БИЛЕТ 1 Предмет истории как науки.Источники и методы изучения истории .
БИЛЕТ 1 Предмет истории как науки.Источники и методы изучения истории .
История: 1) Это прошлое и всё, что происходило в нём.
2) Рассказ о прошлом, зафиксированный в устной или письменной форме.
Источники:
1) Письменные источники
2) Вещественные(ареологич.) источники.
3) Памятники материальной культуры.
4) Художественные произведения.
5) Документы аудио-видео ряда.
Письменные источники делятся на несколько видов:
1) Летописи.
2) Государственные акты.
3) Делопроизводственная документация.
4) Письма.
5) Мемуары.
Вещественные источники позволяют установить подлинность событий, указанных в письменных источниках. Подтвердить конкретные события и ценные исторические периоды можно изучить только из вещ.источников.
Методы изучения истории:
1) Собственно-исторические
2) Методы заимствования из других наук
3) Сравнительно-исторические методы.
4) Количественный метод, а также социологический, политологически, культурологические методы
Совокупность методов изучения истории называется методологией:
1) Формационный(авторы Маркс и Энгельс). Объясняет историю как закономерную смену общественно–экономических формаций. В основе этой смены лежит противоречие между уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Движущей силой развития общества является классовая борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми.Говорит о том. что каждая страна проходит 5 формаций:
Ø Первобытно-общинная.
Ø Рабовладельческая.
Ø Феодальная.
Ø Капиталистическая.
Ø Социалистическая.
2) Цивилизация – сообщество людей, объединенных основополагающими идеалами и ценностями, имеющая устойчивые черты в общественном развитии, экономике, культуры и чувства принадлежности к данному сообществу
Цивилизационный подход(понятие "цивилизация" ввел А. Тойнби, но не дал ему определение.Цивилизация – тип развития общества в своеобразном единстве всех сторон его жизни). В его основе – признание России цивилизацией особого типа, порожденного ее географическим (геополитическим) положением, между западными и восточными цивилизациями.( Запад – сторонник технического прогресса, находящегося в противоречии с естественным развитием природы. Восток – человек не столько стремится преобразовать мир, сколько созерцать его и понять свое место в мире):
1) Теория мировой цивилизации(ДжонБраун,Фергюссон,Тоффлер). Все неевропейские цивилизации являются лишь вариантами развития западной культуры.
2) Локальные цивилизации(Н.Я.Данилевский) наличие равных в своём развитии самобытных цивилизаций.
БИЛЕТ 4 Образование Киевской Руси: теории и этапы. Деятельность первых киевских князей.
Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманскойтеории, опирающейся на Повесть временных летXII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами — братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году. Ее сформировали немецкие ученые Шлецер, Байер, Милер, приглашенные правительством Анны Иоановныв 18 в.
Шиллер писал, что до их пришествия славяне не знали никаких искусств, а жили подобно птицам и зверям, наполнявшим их леса.
Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.
В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманнизма» и «антинорманнизма» во многом политизировано. Предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии — широко распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии. Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь, продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.
Норманской теории следовал и Карамзин, но в том же 18 в. Ломоносов, Татищев, Щербаков доказали ее несостоятельность.
Опровержения:
- Варяги не составляли господствующего населения относительно славян;
- Они не были выше по культурному уровню;
- До призвания варягов руссы образовали уже ряд государств (Новгород, Киев, Чернигов, Смоленск).
- В русском языке не более 10 слов германского происхождения
- Оказывается, что Синеус - «свой народ», а Трувор - «верная дружина».
- Княжить в Новгороде не означало управлять государством. Новгородцы могла и изгнать неугодного князя.
- Основание Киева приходится на 5 век, а норманисты датируют его 854 годом.
Киевская Русь возникла на торговом пути «изваряг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменскихсловен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.
Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива.
Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.
В 860 году («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) Русь совершает первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают его с так называемым первым крещением Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия, и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.
В 862согласно «Повести Временных лет», славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.
В 862 (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом.
В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.
В 882 по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства («И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.»); господствующей религией было язычество, хотя в Киеве также было и христианское меньшинство.
Олег покорил древлян, северян и радимичей, два последних союза до этого платили дань хазарам.
В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.
БИЛЕТ 4 (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Игорь Рюрикович
Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарии, в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом, и тогда повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 943 или 944 году, был совершен поход на Бердаа. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). Впрочем, Ольга около 959 приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).
Святослав Игоревич
Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте города Саркела построил крепость Белая Вежа. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972 году.
После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через 2 года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир Святославич (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.
БИЛЕТ 5 Расцвет Киевской Руси при Владимире Iи Ярославе Мудром. Значение,особенности и последствия крещения Руси.
Влади́мир I Святосла́вич (ок. 960 — 15 июля1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии — 15 июля по Юлианскому календарю.Его отец Святослав родился в 942.
Приход на киевский престол
После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, когда удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми, а Владимир при этом известии бежал к королю НорвегииХакону Могучему. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.
Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней варяжское войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью варяжского правителя города Рогволода. Его дочь Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Затем с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родня, запугав мятёжом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню[5], Владимир взял в наложницы.Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.
По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века) это случилось 11 июня978 года. Из ряда хронологических соображений кажется более вероятной дата 978, а дата 980получена видимо при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта. Так летописец упомянул о 37 годах правления Владимира, что также указывает на 978 как год прихода Владимира к власти.
Языческое правление.
Новый князь киевский (величался также хазарским титулом каган) принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса), также есть сведения, что князь ввёл, подобно скандинавам, практику человеческих жертвоприношений богам.
Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.
Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».
Принятие христианства на Руси.
В 988 г. при Владимире в качестве государственной религии было принято христианство. Это имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало равенство людей перед богом. Путь в рай открыт и богатому вельможе и простолюдину, если они честно исполняли свои обязанности на земле. “Божий слуга” - государь был и справедливым судьей и доблестным защитником границ державы Крещение Владимира и его приближенных было совершено в Корсуни – центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия 2 с мятежом полководца Варды-Фоки. Император победил но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси.Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси. Но имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее античной. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм
Политические последствия
Крещение Руси произошло до окончательного расколаЗападной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.
В византийском церковно-государственном правосознании Император (Басилевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности[37][38].
Так, Киевскому великому князю в XII в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике IIПалеологе (1306—1328) — 77-е.
Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а не Рима): «Великое благодарение обязана Россия воссылать Пастыреначальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныяРимския церкви, где
БИЛЕТ 5(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращенно. Свободил нас Господь от сих сетей; хотя запад Антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо.»
Культурные последствия
Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции.
Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.
Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие).
Разрушались культовые сооружения — идолы, капища. Уничтожались представители русской духовной элиты: волхвы и ведуны.
По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях»; в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева»). (См. Суздальское восстание 1024 года)
Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве начали считать от 1 марта, а не с нов В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).олуния после дня весеннего равноденствия, как раньше.
Яросла́вВлади́мирович (или Яросла́вМу́дрый; ок. 978[1] — 19 или 20 февраля 1054, Вышгород) — Ростовскийкнязь (987—1010), Новгородский князь (1010—1034), великий князьКиевский (1016—1018, 1019—1054).
Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжныРогнедыРогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы; в крещении получил имя Георгий (или Юрий — более поздняя форма имени Георгий, широко распространённая в древнерусском языке, в XI—XII веках оно имело вид Гюрьги). Вошедшая в историю работа князя — «Русская правда», ставшая первым сводом законов на Руси.
Ярослав впервые упоминается в Повести временных лет в статье 6488 (980) года, в которой рассказано о женитьбе его отца, Владимира Святославича, и Рогнеды, а после перечисляются 4 сына, родившихся от этого брака: Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод[2][3][4]. В статье 6562 (1054) года, где рассказывается о смерти Ярослава, говорится, что прожил он 76 лет[5]. Соответственно, согласно летописным известиям родился Ярослав в 978 или 979 году. Эта дата является общепринятой[6].
В первые годы XI века княжил в Ростове. Сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер. После смерти старшего брата Вышеслава (по некоторым данным — в 1011 году) был посажен отцом на княжение в Новгород.
В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, великому киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол младшему сыну Борису. Владимир Святославич скончался в следующем году, готовясь к войне с Ярославом. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмную варяжскуюдружину под предводительством конунга Эймунда.
В 1016 году Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев.
В 1018 году польский король Болеслав Храбрый, приглашённый своим зятем Святополком Окаянным, разбил войска Ярослава на берегах Буга, захватил Киев вместе с сёстрами, первой женой Анной и мачехой Ярослава, публично изнасиловал отказавшую в сватовстве его сестру Предславу и, вместо того чтобы передать город («стол») мужу своей дочери Святополку, сам сделал попытку утвердиться в нём. Но киевляне, возмущённые неистовствами его дружины, начали убивать поляков, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка военной помощи. Весной 1019 года это войско во главе с Ярославом осуществляет новый поход на Святополка. В битве на реке Альте Святополк разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал. В этом году Ярослав получил титул Великого князяКиевского после убийства брата Святополка и братьев Бориса и Глеба[29], но предпочитает находиться до 1036 года в Новгороде.В 1019 году Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа Шётконунга — Ингегерде
В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве
У Ярослава были междоусобицы со Святополком,Мстиславом,Борисом и Глебом,Брячиславом
Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену и на два года старшего сына Владимира. Сыновья:
- Владимир (1020—1052) — князь новгородский.
- Изяслав (1025—1078) — женился на сестре польского короля Казимира I — Гертруде.
- Святослав (1027—1076) — князь черниговский, предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии (или Кикилии, Цецилии), неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда.
- Всеволод (1030—1093) — женился на греческой царевне (предположительно дочери византийского императора Константина IX Мономаха), от брака с которой родился князь Владимир Мономах.
- Вячеслав (1033—1057) — князь смоленский[39]
- Игорь (1036—1060) — женился на германской принцессе Кунигунде, графине Орламюнде.
БИЛЕТ 6 Владимир IIМономах: культурный расцвет Киевской Руси. «Русская Правда»
Влади́мирВсе́володовичМонома́х (др.-рус.Володимиръ (-мѣръ[1]) Мономахъ; в крещении Василий; 1053—19 мая1125) — великий князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094), переяславский (1094—1113), киевский (1113—1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по названию рода матери Марии (по другим данным — Анны) — дочери византийского императора Константина IX Мономаха.
Свое детство и юность провел при дворе отца Всеволода Ярославича в Переяславе-Южном. Постоянно возглавлял отцовскую дружину, осуществлял далекие походы, придушал восстание вятичей, воевал против половцев.
В 1093 году после смерти отца, великого князя Всеволода, имел возможность занять киевский престол, но, не желая новой усобицы, добровольно уступил это право двоюродному брату Святополку, сказав: «Его отец был старше моего и раньше моего княжил в Киеве». Сам же занял черниговский престол.
ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕНИЕ
С 1093 вёл войну с вступившими в союз половцами и Олегом Святославичем, которому вынужден был уступить Чернигов (1094), и обосновался в Переяславском княжестве, подвергавшемся постоянным набегам половцев. Поэтому Владимир Мономах был более всех заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам. Эту мысль Владимир Мономах настойчиво высказывал на княжеских съездах (Любечский съезд (1097), 1100, 1103). В 1095заключил мир с половецкими ханами Итларом и Китаном и вероломно их убил с помощью Ратибора и его сыновей, а также при помощи киевского боярина Словята. В то время Тугоркан и Боняк ходили на Византию, но были разбиты. Боняк атаковал Киев сразу по возвращении «из грек» — прямо с марша. Чуть позднее подступил к ПереяславлюТугоркан, там же и погибший вместе с сыном, разбитый подоспевшими дружинами Святополка Изяславича и Владимира Мономаха. После Долобского съезда (1103) Владимир Мономах стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111). Половцы потерпели ряд поражений и надолго прекратили набеги на русские земли.
После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха.
Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или «Устав о резах», который вошёл в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав ограничил прибыли ростовщиков, определял условия закабаления и, не покушаясь на основы феодальных отношений, облегчал положение должников и закупов.
Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял 3/4 территории Древнерусского государства. Туров Мономах получил по смерти Святополка как киевскую волость.
В 1117 году Мономах отозвал своего старшего сына Мстислава из Новгорода в Белгород, что стало вероятной причиной выступления сына Святополка ИзяславичаЯрослава, правившего на Волыни и опасавшегося за свои наследственные права.
В 1118 году Мономах вызвал новгородских бояр в Киев и привёл их к присяге.
В 1118 году Ярослав был изгнан с Волыни, после чего пытался вернуть княжество с помощью венгров, поляков и разорвавших союз с Мономахом Ростиславичей, но безуспешно.
В 1119 году Мономах силой оружия завладел также Минским княжеством. При Владимире Мономахе начали заключаться династические браки между Рюриковичами
Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, наличии общего врага (половцев) и концентрации всей полноты власти в руках великого князя.
В 1116—1117 годах по поручению Владимира Мономаха создана была 2 редакция «Повести временных лет» Сильвестром, монахом киевского Выдубицкого монастыря. Именно эта редакция летописи дошла до наших дней.
Правление Ярослава Мудрого
15 июля 1015 года Владимир Святославович скончался. 12 сыновей Владимира являлись наместниками в разных городах Руси. И после смерти Владимира начинается вторая усобица на Руси между детьми великого князя. Претендентом на престол оказался старший приемный сын Владимира – Святополк. Но Владимир больше любил детей от Анны: Бориса и Глеба, особенно Бориса. Оба они были жестоко убиты Святополком. Он впервые привел на Русь поляков, а второй по старшинству сын привлек на Русь варяг. В Новгороде остается княжить Ярослав Владимирович, а в Киеве – Святополк. Ярослав и Святополк столкнулись в 1016 году зимой. В итоге этой распри Святополк был полностью разгромлен и бежал в Польшу. Ярослав в 1017 году занял город Киев. Время правления Ярослав Мудрого – это расцвет Руси. Активно развивается каменное строительство, привлекаются ученые монахи для перевода и переписи церковных книг. Международный престиж Руси высок. Дочери Ярослава выданы замуж за Европейских лидеров. Русь смогла сделать такой огромный шаг к процветанию ещё и потому, что во время правления Ярослава не было необходимости бороться с кочевниками. Появляется первый общерусский свод законов – «Русская Правда». Но не сразу удалось восстановить Ярославу единство русский земель Руси. Его брат Мстислав владелец Тмутараканского княжества в 1024 году нанес ему поражение неподалеку от Чернигова. После чего Русь была поделена по левому берегу Днепра. Но в 1036 году Мстислав умирает и его часть земель переходит Ярославу. В крупных городах и землях Руси правили сыновья Ярослава. Ярослав продолжал внешнюю политику своего отца и деда.
Княжение Владимира МономахаПосле смерти Ярослава Мудрого, снова наступила княжеская междоусобица. Проходит череда восстаний. Престол в Киеве занимает старший сын Изяслав. Но его браться Святослав и Всеволод объединяются и изгоняют Изяслава. К власти приходит Святослав. Он умирает в 1076 году и к власти вновь приходит Изяслав. Всеволод после смерти Изяслава занимает киевский престол, а сын Всеволода Владимир Мономах правит в Чернигове. В 1093 году после смерти Всеволода власть переходит его сыну Владимиру Мономаху. Мономах организует «любеческий съезд» в 1097 году. По-моему, этот съезд был правовым оформлением феодальной раздробленности на Руси. После «любеческого съезда» когда-то сильное и мощное государство Киевская Русь было разделено между внуками Ярослава Мудрого, а следовательно разбито на мелкие княжества, то есть феодально раздроблено и ослаблено. Итак к власти пришел Владимир Мономах, он правил с 1113 по 1125г. Он дал Руси новую «Русскую Правду», названную «Устав Владимира Всеволодовича». По этому уставу облегчались задолженности городской бедноты. Эти статьи ограничили произвол ростовщиков. Владимир сумел приостановить не время естественный распад древней Руси на отдельные земли. Своих сыновей он рассадил по крупным городам. Известен Владимир Мономах своей борьбой с кочевниками. В 10-11 веках Русь беспокоили в основном печенеги. В 1036 году при Ярославе Мудром они были окончательно разгромлены и долгое время не беспокоили Владимира Всеволодовича. Для ограждения от печенегов он создал южную оборонительную систему: сигнальные башни для оповещения о приближении врага. В 11 веке появилась новая опасность половцы.1095 год – первое упоминание о половцах. Активную борьбу с ними вел Владимир Мономах. В 1111г. он взял крупный половецкий город Шарукань. После этого наступили моменты затишья. Но все равно половцы продолжали разорять русские города.
БИЛЕТ 12(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Итоги феодальной войны.
Феодальная война в русском государстве имела очень показательный характер. Эта война как и любая другая понесла за собой множество потерь и разорения. Разрозненные княжества были разорены и понесли тяжкие потери в населении и экономических связях. Частая смена хозяев вызвала нестабильность среди жителей различных княжеств. Последствия этого конфликта еще долго давали о себе знать. Но в общем и целом в сложившейся ситуации (татаро-монгольское иго, феодальная раздробленность, постоянные распри князей), негативные последствия войны оказались не самыми худшими. Все могло быть намного хуже.
Кроме того, заметно усилилась власть Золотой Орды, что неудивительно при ослабленном положении затронутых войной земель, а этими землями была практически вся территория русского государства. Феодальная война продлила время властвования монголов на Руси.
Так же в ходе феодальной войны были покорены, и частично присоединены некоторые обособленные независимые княжества, такие как Вятка и Новгород. Яжелбицкий мирный договор, заключенный между Василием Темным и новгородскими боярами в 1456 г. существенно ущемлял традиционные новгородские вольности за счет расширения полномочий великокняжеской власти.
Но в то же время главным итогом этой затяжной феодальной войны является наглядная демонстрация неизбежности объединения Руси в одно государство, центром которого непременно была бы Москва. Это естественно хотя бы потому что практически все удельные князья являлись родственниками разной степени близости, а так же благодаря исторически сложившемуся единству и близости всех княжеств, удачно дополнявших друг друга.
Феодальная война наглядно показав это, сделала первые шаги в объединении раздробленных русских земель, задала вектор. После смерти Василия II, князем стал его сын Иван III, в ходе правления которого завершился процесс объединения русских земель.
БИЛЕТ 13 Завершение становление Российского государства в правление Ивана III и ВасилияIII.
Основные даты и события: 1462—1505 гг. — правление Ивана III; 1505—1533 гг. — правление Василия III; 1478 г. — присоединение Новгорода к Москве; 1485 г. — присоединение Твери к Москве; 1510 г. — присоединение Пскова к Москве.
План ответа: 1) предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы; 2) Иван III; 3) ликвидация ордынского владычества; 4) Судебник 1497г.5) значение политического объединения.
Материал к ответу: Объединение русских земель имело целый ряд предпосылок. Главным был политический фактор — необходимость объединения усилий для свержения ордынского господства и противодействия усилившимся угрозам со стороны Литвы и Ливонии. Преобладание политических факторов над экономическими было главной особенностью процесса формирования единого Русского государства, в отличие от государств Западной Европы.
Однако экономические причины также были весьма существенными. Переход в сельском хозяйстве на двух- и трехпольную систему севооборота, развитие новых видов техники (соха с железным лемехом и др.), применение новых технологий (в частности, использование органических удобрений), развитие поместного землевладения (связанного со службой князьям) — все это создавало экономические предпосылки для объединения русских земель в единое государство. Большую роль играл рост городов, значение которых было связано главным образом с превращением их в стратегически важные оборонные пункты, вокруг которых собирались силы для свержения господства ханов.
Важной предпосылкой объединения русских земель был; и потребность в сильной власти в условиях участившихся на родных выступлений. Относительная синхронность развития русских территорий делала возможным безболезненное объединение. Правовые нормы большинства русских княжеств имели один первоисточник — «Русскую правду». Едиными были и основы культуры различных областей, опиравшиеся на общерусское национальное самосознание. Большое значение имела роль Русской Православной Церкви, всегда выступавшей с позиций сохранения общегосударственного единства.
Наконец, важной предпосылкой являлось наличие политических центров, вокруг которых могло состояться объединение русск