Внутренняя политика Александр Ш. Концепция «народного самодержавия».

Царствование Александра III ознаменовалось сменой главных ориентиров во внутренней политике. Политика «нового курса» опиралась на теорию «народного самодержавия», в основе которой лежала мысль о единении царя с народом. Роль «живого звена между царем и народом» отводилась дворянству.

Идеологами нового политического курса выступили обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внутренних дел Д. А. Толстой, известный публицист и общественный деятель М. Н. Катков. Они считали, что: во-первых причины политического кризиса коренились не в принципах и организации власти, а во вредных для России идеях, заимствованных у Запада. Реформы Александра II ослабили государственные устои, способствовали развитию революционного движения, так как реформирование и европеизация России были гибельными для нее; во-вторых, Главная цель— укрепление самодержавия, его пошатнувшегося престижа и авторитета; в- третьих «Новый курс» предполагал подавление и искоренение «крамолы», пересмотр и улучшение, с учетом вышеизложенного, законов и учреждений, появившихся в «эпоху реформ».

Реализация новой программы:

1. 14 августа 1881 г. было введено в действие «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Местные власти получали право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до пяти лет в любую местность и предавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, при­останавливать деятельность земств.

2. В августе 1882 г. были введены «временные правила» о печати, усилившие административный контроль за содержанием периодических изданий и ужесточившие карательную цензуру.

3. В августе 1884 г. был принят новый Университетский устав, фактически упразднивший автономию университетов. Существенным образом были ограничены права ученых советов. Ректор и профессора назначались министром просвещения, а деканы — попечителями учебных округов. Значительно возрастала плата за обучение, был упразднен университетский суд. Надзор за студентами осуществляла особая инспекция. Представители «низших сословий» практически были лишены возможности получить образование.

4. Введение института земских начальников (1889 г.). Они назначались министром внутренних дел из местных дворян-помещиков и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянским населением: следили за соблюдением порядка, сбором податей, в случае провинности сажали крестьян под арест, подвергали их телесным наказаниям. Таким образом, институт земских начальников был призван укрепить позиции правительства на местах и существенно расширить права помещиков по отношению к крестьянам.

5 Земская контрреформа (1890 г.). При выборах в земства число гласных от помещиков увеличивалось вследствие снижения имущественного ценза. Для городских жителей ценз, наоборот, возрастал. Список гласных, избранных от крестьян, утверждался губернатором. Эти меры значительно упрочили позиции дворянства в местных органах самоуправления.

6. Городовое положение (1892 г.) исключило из списка избирателей приказчиков и мелких торговцев, что давало преимущество на выборах владельцам крупной городской недвижимости — малочисленному в городах дворянству и крупной буржуазии. Постановления городской Думы санкционировались губернским начальством, ограничилось число заседаний Думы. Таким образом, городское самоуправление практически переходило под контроль правительства.

7. Изменения консервативного характера вносились в судебную систему. Повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство (1887 г.). Из ведения суда присяжных изымались дела о «сопротивлении властям» (1889 г.), ограничивалась публичность и гласность заседаний (1887 г.).

8. В области культуры, идеологии, национальных отношений упор делался на русскую «национальную самобытность». Ужесточалось отношение к религиозному инакомыслию, ограничивались права лиц; неправославного вероисповедания, в особенности евреев. Правительство проводило политику насильственной русификации национальных окраин.

«Новый курс» имел целью укрепить власть дворянства на местах. Реформы 1860—1870-х гг. не развивались, а консервировались и даже усекались. Отказ от либеральных преобразований, национал-шовинистический курс правительства замедлили процесс экономического и социального развития страны

Рассматривая внутреннюю политику Александра III, важно подчеркнуть, что правительство осуществило ряд мер, направленных на улучшение положения крестьян и рабочих.

В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось временнообязанное состояние, понижались выкупные платежи. Учреждался Крестьянский банк (1882 г.), который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель. В 1883—1885 гг. была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян. Утверждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889 г.). Однако все это не улучшило благосостояния крестьянского населения.

В 1880-е гг. предпринимаются первые попытки регламентировать отношения между рабочими и промышленниками, разработать основы законодательства о труде. В 1882 г. был принят Закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет) и учреждена фабричная инспекций; для надзора за его выполнением (20 инспекторов на 17 тыс. предприятий). По Закону 1885 г. воспрещалась ночная работа несовершеннолетних и женщин. Закон 1886 г., принятый после Морозовской стычки, определял условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями, в частности запрещал штрафы свыше 5% с рубля (штрафы должны были составлять фонд для выдачи пособий самим рабочим). Законом 1897 г. ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня: для взрослых мужчин она не должна была превышать 11,5 ч.


Наши рекомендации