Во-первых, не всякий закон способен стать полной гарантией предотвращения аномальных проявлений в любом профессиональном процессе ( тем более в PR ).
Во-вторых, сама эта деят-ть возникала и формировалась ранее, нежели принимались регламентирующие ее правовые нормы.
В-третьих, никакая нормативная база не «перекроет» все мыслимые в PR ситуации и всегда при желании кто-то сумеет найти возможность для недобросовестных действий.
Этика — это теория, научная дисциплина, связанная с деятельностью человека и тем, что люди считают хорошим и плохим, правильным и неправильным. Но этика также может означать свод норм и ценностей, которых придерживается, например, определенная профессиональная группа.
Автор «Психологии репутации», А. Трубецкой после многих лет активной практики констатирует: «Современный PR-специалист меньше обращает внимания на морально-этические и соц аспекты профессии: роль коммуникаций в развитии общественных процессов, мера его ответственности и т. д. «Пиаря» объект или субъект, новое поколение, практически, не задумывается о последствии своих действий.
В целом проблематика этики профес-х групп сводится к следующему кругу вопросов:
1) моральный статус группы;
2) профессионально типичные ситуации, требующие определенной позиции;
3) вытекающие из нее моральные обязанности и критерии их выполнения;
4) моральные кодексы, сформулированные в виде свода моральных ценностей и норм.
Кодексы профессионального поведения:
1. Кодекс профессионального поведения Международной ассоциации по связям с общественностью (Кодекс ИПРА) — принят Международной ассоциацией PR (ИПРА) на ее генеральной ассамблее в Венеции в мае 1961г. и является обязательной для всех членов Ассоциации. Регулирует отношения с клиентами и служащими, с общественностью и СМИ;
2. Кодекс члена Европейской конфедерации по связям с общественностью — СЕРП (CERP)отражает позиции по отношению к общественному мнению и средствам массовой информации, к коллегам — работникам PR, к профессии в целом;
3. Афинский кодекс (Кодекс ИПРА и СЕРП)в рекомендательной форме формулирует основы общественного диалога и в обязательной — воспрещение использования «махинаторских» методов и способов, направленных на создание у человека подсознательных устремлений;
4. ИКО (ICO) — Международный комитет ассоциаций PR-консультантовустанавливает правила координации профессиональной деятельности PR-компаний, работающих на международном рынке. Основной регулирующий документ ИКО — Римская хартия, содержащая рекомендации по осуществлению отношений с общественностью, средствами массовой информации и представителями других профессий, с клиентами.
5. Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью(Декларация РАСО) содержит общие профессиональные принципы российского PR.
Соблюдение Кодексов этики достаточно жестко контролируется национальными PR-объединениями. Президенты этих объединений назначают советы по рассмотрению нарушений этических норм. Сущ-т два вида наказания за такие нарушения: предупреждение о профессиональном поведении и исключение из членов Ассоциации.
Анна ван дер Майден предлагаетсемь этических моделей практической деятельности:
1.Модель восстановления.Призывы вернуть прежние моральные нормы или времена конкретных и четких правил слышны повсеместно и очень настойчиво. Как будто можно вернуться к старым моделям поведения! Результатом таких призывов — к установлению строгих правил, более суровых наказаний и т.д. — станет всплеск преступлений и насилия.
Пример: бизнесмены проявили разборчивость, когда дело касалось личной морали, но в своем бизнесе использовали совершенно иные моральные ориентиры.
2. Практическая этика –«измельченная на куски этика». Поскольку в ежедневной практике очень трудно принимать этичные решения, поскольку окружающая среда сильно изменяется, этичные решения должны быть описаны и объяснены в каждом случае специально. Эти решения обосновываются конкретной ситуацией. После принятия решения делается попытка выделить его мотив.
Люди, применяющие этот метод, проявляют желание рационально и эмоционально обосновывать свои решения и не так строго относятся к поступкам других.
3. Этика извинений
Этот прием, называемый также этикой оправдания, имеет место, например, в том случае, когда интересы большого бизнеса рекламируются с помощью политики извинений одной страны перед другой в обмен на определенное поведение.
Здесь мы скорее имеем дело с этикетом, доброжелательными торговыми сделками, а не с настоящей этикой.
Вы больше не обязаны чувствовать настоящее раскаяние или сожаление для того, чтобы произнести извинения. Его заменяют слова. В этом и состоит падение нравов.
Маскировочная этика
Фильтры на переднем плане своего имиджа с помощью таких средств, как денежные пожертвования и другая спонсорская деятельность.
Ситуационная этика
Не путать с эмпирической этикой! Ситуационная этика основывается на том, что нормы могут применяться во многих различных ситуациях, но при этом между моральными решениями в различных сферах жизни не существует никакой связи.
Двойной моральный стандарт
Я против войны, но военная промышленность – один из ведущих работодателей. Мы — христианская компания и по воскресеньям не работаем. Мы нашли мусульманина, который будет работать по воскресеньям.
7. Этика ответственности – желание и возможность нести ответственность за действия.