Во-первых, не всякий закон способен стать полной гарантией предотвращения аномальных проявлений в любом профессиональном процессе ( тем более в PR ).

Во-вторых, сама эта деят-ть возникала и формировалась ранее, нежели принимались регламентирующие ее правовые нормы.

В-третьих, никакая нормативная база не «перекроет» все мыслимые в PR ситуации и всегда при желании кто-то сумеет найти возможность для недобросовестных действий.

Этика — это теория, научная дисциплина, связанная с деятельнос­тью человека и тем, что люди считают хорошим и плохим, пра­вильным и неправильным. Но этика также может означать свод норм и ценностей, которых придерживается, например, определенная профессиональная группа.

Автор «Психологии репутации», А. Трубецкой после многих лет ак­тивной практики констатирует: «Современный PR-специалист меньше обращает внимания на морально-этические и соц аспекты профессии: роль коммуникаций в развитии обще­ственных процессов, мера его ответственности и т. д. «Пиаря» объ­ект или субъект, новое поколение, практически, не задумывается о последствии своих действий.

В целом проблематика этики профес-х групп сводится к следующему кругу вопросов:

1) моральный статус группы;

2) профессионально типичные ситуации, требующие определенной позиции;

3) вытекающие из нее моральные обя­занности и критерии их выполнения;

4) моральные кодексы, сформулированные в виде свода моральных ценностей и норм.

Кодексы профессионального поведения:

1. Кодекс профессионального поведения Международной ас­социации по связям с общественностью (Кодекс ИПРА) — принят Международной ассоциацией PR (ИПРА) на ее генеральной ас­самблее в Венеции в мае 1961г. и является обязательной для всех членов Ассоциации. Регулирует отношения с клиентами и служа­щими, с общественностью и СМИ;

2. Кодекс члена Европейской конфедерации по связям с общественностью — СЕРП (CERP)отражает позиции по отношению к общественному мнению и средствам массовой информации, к коллегам — работникам PR, к профессии в целом;

3. Афинский кодекс (Кодекс ИПРА и СЕРП)в рекомендательной форме формулирует основы общественного диалога и в обяза­тельной — воспрещение использования «махинаторских» методов и способов, направленных на создание у человека подсознатель­ных устремлений;

4. ИКО (ICO) — Международный комитет ассоциаций PR-консультантовустанавливает правила координации профессио­нальной деятельности PR-компаний, работающих на международ­ном рынке. Основной регулирующий документ ИКО — Римская хартия, содержащая рекомендации по осуществлению отношений с общественностью, средствами массовой информации и пред­ставителями других профессий, с клиентами.

5. Декларация профессиональных и этических принципов в обла­сти связей с общественностью(Декларация РАСО) содержит об­щие профессиональные принципы российского PR.

Соблюдение Кодексов этики достаточно жестко контролируется национальными PR-объединениями. Президенты этих объединений назначают советы по рассмотрению нарушений этических норм. Сущ-т два вида наказания за такие нарушения: предупреждение о профессиональном поведении и исключение из членов Ассоциации.

Анна ван дер Майден предлагаетсемь этических моделей практической деятельности:

1.Модель восстановления.Призывы вернуть прежние моральные нормы или времена кон­кретных и четких правил слышны повсеместно и очень настойчиво. Как будто можно вернуться к старым моделям поведения! Резуль­татом таких призывов — к установлению строгих правил, более су­ровых наказаний и т.д. — станет всплеск преступлений и насилия.

Пример: бизнесмены проявили разборчивость, когда дело касалось лич­ной морали, но в своем бизнесе использовали совершенно иные моральные ориентиры.

2. Практическая этика –«измельченная на куски этика». Поскольку в ежедневной практике очень трудно принимать этичные решения, поскольку окружающая сре­да сильно изменяется, этичные решения должны быть описаны и объяснены в каждом случае специально. Эти решения обосновыва­ются конкретной ситуацией. После принятия решения делается по­пытка выделить его мотив.

Люди, применяющие этот метод, проявляют желание рацио­нально и эмоционально обосновывать свои решения и не так стро­го относятся к поступкам других.

3. Этика извинений

Этот прием, называемый также этикой оправдания, имеет мес­то, например, в том случае, когда интересы большого бизнеса рек­ламируются с помощью политики извинений одной страны перед другой в обмен на определенное поведение.

Здесь мы скорее имеем дело с этикетом, доброжелательными торговыми сделками, а не с настоящей эти­кой.

Вы больше не обязаны чувствовать настоящее рас­каяние или сожаление для того, чтобы произнести извинения. Его заменяют слова. В этом и состоит падение нравов.

Маскировочная этика

Фильтры на переднем плане своего имиджа с помо­щью таких средств, как денежные пожертвования и другая спон­сорская деятельность.

Ситуационная этика

Не путать с эмпирической этикой! Ситуационная этика основывается на том, что нормы могут применяться во многих различных ситуа­циях, но при этом между моральными решениями в различных сферах жизни не существует никакой связи.

Двойной моральный стандарт

Я против войны, но военная промышленность – один из ведущих работодателей. Мы — христианская компания и по воскре­сеньям не работаем. Мы нашли мусульманина, который будет ра­ботать по воскресеньям.

7. Этика ответственности – желание и возможность нести ответственность за действия.


Наши рекомендации