Система государственного управления в московском государстве в XIV- начале XVI вв.

В XIV веке происходит усиление Московского княжества, благодаря выгодному географическому положению, дающему политические и торговые преимущества, оптимальной для него политики князей и татар, правильности престолонаследия в Москве.

Образуется 3 уровня государственного управления:1.высшие гос учреждения2.центр органы упр3.местные органы упр.

Одновременно с этим процессом изменялись отношения между князьями московской семьи, и власть великого князя усиливалась вследствие порядка наследования. Постоянных правил, которыми бы устанавливался постоянный и однообразный порядок престолонаследия, не было:оно определялось каждый раз завещанием князя. Из него видно, ния что князья смотрели на свои земельные владения как на статьи своего хозяйства и совершенно одинаково делили и государственную территорию. Моск. Земля делилась на несколько участков. Каждый удельный князь владел своим уделом независимо, но младшие удельные князья должны были слушаться старшего, как отца. Значение старшего обусловливалось чисто материальным преобладанием, а не излишком прав и власти. Т.о. создавалось единодержавие в княжестве.

До сер XV века моск. Князья еще были удельными владельцами, которых трудно назвать политическими деятелями. Политика этих князей не гос, они скорее преследуют частные цели удельного княжеского дома.

В княжение ИванаIII и ВасилияIII совершилось объединение великорусской народности, и московский князь получил значение нац. Государя.

Великий князь нес администр, судебные, дипломатич, военные функции. Но он еще не полновластный, т.к. огр традициями представлениями знати, боярства и родственников.

Основанием отношений меду князем и боярами до половины XV века в Москве явл договор:боярин приходил служить князю, а князь за это должен был его кормить.(по заслугам) интересы боярства были связаны с интересами князя. Московские князья и бояре составляли одну дружную политическую силу. Боярство можно было получить только благодаря великому князю.

Впервые боярская дума упомянута в 1517году. В.К. должен с ней советоваться. Б.Д. были подчинены казначей и дворецкий.казначей ведал финансами, нес функции личной канцелярии. Дворецкий ведал личным хоз-вом В,К. и осущ администр ф-ции. Оба органа были также подчинены В.К.

На основании казны, дворца и Б.Д. начинается процесс формирования центр. Органов упр-я-приказов, ведавших одной отраслью или направлением гос. Жизни.(в сер XVIвека)

С половины XV века, в эпоху окончательного подчинения и присоединения уделов, замечается прилив новых слуг к моск двору: удельные князья, уступившие свои уделы моск князю, удельн князья, служившие др удельн князьям, бояре-слуги уд князей. Все они стали в опр отношения к старым моск боярам и друг к другу. Эти отнош выразились в обычаях местничества- размещение феод. аристократии на иерархической лестнице в соответствии со знатностью рода. Каждый боярин, принимая служебное назначение, справлялся, не станет ли он в равноправные или подчиненные отношения к лицу, менее его родовитому по происхождению, и в этом случае отказывался от них. Все назначения записывались в спец разрядные книги, хранившиеся в Б.Д. Моск Боярские роды были размещены в опр порядок по знатности происхождения.

Местничество имело оборонительный характер. Им служилая знать защищалась от произвола сверху, со стороны государя, и от случайностей и происков снизу, со стороны лиц, стремившихся подняться выше своего наследственного положения. Местничество выделяло из военно-служилой массы класс, из которого верховная власть должна была выбирать лиц для занятия правит должностей. Этим местничество сообщало боярству характер правящего класса.

Государь может сделать своего слугу богатым , но не родовитым. Длилось до 1682 г.

Местное управление

В администр-терр отношении территории Великого Моск Княжества делились на уезды, а они-на волости.

Уездом упр наместник, назначавшийся В.К.-потомки бывших удельных князей. Волостью-волостель-назнач В.К.из боярских детей. Он подчинялся наместнику, нес хозяйств-администр ф-ции. Надзор за правилами торговли, за границами земельных владений, полицейские ф-ции осущ гражданский уголовно-администр суд, взимавший пошлины за судебные иски.

Система местного самоупр-я ф-ционировала на основе принципа кормлений -представители местной администрации не получали деньги из гос-ва, имели право оставлять часть пошлин. Натуральный корм-от местного населения 3 раза в год они получали продукты.

Община во главе со старостой в вопросах внутр жизни, сбора налогов была автономна.

Государев Двор - не гос институт, а соц-полит орган, включавший представителей феодальной знати. Из состава Г.Д. В.К. осущ назначения на высшие гос Должности:бывшие удельные князья, боярство, их дети.

1497год-по указанию ИванаIII принимается судебник-первый свод законов единого русск гос-ва. Он устанавливал единую судебную систему для всего гос-ва, единую С. Пошлин, единую С. Рассмотрения гражд. И уголовных дел, Сметртную казнь за заговор против царя.


Наши рекомендации