На что следует обратить внимание при ответе:
Причины "бунташности" XVII в. - становление крепостничества и рост государственных повинностей, вызванный многочисленными войнами и увеличением государственного аппарата в связи с завершением централизации и постепенным формированием абсолютизма.
Все восстания XVII в. были стихийными. Участники событий действовали под влиянием отчаяния и стремления захватить добычу. Следует отметить принципиальную разницу в исходе Соляного и Медного бунтов, вызванную укреплением власти между 1648 и 1662 гг.
Говоря о восстании Разина, следует отметить, что большинство крупных восстаний начиналось на окраинах, поскольку там, с одной стороны, скапливалось много беглых, не обремененных большим хозяйством и готовых к решительным действиям, а с другой стороны, власть там была гораздо слабее, чем в центре страны.
Церковный раскол. Церковь играла ведущую роль в духовной жизни русского общества. Однако религиозная регламентация всех сфер жизни общества сдерживала его развитие. Правовое светское регулирование со стороны государства, введенное Соборным уложением 1649 г., было отрицательно встречено духовенством. Уложение ограничивало рост церковного землевладения, урезало иммунитетные права монастырей, санкционировало создание Монастырского приказа, которому стало подсудно духовенство, исключая патриарха и патриарших людей и крестьян. За церковью сохранялся лишь суд по церковным делам.
Вместе с тем церковь испытывала потребность в реформировании. Об этом говорят и русские челобитные о церковных неправдах, и письма церковных деятелей. В окружном патриаршем наказе 1646 г. указывалось, что бродяги и нищие «в церкви божий приходят, аки разбойники, с палки... и бывает у них меж себя драка до крови и лая смрадная» '. В 40-х гг. XVII в. сторонники реформы создали в столице Кружок ревнителей древнего благочестия, поддерживаемый самим царем. Кружок возглавил царский духовник Стефан Вонифатьев, в него входили и Никон, и Аввакум, и другие светские и церковные деятели. Назревшее «исправление» церковных служб, поднятие нравственности духовников и возвращение должного благолепия в церковь стали основным предметом забот ревнителей благочестия.
Основные черты церковной реформы были намечены царем Алексеем Михайловичем и его духовником протопопом Стефаном Вони-фатьевым. Но осуществление этих планов было возложено на Никона, которого в 1652 г. по желанию царя избрали патриархом. Церковный собор 1654 г. подтвердил необходимость церковной реформы. Собор уполномочил Никона проводить исправления по древним славянским и греческим спискам. Но выверялись русские церковные книги по новогреческим венецианским образцам. Технически так было проще и быстрее вносить исправления. Тем самым нарушались полномочия, данные собором новому патриарху. Вопрос об исправлении книг и обрядов вызвал ожесточенный раскол в вопросах веры. Внешне различие между старым и новым выражалось следующим образом: старообрядцы крестились двумя перстами, а никонианцы стали креститься тремя, щепотью (по мнению старообрядцев, «кукишем», неподобающим образом), земные поклоны заменялись поясными. Основы православия остались неприкосновенными.
Изменения в религиозной сфере обернулись для русского народа настоящей национальной трагедией. Этому было много причин.
Россия тех времен осознавала себя третьим Римом. Свое мессианское призвание русский народ выражал в преданности чистоте православной веры, полученной от предков. Чистоту идеалов веры народ чтил как основу своей мировой миссии. Предстоящие перемены угрожали потерей смысла существования страны. Характер церковного реформатора патриарха Никона определил степень накала вспыхнувших страстей.
Духовенство не представляло собой единую силу. Расхождения в церковной среде вылились в открытое возмущение действиями Никона. Насильственные изменения сопровождались не только взаимными проклятиями, но и жестокими преследованиями, страшными пытками, вплоть до сожжения несогласных на костре. Все это, как в зеркале отразило уровень темноты невежества, степень просвещенности реформируемого общества. Никон стал претендовать на лидерство, стремясь освободить церковь от контроля государства и возвысить ее над ним. Собор лишил его патриаршего сана. Последовала ссылка, он скончался.