БИЛЕТ 27 Отмена крепостного права. Предпосылки ,причины, основные положения и итоги аграрной реформы 1861 г.
Крестьянская реформа 186119 февраля 1861 царским манифестом было отменено крепостное право. Крестьяне стали лично свободны. Они перестали быть собственностью помещика. Крестьяне теперь могли от своего имени покупать землю, дома, заключать сделки, открывать торговые и промышленные предприятия. Правда, надельная земля находилась в коллективной собственности общины. Наделы не могли быть проданы, и крестьяне тем самым были прикреплены к определённому месту проживания. Крестьянская реформа оставила в неприкосновенности традиционный уклад жизни деревни. Это было выгодно для государства, ибо сельское общество отвечало за сбор налогов. Сохранение норм обычного права в деревне тормозило буржуазное развитие, противопоставляло деревню городской России, оставляло плацдарм сил традиционализма, крайне опасный для будущего страны. Одновременно были сделаны значительные уступки дворянству. “Положение” 19 февраля признавало права помещика на все его земли. Крестьяне наделялись усадебной и полевой землей по местным нормам за повинности и выкуп. При этом лучшие земли и участки, необходимые для ведения сельского хозяйства (тропы прогона скота, водопои и т.д.), помещики имели возможность оставлять себе. Эти “отрезки”крестьяне затем вынуждены были арендовать, внося выкупную плату или отрабатывая долг. При общем крестьянском малоземелье (3-4 десятины на душу при потребности 6-7) система отрезков создавала предпосылки для кабальной эксплуатации крестьянства. Правда, земельные споры мог разрешить мировой посредник, избиравшийся как помещиками, так и крестьянами. В 1863 основные положения крестьянской реформы были распространены на “удельных” крестьян, а в 1866 – на крестьян государственных; последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну. Земельное обеспечение крестьян удельных и государственных было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян. Недостатки реформы:было малоземелье, её не хватало (необходимо 5,5 десятин, а давали 1,5); рождается народничество (защита народа от царя); крестьяне не становились полноправными членами общества. Историческое значение освобождения крестьянРеформа учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян.Но: Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Велико и нравственное значение этой реформы, покончив с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Её введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству.В крестьянской реформе проявилась ограниченность возможностей самодержавия в проведении либеральных преобразований. Преследуя цели укрепления собственной власти, опираясь на традиционные элементы общества, государство неизбежно смешивало элементы либеральной и попечительной политики. Это усилило непоследовательность реформ, но вело к достижению искомого правительством результата..
Земская реформа 1864. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений. Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавались. три избирательных съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200—800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Судебная реформа:1864 - обнародованы новые судебные уставы. Положения:
ликвидировалась сословная система судов; было объявлено равенство всех перед законом;была введена гласность судопроизводства;состязательность судопроизводства; презумпция невиновности; несменяемость судей; единая система судопроизводства
Создан суд двух видов: 1. Мировые суды - рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом. 2. Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие – в окружном суде. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.
Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды –для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.
БИЛЕТ 28. Эпоха великих реформ Александра II (1860-1870-е гг.)
Правление Александра II
Реформа 1861 г.и ее значение
Основные даты и события: 1855—1881 гг. — царствование Александра II; 19 февраля 1861 г. — Манифест об отмене крепостного права.
Исторические деятели: Александр II; Я. И. Ростовцев; Н. А. Милютин.
План ответа: 1) предпосылки отмены крепостного права; 2) личность царя-реформатора; 3) подготовка крестьянской реформы; 4.) основные документы реформы; 5) личное освобождение крестьян; 6) крестьянские наделы; 7) крестьянские повинности; 8) выкупная операция; 9) управление освобожденными крестьянами; 10) временнообязанные крестьяне; 11) крестьянская община; 12) противоречия реформы и ее значение.
Материал к ответу: Экономические предпосылки отмены крепостного права сложились задолго до реформы 1861 года. Неэффективность экономической системы, в основе которой лежал труд крепостных, была очевидна для многих правителей России. На это указывали Екатерина II, Александр I, Николай I. При Александре I крепостное право было отменено в западных губерниях страны. К середине 1850-х гг. крепостническая экономика испытывала особенно тяжелые времена: упадок многих помещичьих хозяйств и крепостных мануфактур, усиление эксплуатации крестьянского труда делали необходимой реформу экономики. Вместе с тем значительный и быстрый рост буржуазных экономических отношений (увеличение численности капиталистических мануфактур, появление фабрик, бурный промышленный переворот, усиление расслоения крестьянства, активизация внутренней торговли) требовал уничтожения препятствий, стоящих на его пути. Однако решающим аргументом в пользу пересмотра основ экономики стало поражение России в Крымской войне. В 1856—1857 гг. по стране прокатилась серия выступлений крестьян, на плечи которых выпали основные тяготы войны. Это заставило власти ускорить разработку реформы.
В январе 1857 г. под председательством императора Александра II для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян начал работу Секретный комитет, переименованный затем в Главный комитет по крестьянскому делу. Однако среди членов Комитета не было единства в определении сроков и содержания реформы. Первоначально предполагалось освободить крестьян без земли (как это было сделано в Прибалтике в начале века) и сохранить внеэкономическое принуждение. Однако в ходе обсуждения выяснилось, что такой вариант приведет к социальному взрыву, так как крестьяне ожидают не только воли, но и земли. В рамках Главного комитета были созданы Редакционные комиссии, которые возглавили сторонники либерального варианта реформы — граф Я. И. Ростовцев и товарищ (заместитель) министра внутренних дел Н. А. Милютин. В 1858 г. о работе Комитета стало известно широкой общественности (ранее такие комитеты работали в обстановке полной секретности) и в его адрес стали поступать многочисленные проекты от дворянских комитетов на местах. Ключевую роль в противодействии консерваторам сыграл сам император, занявший позицию, близкую к программе либералов. 19 февраля 1861 г. он подписал Манифест и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Они вступали в действие после опубликования, которое состоялось через две недели. В документах рассматривалось пять основных вопросов: личное освобождение крестьян, крестьянские наделы, крестьянские повинности, управление освобожденными крестьянами, статус временнообязанных крестьян. Подробно описывались также выкупная операция и статус крестьянской общины.
Крестьяне получали право иметь собственное имущество, свободно распоряжаться им, вступать в брак по своему желанию, заключать любые юридические сделки, наследовать имущество и т. п. Крестьян наделяли землей, как правило, той, на которой они уже работали раньше. Но, поскольку земля принадлежала помещикам, предполагалось, что крестьяне выкупят ее. Учитывая, что денег для этого у них не было, крестьяне, заключившие договор с помещиками, становились временнообязанными до выплаты необходимой суммы. В течение определенного времени они должны были выполнять в пользу помещика отработки и выплачивать ему денежную сумму, равную по величине прежнему оброку. Были установлены высшие и низшие размеры душевых наделов, различные для разных регионов страны. Излишки земли отрезались в пользу помещик В результате появились отрезки, возвращения которых крестьяне требовали вплоть до революции 1917 г. (в Черноземье он составляли до половины дореформенных наделов). За обеспечен нием выполнения повинностей временнообязанными крестьянами следила крестьянская община, которая несла коллективную ответственность за соблюдение договора. Община перераспределяла землю, определяла размеры платежей и отработок, исходя из состава семьи.
Реформа оказалась весьма противоречивой и породила новые проблемы: малоземелье крестьян, сохранение отработочной системы, возвращение отрезков, отмена выкупных платежей, ликвидация крестьянской общины. Вокруг этих вопросов развернулось крестьянское движение. Вместе с тем значение реформы 1861 г. трудно переоценить. Были освобождены и наделены землей 23 млн. помещичьих крестьян. Эта мера привела к усилению расслоения крестьянства и началу свободной миграции его разорившейся части в города. Создавались условия для формирования рынка рабочей силы и развития промышленного производства. Реформа 1861 г., несмотря на всю свою противоречивость, стала крупным шагом России к построению индустриального общества.