Тема: «Возникновение государства и правовые устои Древнего Египта и Вавилона». 6 страница

Деньги предписывалось чеканить в виде больших и тяжелых железных монет, чтобы предотвратить их накопление и затруднить оборот. Золотая и серебряная монеты были запрещены.

Для общественного строя Спарты характерны длит<ельное сохранение пережитков первобытнообщинного строя и военная организация общества. Политическими правами п ользовались лишь спартиаты, имевшие земельные наделы, котов рые передавались им вместе с обрабатывавшими землю иле» отами. Спартиаты именовались «равными», хотя имуществен» ное неравенство со временем усиливалось. Из числа « «равных» исключались граждане, которые не могли делать взносы для организации совместных общественных трапез - сисситий; они переходили в разряд«гипомейонов»- опустившихся.

Периэки были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. Со стороны государства над ними был установлен надзор. Главные занятия – торговля и ремесло.

Илоты своей земли не имели, работали на участках спартиатов. Однако они имели свое хозяйство и свои орудия производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Также несли военную службу, могли быть отпущены на волю государством. Ежегодно устраивались криптии, во время которых молодые спартанцы, вооруженные кинжалами, убивали всякого илота, попадавшегося им.

По своему государственному строю Спарта была рабовладельческой аристократической республикой. От первобытнообщинной эпохи здесь уцелели народное собрание, совет старейшин и два царя.

Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, участвовали в нем спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Собрание избирало должностных лиц, принимало решение в случаях возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира, но все его решения находились под контролем совета старейшин.

Во главе государства стояли два царя, выполнявшие функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство принадлежало коллегии эфоров, состоявшей из пяти человек и избиравшейся сроком на один год (со II половины VII в. до н. э.).

Эфоры созывали и руководили деятельностью совета старейшин и народного собрания. В их руках почти целиком находились внешние сношения, внутреннее управление страной. Они осуществляли строгий надзор за правами и за соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам.

Герусия (совет старейшин) сохранилась от родоплеменной организации. Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов (геронтов) и двух царей. Геронты избирались пожизненно и были безответственны. В их число можно было попасть не ранее чем по достижении 60-летнего возраста. Герусия предварительно обсуждала дела, которые должны были рассматриваться народным собранием. Она являлась судебным учреждением и рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях.

Особенности развития Спарты обусловили застой в социально-экономической и политической жизни государства и сделали его оплотом реакции в Греции. Однако победа в Пелопоннесской войне стимулировала развитие товарно-денежных отношений в Спарте, что привело к имущественной дифференциации общества и росту социальных противоречий, ослабивших государство. Как и другие греческие государства, Спарта в середине II в. до н. э. попадает под власть Рима.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: «Общественный и государственный строй Древнего Рима»

ПЛАН

1. Общая характеристика страны и населения. Социа льный строй царского периода. ;

2:. Реформь!ы Сервия Туллия и их политическое значен^ *ие.

3. 3. Общественный и государственный строй Рима в пери]

4. од республики. Реформы братьев Гракхов.

| 4. Рим в период монархии. Реформы Диоклетиана и а

Константина.

Основные понятия: генс, курия, триба, рекс, патриции, институт клиентелы, патрон, плебеи, сенат, куриатные ко] миции, авгуры, понтифики, центурия, пролетарии, центурв иатные комиции, диктатор, магистраты, интерцессия, консулы, преторы, квесторы, цензоры, эдилы, народный трибу!нат, триумф, овация^, оптиматы и популяры, провинции, принци

пат, доминат, император, сецессия, диоцезы, нобилитет, диктатура, пекулий, колонат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всеобщая история государства и права... - С. 49-70.

2. История государства и права зарубежных стран (рРабовладельческое и феодальнеое государство и право)... - С. 121-168.

3. История государства и права зарубежных стран.. .. - -С. 91-112123-146.

4. Омельченко О.А. Указ. соч. – С.131-173.4. Федоров К. Г. Указ. соч. - С. 38-50. ;

5. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. Указ. соч. – С.148-226.

65. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права... - С. 41-46.

76. Черниловский 3. М. Указ. соч. - С. 58-7879-93.

7. Бирюков Ю. М. Государство и право Древнего Рима (лекция). - М.:

-во военно-полит. академии, 1969. - 105 с.

§8. Всемирная история... Т. 2. - С. 107-131, 282-291, 342-399, 597-668,

72(5-748, 79.2-817.

9. Галанза П. Н. Государство и право Древнего Рима. - М.: Изд-во МГУ, 1963. - 124 с.

10. Игнатенко А. В. Армия в государственном механизме рабовладельчес-|кого Рима эпохи республики. - Свердловск, 1976. - 208 с.

11П. Утченко С. Л,. Кризис и падение Римской республики. - М.: Наука, 1965. – 288 с.

12. Хрестоматия по истории Древнего Рима /Под ред. С. Л. Утченко. - М.: СодцэкГИЗ, 1962. - 675 с.

1. Освещение первого вопроса следует начать с периоди-защции римской истории. Согласно традиции, она восходит к VIIII в. до н. э. (754-753 гг. до н. э.), когда на берегу реки Тиабр возник Рим, бывший первоначально земледельческим поэселком. Долгая, тысячелетняя история Древнего Рима поэдразделяется на три основных периода:

1) т. н. царский (754-509 гг. до н. э.), во время которого происходит складывание общественных классов и государ-'ственного аппарата; .

2) период республики (510-27 гг. до н. э.), начавшийся с низложения последнего римского царя(рекса) Тарквиния ГорФдого и избрания главой консула Юния Брута;

3) период империи (27 г. до н. э. - 476 г. н. э.), в свою огчередь распадающийся на 2 этапа:принципата (27 г. до э. - 284 г. н. э.) идомината (284-476 гг. н. э.).

Концом Западной Римской империи принято считать уз1урлпацию римского престола варваром Одоакром. Восточ­наяна Римская империя (Византия) с центром в Константино­повле продолжала существовать еще в течение целого тыся-'челетия.

Далее необходимо остановиться на общей характеристике страны и населения. Отметим, что Древний Рим возйик -.

миром. В I тыс. до н. э. Далее необходимо остановиться на общей характеристике страны и населения. Отметим, что Древний Рим возник на Апеннинском полуострове, расположенном в благоприятном климатическом поясе, богатом растительностью и животным миром. В I тыс. до н. э. здесь обитали племена этрусков, латинов, сабинов и др. Считается, что именно латины и сабины основали Рим.

Основу экономической жизни составляло здесь сначала скотоводство, затем земледелие. Происходит переход от бронзы к железу, появляется соха, движимая волами. Получают известное развитие строительное дело, ткачество, гончарное производство и др.

Население города в VIII в. до н. э. делилось на роды (генсы), союзы родов (курии) и три племени. Главой города являлся рекс; всего их было 7 – начиная с Ромула и заканчивая Тарквинием Гордым.

Рассматривая общественный строй царского периода Рима следует охарактеризовать господствовавшие тогда порядки, как военную демократию. Римская община уже неоднородна по своему социальному положению. Выделились знатные фамилии, аристократы – патриции.

В определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрание для рассмотрения дел, отнесенных к их компетенции: о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т.д.

Всего родов было 300, по 100 в каждом племени. 10 родов образовывали курию, 10 курий- трибу (племя). Ст<оль стройная организация наводит на мысль о некоторой искусственности, что и явилось причиной множества гип<отез тез. Это как бы армия, рационально устроенная, завоевавшаяи и отстаивающая захваченную землю.

Как член рода и племени римский гражданин:

- являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного ему и его семье надела;

- получал право на наследование надела и родовоэго имущества вообще;

- мог требовать себе помощи и защиты от рода;

- - участвовал в общих религиозных празднествах и т.д.

Главы родов составляли совет старейшин, илисенат, стечением времени приобретший значение главной прав! ительственной власти. Сенат имел право предварительного! обсуждения всех тех дел, которые выносились на решение народного собрания. Он же ведал многими текущими делами по управлению Римом. Всего сенаторов было сначала 100, затем 300 человек.а

Общее народное собрание,куриатные комиции, принима­ло или отвергало предложенные ему законопроекты, избира­ло всех высших должностных лиц, объявляло войну и т. д. Наконец, военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий рексу. Он соответствовал греческому базилевсу.

Следует добавить, что общее собрание римского народа было, помимо сказанного, войсковым собранием, смотром военной силы Рима. По своим подразделениям оно строилось и голосовало.

С древнейших времен на территории Рима жили и не граждане – клиенты и плебеи. Последние составились, по-видимому, из обедневших и обнищавших сородичей

димому, из обедневших и обнищавших сородичей. Они сто­яли вне родовой организации и поэтому не могли принимать участие в управлении общиной. Плебеи были лично свобод­ны, несли военную службу, платили налоги, многие из них занимались ремеслами и торговлей.

Наряду с плебеями, вне римского гражданского общества находились и клиенты, происходившие, как можно предпо­лагать, из чужаков, находивших себе, как и плебеи, покро-

.вителей в среде патрициата (т. н.патронов).

Как уже говорилось, плебеи были лично свободными и несли военную службу наряду с патрициями, однако они не допускались к дележу захваченных Римом территорий. Зе­мельный вопрос переплелся для них с вопросом о полити­ческих правах. Последовали острые конфликты, приведшие

I к коренным реформам.

: 2. Самой первой среди них и самой важной была рефор­ма, которую историческая традиция приписывает шестому рексу Сервию Туллию,, правившему городом в середине VI в. до н. э. (578-533 гг). По своим основным принципам она весьма схожа с реформой Солона в Афинах.

Все римские граждане, как патриции, так и плебеи, были «оценены» по их наличному имуществу (земля, скот, инвен­тарь и т. д.) и разделены на 193 сотни- центуриий. При этом те, чье имущество достигало 100 тыс. ассов, были объедине­ны в 80 центурий (первый разряд). Самые же богатые, чье имущество превышало 100 тыс. ассов, составили 18 центурий

всадников. Поскольку каждая центурия имела один голос,Д

постольку соединенное мнение богатых и очень богатых центурийьД давало 98 голосов из 193, т.е. большинство.

Второй класс с цензом в 75 тыс. ассов получил 22 центурии, третий (с цензом в 50 тыс.) – 20, четвертый (25 тыс.) - 22, наконец, пятый (11 тыс. ассов) – 30 центурий. Пролетарии, т.е. вовсе лишенные учитываемого имущества, составили всего одну центурию. При согласном голосовании первых двух разрядов остальных не опрашивали.

Таким образом, был создан новый верховный орган Рима – центуриатные комиции, решающее влияние в котором имели богатые и знатные, независимо от того, были ли они патрициями или плебеями. Последние стали частью римского народа и соответственно с этим в конце концов допущены к дележу общественной земли.

Далее необходимо изучить другую реформу Сервия Туллия, согласно которой территория города была разбита на 4 территориальных округа – трибы. Это служит несомненным свидетельством победы принципа территориального деления населения над родо-племенным.

Начиная с 471 г. до н. э. , собрания плебеев по трибам (т.н. трибутные комиции) получили право издавать постановления общего характера, обязательные для одних плебеев, а позднее – и для патрициев. В течение последующих двух столетий плебеи вели упорную борьбу за полное уравнение в правах с патрициями. В 444 г. до н. э. плебеи были допущены к замещению должности военных трибунов с консульской властью. В 367 г. до н. э. закон установил, что одним из консулов Римской республики (высшая должность в государстве) должен быть плебей.

Если суммировать все, чего добились плебеи в области политических прав после реформы Сервия Туллия, то получится следующее:

- была учреждена особая плебейская магистратура, т. н. народный трибунат, призванный защищать плебеев;

- получили доступ к общественной земле наравне с патрициями;

- добились защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных под названием Законов XII таблиц);

- стали возможны браки между патрициями и плебеями;

- получили право занимать все государственные должности, включая военные.

Наконец, в 287 г. до н. э. было постановлено, что реше-ния центурий давало 98 голосов из 193, т. е. большинство. 'Ьия плебейских собраний имеют ту же силу, что и решения Второй класс с цензом в 75 тыс. ассов получил 22 петДгтрценнтуориатных комициий, т. е. обязательны для всех без ис-турии, третий (с цензом в 50 тыс.) - 20, четвертый (25 тысДключения граждан и всех государственных учреждений. Эти

- 22, наконец, пятый (11 тыс. ассов) - 30 центурий. Прол^Ьюрешения, к тому же, не подлежат ни утверждению сената, ни тарии, т. е, вовсе лишенные учитываемого имущества, сост^изего ревизии. вили всего одну центурию. Пои соглягиг^» т^гт^.——-- • —

Т. о., юридического преобладания старой римской аристо-

кратии в отношении плебеев не стало. Самые богатые и№ из тех и из других смешались, составив верхушку римского правящего класса - нобилитет. Процесс формирования рабовладельческой государственности, начатый реформами Сервия Туллия, завершился; пережитки родо-племенных отношений ушли в прошлое.ппптптат/го п^т^п»,^, „„.——-

3. патрициями или плебеями. Последние стали частью римсю то народа и соответственно с этим в конце концов допущ<

ы к дележу общественной земли. В3- ^Говооря об общественном строе Рима в период ресспуб-Далее необходимо изучить другую реформу Сервия ТулДтаклики, следует подчеркнуть, что там действовало правило:

лия, согласно которой территория города была разбита на Дтолюди не равны друг другу; рабы не люди, а вещи.

территориальных округа- трибы. Это служит несомненные Римское гражданство приобреталось, как правило, ро-свилетр-тп.ртд^,» ттг,<=;»тттт »,.,„,„„— кждением от полноправных отца и матери. По достижении и

соювершеннолетия юноша привозился нафорум (площадь в Р^име, где вершился суд) и записывался в соответствующую

трибу. С этого момента он становился политически полноп-•равным, т. е. имел право на:

- участие в народном собрании;

- избрание на должность в римском правительственном и судебном аппарате;

- службу в войске.

^ ^»^т „ Рт^^^й"^^^^^^ уишновил^ что одни^в Политическое полноправие не означало еще полнопра-извия консулов Римской респуолики (высшая должность в го-в„ -^ г

сударстве) должен быть плебей. •ия «гражд&нского», т. е. права распоряжения имуществом.«гражданского», т.е. права распоряжения имуществом. Пока был жив отец и сын находился под его властью (в составе его семьи), никаких сделок с вещами и деньгами он совершать не мог, если на это не имелось прямого уполномочия отца.

Если суммировать все, чего добились плебеи в областД10^ был жив отец и сь№ находился под -ег0 властью ^ политических прав после реформы Сервия Тулл^а ^ ^„Ж0"^ его семьи), никаких сделок с вещами и деньгами он

""—- свершать не мог, если на это не имелось прямого уполно-ючия отца.

Как политическое, так и гражданское полноправие были гдостоянием мужчин. Согласно Римским законам женщины, «вследствие присущего им легкомыслия», не могли совершать сделок, а тем более участвовать в политической жизни. Гражданство утрачивалось с продажей мужчин Спгпягчтг. рмк^тлт^ „„„-,----

утрачивалось с продажей в рабство за долги или п[реступления, а также вследствие ссылки ражданство или изгнания.

Римским гражданином становился и отпущенный на волю раб, но он не мог замещать выборных должностей и служить в армии. Голосовал он только в собрании своей трибы.

Начиная с 111-11III-II вв. до н. э., основным работником в

Риме становится раб, чей труд использовался в земледелии, на работе в рудниках, на строительстве домов, храмов, дорог, в разного рода мастерских. Главными источника]ми рабства являлись война, мировая работорговля, естественное воспроизводство, продажа в рабы за долгиа и т. д.

Римское право исходило из принципа, что человек ум ирает в рабе. Возникает «говорящее орудие» - вещь, котор<ой ее собственник вправе распорядиться по своему усмотрению, вплоть до уничтожения. Рабу не положено иметь семью, дети раба не имеют отца. Все, что приобретает раб (нахо дкой, дарением, работой), находится в собственности господ дина. Убийство чужого раба приравнивалось, по закону| Аквилия (первая половина III в. до н. э.), к убийству чужого четвероногого животного и, следовательно, приводило к и возмещению убытков. При всяком допросе раба подвергали

пытке.

Естественно, что подобное тяжелое положение толкало

рабов к борьбе, наиболее распространенной формой которой являлось бегство. Высшей формой этой борьбы были восс1 тания, наиболее известным из которых было восстание Спар така, поднятое в 74 г. до н. э. Несмотря на пораженаие, восстания рабов, вместе со многими другими факторами, подготавливали переход к империи и к новому обществе

нному строю - феодальному. _

Еще одну категорию населения Древнего Рима, постоян

но растущую, составляли иностранцы, которых называвли Пперегринами. В своих отношениях, а тем более в спорах с римлянами, они придерживались своих обычаев и права своей страны. Таким образом, в пределах одного и Ттого же города, возникают и обособляются две несхожие системы права: од|на для римских граждан (право квиритское), другая для пере гринов (перегринское право, позднее называвшееся «правом народов»).е

народов»).

ДДалее необходимо охарактеризовать государственный строй(

Рима в период республики, остановившись на анализе дея тельности и функций центуриатных и трибутных комиций. Особое внимание следует уделить сенату, поскольку по т<ой роли, которую он играл, и по тому, из кого он состоял, Римскую республику называют аристократической. Этим она] отличается от Афин, что объясняется главным образом эк ономической отсталостью республиканского Рима, низъаким уровнем его ремесленного производства и торговли. Впло'ть до III в. до н. э. Рим был по преимуществу земледельческой общиной, что предопределяло политическое господство земельной аристократии.

Правительственная власть в Римской республике складывалась из некоторого числа коллегий (магистратур). Все они выбирались народными собраниями сроком на один год и были ответственны за свои действия – по истечении срока полномочий. Держась принципа коллегиальности магистратур, римляне избирали ежегодно двух консулов, двух (а затем и более) преторов, нескольких цензоров, эдилов (выполнявших полицейские функции), плебеи же – нескольких народных трибунов. Последняя должность была учреждена в 494 г. до н. э. в результате сецессий, т.е. демонстративного выхода плебеев из состава римской общины и ухода за черту города.

эрода.

Магистраты (начальники) не вмешивались в дела друг д

руга, но за одним исключением: если, скажем, консул нах-:одил, что распоряжение его коллеги неверно и вредно, он моюг приостановить его своим «вето» (правоинтерцессии). Из этггого следовало, что магистраты должны были советоваться леХДУмежду собой, прежде чем действовать. К основным принци­пам их деятельности относятся: выборность, срочность (один год), ответственность перед народом, безвозмездность, колл-

егиальность.

Консулы были высшими магистратами республики и за-

№малисъзанимались всеми первостепенными делами по военной и гражданской части, а во время войны один из них оставался в31 Риме, тогда как другой командовал войском. Они следили з^а исполнением законов, имели право отменять, приостанав­ливать распоряжения низших магистратов.

Преторы, приобретшие значение самостоятельной магист-

'ратуры (IV в. до н. э.), занимались судебными спорами. Но у^же с III-II вв. до н. э. они стали толкователями права и его дтворцами. Вместе с тем претор имел право замещать консула

в его отсутствие, командовать войском.

Два цензора, избираемые 1 раз в 5 лет, распределяли

граждан между центуриями (по их цензу) и трибами. Они же составляли списки сенаторов и в соответствии с тем полу­чили право отвода неугодных лиц. Решения цензоров не подлежали запрещению плебейских трибунов. Кроме того, тцензоры наблюдали за нравами с тем, чтобы предупредить воинов-римлян против излишней роскоши, а тем более от

безнравственных поступков. Такие поступки давали основ ание цензорам вычеркивать недостойное лицо из числа сей наторов или всадников и переводить в более низкие центур^ии и т. д. '

Квесторы являлись помощниками консулов без специа. льной компетенции. Позднее, под контролем сената, они стали заниматься финансовыми расходами, расследованием не1 которых уголовных дел и т. п. Эдилы наблюдали за обществен!

ным порядком в городе, торговлей на рынке, организаци|ей празднеств и зрелищ. 1

Что касаетсянародных (плебейских) трибунов, их задеача первоначально заключалась в защите плебеев от произвсола патрицианских магистратов, но с течением времени, когда эта обязанность практически отпала, они взяли на себя| функцию блюстителей законности. Трибунов было сначала два, потом пять и наконец десять. Они имели право запр ещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили;

дили (за исключением приказов диктатора) и налагать вето| на постановление сената и народных собраний. Кроме того,! трибун был наделен правом арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу.

Перечисленные выше магистратуры относят к категор!ии ординарных, обыкновенных. Исключительной, экстраорд! инарной магистратурой считалась должностьдиктатора, наН значаемого одним из консулов по соглашению с сенатом.е Поводами для такого назначения могли послужить кризи сные ситуации на войне или внутри страны, требовавшиещ неотложных и быстрых действий. Лицо, назначенное диктаторомз| тором, обладало высшей гражданской, военной и судебной< властью одновременно: диктатор имел законодательную вла(Ясть, подкрепляемую опорой на специально выделенное ему коз нное войско. Он не отвечал за свои действия, ему не угрожало;

вето народного трибуна. Но по истечении 6-месячного срока] диктатор был обязан сложить свои полномочия. Последняяа из известных нам республиканских диктатур имела место в 220 г. до н. э.

Определите, используя рекомендованную литературу, в чем состоят принципиальные особенности римской ариетта стократической республики? Что препятствовало ее переходу к^ другим формам государственного устройства: демократии, монархии,олигархии (политическому господству небольнк!шой группы правящей партии, правящего класса)? |

Наконец, следует обратить внимание на римскую армию, збывшую в период республики (до эпохи диктатур) народным яоополчением и уже по одному этому силой, стоявшей на пути ск царской власти или олигархической фор^ме правления. Каж-[ЫЙдый римский гражданин, достигший 17-летнего возраста, был о>бязан нести военную службу. Не имевшие имущества про-гелетарии (не говоря уже о рабах) в армию не допускались.

Процесс профессионализации римского ^войска, неизбеж-1ЫЙный по мере завоевания Италии, а потом и других земель, п[риводит сначала к снижению ценза, дающего право вступа-гать в ряды войска (конец III в. до н. э.), а затем к допу­щению в армию и неимущих (II в. до н. э.). Реформа римской армии была завершена при известном политическом деятеле полководце Марии (II в. до н. э.). Он допустил в армию неимущих, определил солдату жалованье и установил 16-летний срок службы, независимо от войны и мира.

' Армия строилась на началах строгой дисциплины и профессиональной выучки. Наиболее отличившиеся награждались

сегребряными и золотыми знаками, повышались по службе. Ф>ормами отличия полководцев-победителей являлись ^три-кумрф, т, е. торжественное вступление в столицу полководца с войсшоком (от Марсова поля на Капитолий) и принесение в

гжертву быка, а такжеовация - менее торжественный въъезд в город и принесение в жертву овцы.

; Со времен - Мария, когда армия сделалась постоянным инструментом политики, наемной силой, содержащейся за [счет завоеванных народов, разрушилась преграда на пути и

снгачала военных диктатур, а затем и переходу к монархичес->кому правлению.

Следует такисже охарактеризовать положениепровинций,т.е. завоеванных Римом внеиталийских земель, а также при-(нципы управления ими и политику, проводимую Римом на завоеванных территориях (знаменитое «разделяй и властвуй»). К середине II в. до н. э. во власти Рима находилось 9

провинций, в том числе Сицилия, Корсика, Испания, Африка-, Македония, Азия и др.

^ Далее нужно проанализировать причины кризиса Римс-кой республики, отметив, с одной стороны, ростлатифундий ()помМестий) старой и новой знати -нобилей, а с другой - обе?зземеливание и разорение римского крестьянства во II в. до н. э. Кульминацией борьбы между мелким и крупным нземлевладением сделались реформы братьев Гракхов.

В 133 г. до н. э. избранный трибуном Тиберий Гракх предложил закон, по которому устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках, - 1000 югеров на семью (около 250 га). Излишки подлежали распределению между безземельными и малоземельными гражданами. Получаемые ими участки становились неотчуждаемыми, что должно было предотвратить обезземеливание крестьянства. Несмотря на то, что в результате заговора сенаторов Тиберий в том же году был убит, его земельная реформа начала осуществляться и несколько десятков тысяч граждан получили землю.

Реформаторскую деятельность Тиберия продолжил его брат Гай Гракх, выдающийся оратор и политический деятель. После избрания на пост трибуна им были проведены законы, ослаблявшие политическое значение знати – введение тайного голосования в народном собрании, право народного трибуна избираться на следующий срок. Осуществляя аграрную реформу своего брата, Гай, вместе с тем, провел в 123-122 гг. до н. э. законы о создании в провинциях колоний римских граждан с наделением их землей и о продаже зерна из государственных складов гражданам по очень низким ценам.

Гай провел и военную реформу, по которой было ограничено число обязательных для римских граждан походов, отменялась военная обязанность для лиц, достигших 46-летнего возраста, воины стали получать жалованье и вооружение от государства и т.д.

Однако, удовлетворив интересы большинства римских граждан, Гай Гракх потерял их поддержку в попытке распространить права римского гражданства на свободных жителей всей Италии. Сенатской аристократии удалось провалить этот законопроект, популярность Гая упала, он сложил с себя полномочия трибуна и вскоре был убит.

После гибели братьев Гракхов были приняты законы, ликвидировавшие их мероприятия. Последним и крайне важным из этой серии стал закон Тория (111 г. до н. э.), который объявлял частные земельные владения неприкосновенной собственностью.

Реформы Гракхов, имевшие целью возрождение свободного римско-италийского крестьянства, но закончившиеся неудачей, открыли эпоху гражданских войн, завершившуюся победой нобилитета и падением Римской республики. Немалую роль в этом сыграла т.н. Союзническая война (91-88 гг. до н. э.), в результате которой жителям Италии было предоставлено римское гражданство. Но это не ослабило политическое напряжение в Риме – обострились противоречия между возникшими в среде свободных граждан группировками оптиматов (optimus – лучший), опиравшихся на сенат, и популяров (popularis – народный), боровшихся против сенатской олигархии.

Наши рекомендации