судебные и религиозные функции.
Перикл окончательно устранил политическое значение введенного Солоном деления граждан на разряды: право быть избранным на государственную должность, за исключением должности стратега, получили все полноправные афиняне. Более того, члены совета 500, присяжные заседатели, солдаты, матросы и все должностные лица вообще (за исключением самых высших – стратегов) стали получать жалованье. Теперь и граждане, живущие повседневным трудом, могли занимать общественные должности.
Однако социальные противоречия, присущие афинскому обществу, не были устранены. Развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации. Среди свободных афинских граждан выделялась небольшая группа крупных собственников, основную же массу населения составляла беднота, а число рабов превышало число свободных. Различались рабы частных лиц и рабы государственные, их труд широко использовался в домашнем хозяйстве, в сельском хозяйстве и промышленности.
Свободное население Афин было неоднородно. Полноправными афинскими гражданами считались лишь те лица, у которых и отец и мать были гражданами Афин. По достижении 18 лет они зачислялись в списки членовдема (наименьшей территориальной единицы Афин) и получали гражданство. Затем в течение двух лет юноши проходили военную службу. С 20 лет им разрешалось участвовать в народном собрании. С 18 до 60 лет граждане» считались военнообязанными. На богатых гра-вждадн^ возлагаласьлитургия - определенные повинности в пользу государства.
Метеки правом гражданства не пользовались. Они не могли приобретать недвижимость, их браки с афинскими гражданами считались незаконными. Метеки занимались физическим трудом, т. к. он считался недостойным для граждан Афин, несли определенные повинности, привлекались к к
военной службе. К ним по своему положению приравнивались вольноотпущенники.
Государственный аппарат афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.
Народное собрание(экклесия) являлось законодательным зорганом афинской республики. Право участия в нем имели $все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие е
д[вадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного [сположения и рода занятий.
Компетенции экклесии подлежали важнейшие государственные дела: вопросы законодательства, внутренней поли-'тики и международных отношений, войны и мира, выборы 1важнейших должностных лиц и проверка их деятельности. 1о Но специфическое значение имели права экклесии по охра-не основных законов, для чего учреждалась специальная сколлегияномофилаков. Кроме того, любой член народного юсобрания имел право выступить с чрезвычайным заявлением о> государственных преступлениях, в том числе с письменны-[ми жалобами, против лиц, внесших в народное собрание птредложения, которые нарушают существующие законы (т. Iн. «жалоба на противозаконие»). Это право стало подлинной, >основной опорой афинской демократической констс:гитуции.
Экклесиля собиралась довольно часто, обычно через каждые 8-10 дней. Кроме очередных собраний нередко, по нее-
отложным делам, собирались вне очереди. Хотя правом выступать в собрании обладал каждый гражданин, на практике чаще всего речь держали профессиональные ораторы - демагоги (букв. - «вожди народа»). Председателем экклесии являлся председатель пританов.
Как уже отмечалось, основным делом народного собрания было законодательство. Считалось, что каждый гражданин Афин имеет право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Однако эта инициатива существенно ограничивалась системой сдержек:Другим важнейшим государственным органом Афин являлся Совет пятисот (буле), постоянно действующий исполнительный орган власти. О его составе и полномочиях следует узнать из соответствующей литературы. Обратите вни-" мание на то, что совет производилдокимасию (проверку) девяти архонтов и кандидатов в члены совета на будущий год, наблюдал за всеми общественными зданиями и распо ряжался большинством общественных и государственных дел совместно с остальными должностными лицами.
Далее необходимо осветить функции, состав и компетенцию коллегий стратегов и архонтов, а также гелиэи.
а) автор законопроекта нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни), если оказывалось, что его предложение противоречит существующим законам и об этом не было определенно заявлено;
б) всякий законопроект должен быть предварительно рассмотрен Советом 500. Собрание выслушивало его мнение;
в) окончательное решение принадлежало гелиэе, игравшей в таких случаях роль второй палаты. Обсуждение велось в форме обычного судебного процесса. Автор законопроекта выступал обвинителем старых законов, а их защитников назначало народное собрание. Решение принималось большинством присяжных с помощью тайного голосования.
Наличие системы сдержек объясняется прежде всего стремлением не допустить реакционного (антинародного) пересмотра афинской конституции.
Следующим по значению органом государственной власти был суд присяжных – гелиэя (от «гелиос» – солнце: заседания начинались с восходом солнца и закрывались не позднее заката). Гелиэя решала вопрос о наделении правами гражданства, наблюдала за законностью замещения должностей и имела право отвода, утверждала международные договоры. Главным же ее делом было участие в законодательстве, а также суд по политическим, религиозным и многим другим делам.
В состав гелиэи входило 6 000 человек, которые избирались жребием по 600 человек от каждой филы. Из общего числа присяжных составлялось 10 судебных коллегий по 501 человеку каждая. Состав коллегии определялся жребием в день суда для того, чтобы избежать подкупа судей.
Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц, а также апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.
В Совет 500 (буле) входило по 50 человек от каждой филы. Члены совета избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических отношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, флотом, регулирование торговли. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего. Кроме того, Совет производил докимасию(проверку) девяти архонтов и кандидатов в члены совета на будущий год.
Для ведения текущих дел Совет 500 был разделен на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. По окончании срока службы каждый член Совета 500 отчитывался о своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.
Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основными принципами замещения должностей были: выборность, срочность, возмездность (кроме стратегов), подотчетность, коллегиальность (как правило), отсутствие иерархии (за исключением военных должностей).
Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались докимасии, которая проводилась в гелиэе, а для архонтов еще и в Совете 500. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (кроме стратегов). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету 500 и гелиэе.
В период расцвета Афинского государства особенно важное значение среди должностных лиц приобретают стратеги и архонты.
Коллегия стратегов состояла из десяти человек, избираемых открытым голосованием в народном собрании из числа женатых и состоятельных граждан. Вначале стратеги ведали только военными делами, но в V в. до н. э. их компетенция чрезвычайно расширилась. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор военных налогов. К ним перешли и некоторые внешнеполитические функции (прием капитуляции противника, заключение перемирия и пр.). Кроме того, стратеги вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях.
Стратеги считались равными между собой. Одному из них поручалось командование пехотой, другому – флотом, третьему – конницей и т.д. Но фактическое руководство всегда поручалось одному из них – по выбору народного собрания. Таким лицом на протяжении 15 лет, из года в год переизбираемым, был знаменитый Перикл.
С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. За каждым из них закреплялись определенные полномочия, в основном судебные. Три первых архонта, каждый в своей области, ведали жалобами по семейным делам, надзором за иностранцами, религиозными вопросами и т.д. Шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия: составляли коллегии судей, назначали дни слушания дел и пр.
Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынках, обучали юношей 18-20 лет военному делу. Свои должностные лица были в филах и демах.
Таким образом,, устройство государственного аппарат!а Афин требовало поголовного участия всех полноправных афинских граждан/. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, коллегиальности, подотчетности и возмездности. По приблизительным подсче там, /почти каждые два-три года афинский гражданин зани мал место в гелиэе, не менее двух раз в жизни делался членом совета пятисот и т. д.
Для своего времени афинская демократия имела само<е передовое государственное устройство, в условиях которой все полноправные граждане имели возможность управля-пть своей страной, а государство заботилось о материально»м благосостоянии своих граждан и создавало условия для разз
вития культуры.
Однако политическое равноправие афинян не могло устранить противоречий, присущих афинскому рабовладельческому обществу и вызванной ими имущественной диффе ренциации. Обострение этих противоречий произошло в конц<е V в. до н. э. в связи с поражением Афин в Пелопоннесской! войне (431-404 гг. до н. э.) против Спарты и ее союзников В это время произошли два олигархических переворота (41 '1 ,-т^г. и ,404 -г/.),у й и- хотя вскоре демократия была восстановлена, Афинское государство было ослаблено.
.В IV в. до н. э. Афины вступают в полосу острого кризиса. В 338 г. до н. э. македонская армия разбила греческие» войска, чем было положено начало господства Македонии
над всей Элладой. Афинское государство перестало быть самостоятельным.
Говоря об афинской правовой системе, следует отметить, что она была наиболее развита в Древней Греции. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н. э. появляется писаное право в виде Законов Драконта. Это была запись обычаев, произведенная архонтом Драконтом под давлением демоса. Законы известны своей непомерной жестокостью: укравшие овощи и плоды несли то же наказание, что и отцеубийцы - смертную казнь.
Вместе с тем эти законы ограничили кровную месть, отменили принцип ответственности по правилам талиона. Узаконивается практика примирения с убийцей и его родом с помощью выкупа. Законы Драконта различают умышленное убийство и неумышленное, назначая за последнее не смерть, а изгнание (без конфискации имущества). Убийца освобождался от ответственности, если его действия были вызваны самообороной. Подстрекатель был объявлен столь же ответственным, сколь и исполнитель.
Законы Драконта, за исключением нескольких постановлений об убийстве, были отменены при Солоне. При нем же была проведена большая законодательная работа, законы становятся главным источником права. Однако в целом афинское право осталось несистематизированным. Значительная часть его была, как и в прежние времена, неписаным обычаем.
Говоря об источниках афинского права, следует отметить, что до V в. до н. э. ими являлись обычаи, а также сохранившиеся статьи Законов Драконта. С V в. до н. э. законы становятся главным источником права. Ими считались постановления народных собраний, устанавливающие общие правила. Кроме того, народные собрания издавали псефизмы, т.е. постановления, относящиеся к отдельным лицам, конкретным случаям и предметам.
В области вещного права после реформ Солона и Клисфена произошли большие изменения, значительно увеличившие удельный вес частной собственности. Но институт частной собственности не достиг такого развития, как в Риме. В Афинах собственность рассматривалась как благо, предоставленное государством.
В афинском праве различалось владение – как фактическое обладание имуществом с его использованием – и собственность – как владение с правом распоряжения. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. Наряду с частной существовала коллективная собственность господствующего класса, государственные земли, сдаваемые преимущественно в аренду, а также собственность храмов и общественные земли фил и демов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на «видимое» (земля, дом, рабы и т.п.) и «невидимое» (деньги, драгоценности).
Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не требовавшее особых формальностей. Но наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме.
Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и залогом. Если от исполнения договора отказывался покупатель, он терял свой задаток; продавец же был обязан вернуть двойную сумму задатка. Среди залогов, служивших обеспечению займа, следует выделить ипотеку, т.е. залог недвижимости, главным образом земли, сада и т.п. Должник продолжал владеть своей землей и извлекать из нее пользу, но не имел права продавать ее третьему лицу. При просрочке долга земля переходила к кредитору. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство.
Среди договоров важное место занимала купля-продажа, получившая большое распространение в связи с широким развитием торговли как в самой Греции, так и с соседними странами; заем, в том числе у ростовщиков под большие проценты (до 20%); имущественный наем движимости (в том числе и рабов) и недвижимости; личный найм и др.
Весьма распространен был договор аренды. Земельные участки частных лиц сдавались, как правило, на короткий срок – от года до трех лет; государство практиковало и более длительные сроки аренды: на 40 лет и даже пожизненно. Арендовались также дома и мастерские.
Афинскому праву был известен и договор товарищества, по которому несколько лиц вносили средства в общее имущество для достижения каких-либо целей (торговые, религиозные и иные товарищества). Доходы и убытки распределялись между участниками так, как это было обусловлено договором, или пропорционально сделанному взносу.
Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу (повреждение или истребление имущества, причинение убытков и т.п.). Они влекли за собой возмещение ущерба, а вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере. Раб мог быть передан потерпевшему в компенсацию за причиненный ущерб.
Говоря о семейном праве Афин, следует отметить, что безбрачие в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многоженство не допускалось.
Положение женщин в Афинах было неполноправным. Жена выполняла функцию деторождения, а также являлась «старшей служанкой». По словам Платона, она являлась госпожой челнока и прялки. После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа, считаясь недееспособной.
Закон требовал от жены строгого целомудрия, но не препятствовал мужу иметь любовниц. Неверную жену разрешалось просто выгнать из дому, а приданое присвоить. В своей последующей жизни эта женщина не могла ни украшаться, ни входить в храм. В противном случае любой встречный мог разорвать на ней платье, снять украшения, побить. Вообще, для развода с женой мужу было достаточно призвать свидетелей, а для жены развод был весьма затруднен.
В Афинах, так же как и в других древнегреческих государствах существовала особая прослойка женского населения, т. н. гетеры (от греч. hetaira – подруга, любовница). Это были образованные незамужние женщины, которые вели свободный, независимый образ жизни и обладали некоторой дееспособностью (например, могли совершать сделки, приобретать недвижимость и т.д.).
Власть отца над детьми до Солона была практически неограниченной (он мог продать сына в рабство). Со временем она ослабла, но оставалась значительной. Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению.
Право наследования принадлежало одним сыновьям, они делили имущество в равной доле. Со времен Солона существовало и наследование по завещанию, однако наследодатель мог завещать свое имущество тому, кому он хочет, только при отсутствии у него законных детей и с некоторыми оговорками. Если не было сыновей, наследовали дочери, а государство принимало на себя заботы, связанные с их замужеством.
Афинское право различало преступления, направленные против государства, и преступления против личных интересов. Однако граница между ними зачастую была условной. И в том и в другом случае обвинение возбуждалось или самим потерпевшим, или гражданами, считавшими себя заинтересованными в привлечении виновного к ответственности.
Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожие, кража храмового имущества. К серьезным преступлениям относились также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены. Эти деяния могли рассматриваться и как преступления против личности, и как преступления против государственных интересов. Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог).
Характер наказания зависел прежде всего от тяжести содеянного, а также от социального статуса преступника. К рабам применялись только телесные наказания, тогда как свободные от этих наказаний освобождались. При преступлениях против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда и штрафе (обычно в двойном размере от ущерба), при преступлении против государственных интересов – о наказании как таковом.
За наиболее тяжкие преступления грозила смертная казнь, которая осуществлялась разными способами; наиболее гуманным среди них было отравление – именно так был казнен философ Сократ, обвиненный в безбожии. Другими видами наказания являлись изгнание, обращение в рабство, лишение гражданских прав (атимия), штрафы и конфискация имущества (последняя дополнительно к смертной казни). Заключение в тюрьму практиковалось только как мера пресечения в целях предупреждения побега.
Наказания за политические преступления были особенно тяжелыми. Например, всякого, кто пытался низвергнуть демократию, объявляли врагом Афин, и любой мог безнаказанно убить его. Имущество такого преступника конфисковалось, а десятая часть посвящалась богам. Цель наказания усматривали в причинении страдания, мучении.
Далее' нужно дать общую характеристику основных отраслей права Афин, в том числе имущественным отношениям, обязательственному, семейному, наследственному и уголовному праву, а также судопроизводству.
Говоря об уголовном праве, отметьте систему преступлений (государственные, против семьи, против личности, против собственности) и наказаний (смертная казнь, продажа в рабство, штраф, конфискация, бесчестье- атимия). Наказание для рабов и свободных было различным, его цель заключалась в причинении страдания преступнику.
4. Другим государством, имевшим большое значение для истории Древней Греции, являлась Спарта.
Спартанское государство возникло в IX в. до н. э. в результате завоеваний обширной территории Лаконики, где проживали ахейские племена, дорийцами. После ожесточенной борьбы победители и побежденные заключили союз и ,
образовали совместную общину. Возглавлялась она двумя царями- архагетами - дорийским и ахейским.
В результате войны, длившейся целое столетие, в VIIII до н. э. к Спарте была присоединена соседняя МессениЯя, земли которой стали общей собственностью победителей - спартиатов. Ее население было превращено в общегоссуда] рственных (общинных) рабов -илотов.
В результате того, что возникла необходимость в созда:
нии специальных органов управления и власти, а первобытнообщинный строй еще не был полностью разрушен, на появился своеобразный сплав сильной, террористической поI своим приемам государственной власти и пережиточно с< охранившихся элементов родового устройства. В этом своеобразии - главная особенность Спарты.
Установление общественных порядков и государственного строя Спарты связывается с именем легендарного закон<о дателя Ликурга (IX-VIII вв. до н. э.), которому приписывается изданиеретр - так назывались в Спарте некоторые < ее основные законы. Они появились в обстановке острой бор] ьбы, развившейся в спартанском обществе. По-видимому, имущественная дифференциация, вызвавшая образование классовых делений, привела к волнениям и открытым выступлениям бедноты, результатом чего явились законы, направленные на смягчение назревших противоречий. Так, 'одна из ретр, направленная против роскоши, требовала, чтобы в каждом доме кровля была сделана только топором, а двери - только пилой.