Политика «большого скачка» в 20-30-е годы индустриализация коллективизация и культурная революция.

Решение об индустриализации было принято в 1925 г. на XIV съезде партии. Ее задача — сделать СССР независимой в промышленном отношении страной и позволить ему на равных противостоять западным капиталистическим державам. Средства для развития промышленности (прежде всего тяжелой) дала коллективизация, упростившая изъятие хлеба у крестьян. Многие из них бежали в города и готовы были работать за нищенскую плату. Активно использовался даровой труд заключенных. За гроши распродавались за границу (в основном в США) шедевры искусства. Западных инвестиций почти не было из-за отказа СССР платить царские долги. В 1929-1932 гг. состоялась первая пятилетка, в 1933-1937 гг.— вторая. Были реконструированы старые предприятия и построены сотни новых. Важнейшие стройки — Магнитогорский металлургический комбинат (Магнитка), Днепровская ГЭС (Днепрогэс), Беломоро-Балтийский канал (Беломорканал), Челябинский, Сталинградский, Харьковский тракторные заводы, Туркестано-Сибирская железная дорога (ТуркСиб) и др. Планы были завышены, сроки чрезмерно сжаты,предприятия вводились в строй недоработанными, что приводило позже к длительным застоям. Качество продукции было низким. Тем не менее в ходе первых пятилеток была создана мощная индустрия, позволившая выдержать будущую войну. Однако делалось это часто вопреки рекомендациям экономистов, спешка привела к перенапряжению сил. Уровень жизни по сравнению с эпохой нэпа упал. Коллективизация в СССР В 1927 г. XV съезд партии принял решение о проведении коллективизации. Ее начало подхлестнули трудности с хлебом в 1928 г. Введение коллективных хозяйств (колхозов) упростило принудительный сбор зерна с крестьян. «Сплошная» коллективизация началась в 1929 г. Государство стало повышать налоги на единоличников. К вступлению в колхоз крестьян призывали рабочие, специально отправленные в деревню (25- и 30-тысячники). Крестьянам обещали трактора для обработки земли, но дали их лишь в 1931 г. Кулаков и тех, кто их поддерживал («подкулачников»), раскулачивали —лишали имущества и высылали. При создании колхозов общими часто делали даже кур, огороды и др. Чтобы не сдавать скот в колхозы, крестьяне забивали его. Бухарин, Рыков, Томский, возражавшие против чрезмерного давления на крестьян, были обвинены в «правом уклоне» и выведены из Политбюро. В январе 1930 г. коллективизацию решили провести быстрее, в 1-2 года. Но сопротивление крестьян побудило И. В. Сталина сбавить темпы. В статье «Головокружение от успехов» он обвинил местные власти в перегибах. Селянам стали оставлять приусадебные участки, часть скота, птицу. Для помощи колхозам создавались машинно-тракторные станции (МТС). Многие колхозы распались. Но в целом коллективизация продолжалась. В 1933 г. страну поразил голод. Были введены паспорта для крестьян, без них они не могли передвигаться по стране. За кражу колхозного имущества карали вплоть до расстрела. В 1935 г. Формально колхозы считались кооперативами, т. е. общественными организациями. Посему колхозникам не полагалась пенсия. Они подвергались жестокой эксплуатации. Политика грубой эксплуатации и незаинтересованность крестьян в труде привели к упадку сельского хозяйства. Культура в СССР в 20--30-е гг. Революция и гражданская война нанесли огромный ущерб культуре — погибли или эмигрировали тысячи деятелей культуры и просто образованных людей. Общий культурный уровень понизился. И все же большевики взяли курс на ликвидацию безграмотности (ликбез) в народе. В университеты одно время принимали без экзаменов. Началось экспериментаторство в школе. Но в 30-х гг. в школу вернулась строгая дисциплина.Увеличились затраты на образование. Происходившие в духовной сфере процессы были сложны и неоднозначны. Государственные акты в области народного образования, которые были приняты после 1917 г.: 1) «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918 г.); 2) «Основные принципы единой трудовой школы (октябрь 1918 г.); 3) ряд правительственных декретов. Новая система образования строилась на демократических принципах: 1) единая трудовая школа; 2) обязательное сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование; 3) преемственность всех звеньев обучения, отсутствие «тупиковых» (начальных) школ; 4) бесплатное обучение; 5) доступность обучения на всех ступенях и для всех детей независимо от социального, имущественного положения или национальности их родителей. К 20-м гг. XX в. относится создание так называемых рабфаков – факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (был создан Институт красной профессуры).



Наши рекомендации