Право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы
1. Кандидаты в депутаты Государственной Думы (далее - кандидаты) выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.
2. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях") право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов (далее - политические партии).
3. Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии.
Избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения либо командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации. В случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, избирательные участки образуются территориальной избирательной комиссией. Избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.
54. Конституционные основы организации судебной власти
Судебная власть в РФ согласно принципу разделения властей является самостоятельной ветвью власти. Задача судебной власти – отправление правосудия.
Отправление правосудия – установленная законом процессуальная деятельность судов, направленная на разрешение споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права в порядке гражданского, административного, уголовного судопроизводства.
Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в коллегиальном или единоличном (в суде первой инстанции) составах.
Непосредственно отправление правосудия осуществляют судьи, которые в своей деятельности независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам и обладают особым статусом судьи.
Судьи в РФ осуществляют деятельность в соответствии с принципами: 1) правосудие осуществляется только судом; 2) отправление правосудия осуществляется только от имени РФ.
Конституция РФ устанавливает основные принципы судопроизводства в РФ: 1) гласность судопроизводства; 2) непосредственное рассмотрение дел судами; 3) состязательность и равноправие сторон.
Гласность означает, что суды рассматривают дела открыто, т. е. в зале судебного заседания при рассмотрении дела могут присутствовать все желающие лица, если слушаемое дело не затрагивает личную, служебную, коммерческую, государственную и иную охраняемую законом тайну (в этих случаях проводится закрытое заседание).
Конституционный принцип непосредственного рассмотрения судом дел означает недопустимость проведения заочного разбирательства уголовных дел и гражданских в том случае, если рассмотрение дела не назначено в отсутствие заинтересованных в качестве санкции за их виновное поведение.
Принцип судебного разбирательства на основе состязательности и равноправия сторонозначает, что стороны в своих правах на защиту и обязанностях по доказыванию равны.
Конституция РФ устанавливает особое право лиц, обвиняемых в совершении преступления и привлекаемых к уголовной ответственности, на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей осуществляется на основании ходатайства подсудимого.
Суды РФ образуют судебную систему РФ, которая представляет собой совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ.
Федеральные суды: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Суды субъектов РФ: 1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) мировые судьи.
56. Порядок формирования Конституционного Суда РФ
В состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Президенту РФ могут вноситься членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, высшими судебными органами (Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, самим Конституционным Судом РФ), федеральными юридическими ведомствами (в частности, Министерством юстиции РФ), всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями (в действующем составе Конституционного СудаРФ большинство судей – известные ученые-юристы).
Для назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ кандидат должен отвечать следующим требованиям:гражданство РФ; возрастной ценз – не менее 40 лет; наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет; безупречная репутация; признанная высокая квалификация в области права.
Судья Конституционного Суда РФ может быть назначен на должность однократно на срок 15 лет. Предельный возраст судьи – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ обладает достаточно высоким статусом, многие составляющие которого усилены по сравнению с общими положениями статуса судьи в Российской Федерации. Так, для судей Конституционного Суда РФ установлены более сложный порядок привлечения к юридической ответственности, отличающиеся набор оснований и порядок досрочного прекращения полномочий, более высокие материальные и социальные гарантии, более жесткие требования к содержанию принципа несовместимости и т. п.
Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат составом десять и девять судей соответственно, при этом решение любой из палат является решением Конституционного Суда. Сложная структура специализированных судебных органов конституционного контроля имеет место в большинстве государств, где к полномочиям этих органов отнесено рассмотрение конституционных жалоб. Персональный состав палат определяется не Советом Федерации при назначении судей, а путем жеребьевки, при этом состав палат не является неизменным – он должен изменяться не реже чем каждые три года. Для руководства деятельностью Конституционного Суда сами судьи из своего состава на пленарном заседании сроком на три года избирают Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда (ограничений по количеству переизбраний в пределах общего срока полномочий судьи для данных должностных лиц нет). Полномочия этих должностных лиц Конституционного Суда РФ можно обозначить как организационно-управленческие: в заседаниях Суда при рассмотрении конкретных дел они обладают теми же процессуальными правами, что и другие судьи. В палатах Конституционного Суда РФ постоянных председателей нет – обязанности председательствующего на заседаниях палаты исполняют судьи, входящие в состав соответствующей палаты, поочередно. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могу