Правительство РФ : конституционно-правовой статус.
Правительство РФ : конституционно-правовой статус.
Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителя Председателя Правительства и федеральных министров (министров РФ). В действующем правительстве РФ, один заместитель Председателя Правительства.
Структуру Правительства, его персональный состав определяет Президент РФ в ходе консультаций с назначенным ранее Председателем Правительства.
Председатель правительства ведает организацией работы правительства, представляет правительство внутри и вне страны, ведет заседания прав-ва, подписывает акты прав-ва и тд.
Заместитель председателя прав-ва участвует в выработке и реализации политики прав-ва, подготовке и исполнении его решений, координирует и контролирует работу групп министерств, замещает председателя прав-ва в необходимых случаях.
Фед министры участвуют в подготовке решений прав-ва, их принятии, исполняют их, руководят соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Порядок формирования прав-ва РФ:
- Президент выбирает по своему усмотрению кандидатуру председателя прав-ва и вносит эту кандидатуру на рассмотрение Госдумы для получения согласия. Предложение должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного президента РФ или после отставки правительства либо в течение недели после отклонения кандидатуры премьер-министра думой.
- Госдума рассматривает кандидатуру в течение недели. Согласие Госдумы выражается тайным голосованием, необходимо получить большинство голосов от большего конституционного состава.
- После трехкратного отклонения представленных кандидатур президент назначает председателя правительства по своему усмотрению, распускает Госдуму и назначает новые выборы в думу.
- После получения согласия Думы президент Р,Ф назначает председателя правительства, кот в течение недельного срока представляет ему предложения о структуре правительства и кандидатуры конкретных лиц.
Полномочия прав-ва. Их можно сгруппировать в соответствии с основными сферами жизнедеятельности общества и особо выделить международную сферу:
- в сфере обеспечения прав и свобод личности, выполнения гражданином своих конституционных обязанностей, обеспечения законности и общественного порядка
- в сфере экономики (включая сферу бюджета, финансов, примыкающие к экономике меры в области транспорта, связи, природопользования, охраны окружающей среды)
- в сфере социальных отношений
- в сфере внуриполитических отношений
- в сфере духовной жизни общества
Полномочия Президента РФ.
1. В области законодательства и отношении с парламентом — Федеральным Собранием РФ — Президент РФ имеет право законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную Думу; обладает правом отлагательного вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием; подписывает и обнародует федеральные законы (ст. 84 и 107 Конституции РФ). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (ст. 84). Президент РФ может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности соответствующих нормативных актов (ст. 125 Конституции РФ) и о толковании Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции (ст. 134).
2. Наиболее широки полномочия Президента РФ в области осуществления исполнительной власти и отношений с правительством, где его решения и указания имеют приоритетный и императивный характер. Согласно ст. 83 Конституции РФ, он: назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от этой должности; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; формирует Администрацию Президента РФ. Президент РФ
3. Полномочия Президента РФ в области осуществления судебной и прокурорской власти достаточно ограничены, поскольку он не имеет права вмешиваться в сферу их деятельности. Его полномочия связаны лишь с формированием соответствующих органов. Так, Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов (ст. 83).
В процессе осуществления своих полномочий Президент РФ принимает определенные правовые акты, основными формами которых являются указы и распоряжения. Указы нормативного характера содержат общие правила поведения, относятся к более или менее широкому кругу физических и юридических лиц и рассчитаны на многократное применение, в отличие от ненормативных (индивидуальных) указов, относящихся к конкретным лицам, предприятиям, органам и отношениям (например, указы о назначении определенных лиц на должность). Распоряжения — это обычно акты индивидуального характера. Акты Президента РФ не нуждаются в контрассигнации и обязательны для исполнения на всей территории РФ, хотя и носят подзаконный характер, ибо не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90). Акты Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в течение десяти дней после их подписания в «Российской газете» и в информационном бюллетене «Собрание законов Российской Федерации» (кроме актов или отдельных их положений, содержащих государственную тайну или имеющих конфиденциальный характер) и, если они носят нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ в течение семи дней после дня их первого официального опубликования.
Избирательная система РФ.
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.
Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.
Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
Совет Федерации - это верхняя палата Федерального Собрания, в которую входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: один представитель от законодательного и один от исполнительного органов государственной власти. Порядок формирования Совета Федерации второго и третьего созывов определялся Федеральным законом от 5 декабря 1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Данный закон устанавливал, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ - главы законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации. В Совет Федерации, таким образом, входили представители органов государственной власти субъекта РФ исключительно по должности. Федеральный закон от 3 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» существенно изменил порядок формирования верхней палаты. Согласно этому Закону в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один от законодательного (представительного) и один от исполнительного органов государственной власти субъекта РФ (ст. 1). При этом представитель от законодательного (представительного) органа в Совете Федерации избирается этим органом из числа депутатов путем тайного голосования. Кандидатуру для избрания представителя вносит на рассмотрение данного органа его председатель; кроме того, она может быть выдвинута группой депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа власти субъекта назначается высшим должностным лицом субъекта РФ, т.е. руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ - губернатором края, области, президентом республики, мэром города федерального значения. Такое решение о назначении представителя в Совете Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должного лица субъекта РФ, после чего в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и вступает в силу при условии: против назначения представителя не проголосуют 2/3 от общего числа его (органа) депутатов на очередном или внеочередном заседании данного органа.
РЕФЕРЕНДУМ в РФ
в соответствии с ФКЗ РФ от 7 июля 1995 г. № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 3) Р. РФ наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.
Р. РФ проводится на всей территории РФ на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. В Р. РФ участвует каждый гражданин РФ, достигший 18 лет на день его проведения. Не имеет права участвовать в Р. РФ гражданин, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
На Р. РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает такое решение.
На Р. РФ не могут выноситься вопросы: а) изменения статуса субъектов РФ:
б) досрочного прекращения или продления полномочий Президента РФ, СФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, ГД или досрочного формирования СФ либо об отсрочке таких выборов (формирования); в) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
г)введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; д) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; е)амнистии и помилования. Вопросы.выносимые на Р. РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Р. РФ не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение 3 месяцев после их отмены. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
Р. РФ в соответствии с Конституцией РФ (п. "в" ст. 84) назначает Президент РФ. Согласно закону до принятия такого решения Президент РФ в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в КС с соответствующим запросом. КС проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.
Если требования признаны соблюденными, Президент РФ обязан назначить Р. РФ не позднее 15 дней со дня поступления к нему упомянутого решения.
Президент РФ издает указ о назначении Р. РФ.в котором определяет дату его проведения (в любой выходной день в период от 2 до 3 месяцев от даты опубликования указа). Не допускается проведение одновременно с референдумом каких-либо выборов.
Решение, принятое на Р. РФ, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом Р. РФ.
Если для реализации решения, принятого на Р. РФ, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на Р. РФ, определить срок подготовки данного правового акта.
Правительство РФ : конституционно-правовой статус.
Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителя Председателя Правительства и федеральных министров (министров РФ). В действующем правительстве РФ, один заместитель Председателя Правительства.
Структуру Правительства, его персональный состав определяет Президент РФ в ходе консультаций с назначенным ранее Председателем Правительства.
Председатель правительства ведает организацией работы правительства, представляет правительство внутри и вне страны, ведет заседания прав-ва, подписывает акты прав-ва и тд.
Заместитель председателя прав-ва участвует в выработке и реализации политики прав-ва, подготовке и исполнении его решений, координирует и контролирует работу групп министерств, замещает председателя прав-ва в необходимых случаях.
Фед министры участвуют в подготовке решений прав-ва, их принятии, исполняют их, руководят соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Порядок формирования прав-ва РФ:
- Президент выбирает по своему усмотрению кандидатуру председателя прав-ва и вносит эту кандидатуру на рассмотрение Госдумы для получения согласия. Предложение должно быть внесено не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного президента РФ или после отставки правительства либо в течение недели после отклонения кандидатуры премьер-министра думой.
- Госдума рассматривает кандидатуру в течение недели. Согласие Госдумы выражается тайным голосованием, необходимо получить большинство голосов от большего конституционного состава.
- После трехкратного отклонения представленных кандидатур президент назначает председателя правительства по своему усмотрению, распускает Госдуму и назначает новые выборы в думу.
- После получения согласия Думы президент Р,Ф назначает председателя правительства, кот в течение недельного срока представляет ему предложения о структуре правительства и кандидатуры конкретных лиц.
Полномочия прав-ва. Их можно сгруппировать в соответствии с основными сферами жизнедеятельности общества и особо выделить международную сферу:
- в сфере обеспечения прав и свобод личности, выполнения гражданином своих конституционных обязанностей, обеспечения законности и общественного порядка
- в сфере экономики (включая сферу бюджета, финансов, примыкающие к экономике меры в области транспорта, связи, природопользования, охраны окружающей среды)
- в сфере социальных отношений
- в сфере внуриполитических отношений
- в сфере духовной жизни общества