Вопрос № 74. PR в политике. Понятие, цели, задачи, основные направления деятельности, методы и функции PR в политике. Понятие политической корректности. Политический имидж.
PR в современ России -это совершенно новая сфера деят-ти. Однако уже сейчас можно говорить о некоторых особенностях развития PR в России. Если на Западе наиб. активно развиты такие области PR, как кризисные, финансовые и правительственные, то в России PR-технологии получили наибольшее распространение там, где больше всего платят, в политич сфере, и даже более конкретно в избират-ых кампаниях.
Для политических партий и общественно-политических движений взаимодействие с общественностью так же важно, как и для органов гос власти и муниц управления. В большинстве политических партий функционируют спец. службы PR. Общие моменты деят-ти служб PR в органах гос власти можно охарактеризовать след. образом:
- они устанавливают, поддерживают и расширяют связи и контакты с общественностью, а также их службами PR;
- информируют общественность о политической позиции гос-ва, той или иной политической партии или объединения, разъясняют детали и мотивы принятия тех или иных решений;
- отслеживают общественную реакцию на принимаемые действия или политические заявления;
- прогнозируют развитие общественно-политических процессов, возможные последствия принимаемых решений и проводимых акций;
- формируют благоприятный имидж субъекта политики, его структур и лидеров. Деят-ть PR-служб в политике имеет свою специфику:
1) PR-службы политических партий по сравнению с гос-ыми PR-службами имеют меньший масштаб деят-ти. Это вызвано тем, что у политич партий более ограниченны финансовые, матер ресурсы. 2) политич партии, как правило, действуют в условиях сильной конкуренции со стороны др. партий. Поэтому они вынуждены быть динамичными и быстро реагировать на изменения в обществе. Сила и преимущества полит партий заключ. в том, что они призваны отмечать недостатки и ошибки гос органов, оперативно выдвигать новые предложения и идеи на политический рынок. В современ России использование технологий PR политич партиями получило широкое распространение особенно в периоды проведения избират-х кампаний. Избир камп. можно считать одним из видов ПР-кампании.
Задачи избират кампании по существу совпадают с задачами любой ПР-кампании: - установить первоначальные отношения с целевой аудиторией; создать запоминающийся имидж; укрепить доверие к нему; изменить поведение целевой аудитории.
1. Первым этапом избират кампании явл этап принятия решения об участии или неучастии в ней. Обычно данное решение принимается высшим органом политич партии. После этого необходимо как можно раньше создать партийный штаб (это руководит, кот осущ-т общее руководство, также пресс-служба, планово-аналитич отдел, группа спец-стов-имиджмейкеров, финанс отдели т.д.) по проведению избирательной кампании.
2. начинается второй, подготовит-й, этап планир-я и программирования. Современные избират кампании обычно длятся примерно полгода и состоят из неск. фаз. Здесь важно собрать данные о настроении избирателей и осуществить след. действия: изучить избирательный округ для депутата; опред-ть ресурсы, имеющиеся у политич партии; выработать цели выборной кампании; разработать общую стратегию и тактику кампании, а так же рекламной кампании; разработать график избирательной кампании; разработать финансовый план.
Основной аксиомой работы в области ПР для политиков является то, что население не имеет непосредственного выхода на политика, оно реагирует на его образ, имидж, телевизионную картинку. Поэтому операции по продвижению политика состоят из 3 элементов:
- отбор тех характеристик, которые аудитория считает важными для кандидата на данный момент; внедрение этих характеристик в образ кандидата; “продажа” этого образа избирателю.
3. Этап выполнения плана избират кампании. Самое главное на этом этапе контролировать выполнение намеченных планов и не позволять событиям опережать планирование. Также на этом этапе происходит подсчет голос.
4. Заключит этап включает в себя подведение итогов и оценку эффективности предвыборных мероприятий. Эффект-ть может выражаться в %, либо в денеж выражении.
В современной России история избират кампаний насчитывает уже более 20 лет. При этом оказалось, что в ходе этих кампаний использовались 5 моделей избират технологий:
Неструктурированная модель (независимый кандидат, основной ресурс кампании — личный имидж кандидата, поддержка его единомышленников и избирателей. Такого рода кампании могут быть эффективными в условиях слабости органов власти и партийных организаций).
Рыночная модель (отношение к кандидату как к товару. Избирателям отводится роль объекта манипулирования. Основным ресурсом кампании явл деньги, на которые закупается реклама и оплачивается труд политич консультантов и имиджмейкеров.
Административно-командная строится на обладании кандидатом властно-распорядительных ресурсов. Как правило, она используется главами администраций.
Как госаппарат может осуществлять свое влияние: ограничивать рекламное время, отводимое конкурентам в госуд-х СМИ; изымать агитационные материалы; фальсифицировать рез-ты выборов.
Выбираемая модель избират кампании и имеющиеся финанс рес-сы имеют большое знач-е, однако не менее важным явл их применение людьми, кот использ-т избират технологии. Выборы всегда непредсказуемы. Даже, используя одну и ту же модель избират технологии можно получить совершенно разные рез-ты.
Политич имидж -образ политич лидера, деятеля, партии, который склад-тся в общественном мнении и сознании, оказывая воздействие на авторитет и влияние (рейтинг) его носителя. Политич имидж складывается и в СМИ с целью его дальнейшего внесения в массовое сознание. Виды политич имиджа различны и зависят от конкретной политич ситуации: "человек из толпы", "интеллектуал", "борец", "крепкий хозяин" и пр. Политич консалтинг это комплекс средств, направленных на формир-е имиджа кандидата перед потенциальными избирателями, с целью вывода кандидата на широкие слои электората(избиратели, голосующие за определенную политич партию) и увеличение числа сторонников для победы на выборах. Услуги политического консультанта и политический консалтинг были во все времена очень востребованы. У всех правителей были советники и консультанты. Любой политик всегда будет нуждаться в экспертной оценке и совете непредвзятого профессионала. За свою тысячелетнюю историю политический консалтинг развился и обзавелся своими методами и теперь его продуктом является не просто субъетивный мудрый совет, а точная рекомендация или прогноз, основанная на объективных, научных методах познания и прогнозирования. Политический консультант призван помогать и служить политику во всем, что касается его политической деятельности - в этом и заключается политический консалтинг как набор самых эффективных политических технологий направленных на достижение определенных целей. Среди основных направлений политич консалтинга:
организация и проведение социологич исследований в регионе; диагностика социально-политич ситуации в регионе; организация и проведение предвыборных кампаний;
разработка стратегии предвыборной кампании; работа по формированию имиджа кандидата; организация встреч кандидата с избирателями; организация работы в день голосования и др.
Направления работы: (табл №1, по состоянию на начало 2006 года)
№ | Направление работы | Условная доля рынка, в % |
1. | Проведение избирательных кампаний и выборный консалтинг | |
2. | Партийное строительство | |
3. | Персональный политический брендинг | |
4. | Политический лоббизм | |
5. | Текущее политическое консультирование бизнес-структур и органов власти | |
6. | Специальные политические проекты |
Политический брендинг – это работа, связанная с позиционированием и продвижением имиджа конкретной персоналии-политика в политическом и информационном поле, напр, когда глава крупной бизнес-структуры идет в политику.
Политический лоббизм – деят-ть по продвижению конкретных политич интересов в структурах власти или партии.
Текущее политич консультир-работа по широкому спектру тем и вопросов, начиная с проведения местного или регионального референдума и заканчивая созданием общественно-политического движения, формированием публичного имиджа, участием в политических мероприятиях федерального и регионального уровня первых лиц.
Специальными политическими проектами могут быть креативное, организационное и информационное сопровождение кампании по сбору подписей граждан в поддержку или против какой-либо общественно значимой инициативы, проведение референдума, акций протеста и т.д.
Зададимся вопросом: что остается сегодня на рынке избирательных кампаний в России?
№ | Вид избирательной кампании | Специфика | Степень политической конкуренции /интрига |
1. | Выборы Президента РФ | Прямые выборы, проходят раз в 4 года. Высокая степень успеха у «преемника» действующего Президента | Относительно низкая |
2. | Выборы депутатов в представительные органы власти (региональные парламенты) по одномандатным округам | Количество одномандатных округов сократилось в два раза, усилился диктат «Единой России» и административного ресурса в пользу «своих» кандидатов | Средняя |
3. | Муниципальные выборы | Главы исполнительной власти и депутаты местных советов Активное участие бизнеса | Высокая |
4. | Голосование по партийным спискам – партийное строительство | Выборы в Государственную Думу России и на половину мест (исключение – Санкт-Петербург!) в региональные парламенты | Низкая |
5. | Проведение референдумов | Местные, региональные, федеральные | Местные – относительно низкая Региональные и федеральные – низкая |
6. | Выборы на территории стран СНГ | Небольшой список стран с институтами прямой демократии (Украина, Молдова, Армения и др.) Временной фактор | Высокая |
№ 75. Правовые и этические основы PR. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие PR-деятельность. Профессиональная этика специалиста по связям с общественностью. Этические кодексы в связях с общественностью.
При осуществлении деят-ти в сфере PR надо учитывать комплекс нормативных положений о сути, содержании и регулятивных механизмах в сфере PR. В этот комплекс входят также этические критерии, свойственные PR как самостоятельной деятельности со всеми присущими ей закономерностями и противоречиями. Одна из задач государства - в той или иной мере регулировать деят-ть физ и юрлиц. Не исключение - и PR. Гос-во должно создать условия для того, чтобы PR-мероприятия не ущемляли права и интересы, как отдельных граждан, так и общества в целом. А PR-специалистам, в свою очередь, нужны четкие представления об объеме и пределах своей профессиональной компетенции. Следует также отметить, что право и этика взаимосвязаны. Предметом правоотношений явлта информация, которая находится в гражданском, административном или ином общественном обороте и по поводу или в связи с которой возникают общественные отношения, подлежащие регулированию в правом поле. Нужна ли самостоятельная законодат база для СО? На наш взгляд, действующая система правового гос управления охватывает сферу PR в достаточно большом диапазоне: 1) международные акты информационного законодательства; 2) информационно-правовые нормы Конституции РФ; 3) отрасли законод-ва, акты которых целиком посвящены вопросам информационного законод-ва (законодательством об интеллектуальной собственности; о СМИ; о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации); 4) отрасли законодательства, акты которых включают отдельные информационно-правовые нормы – конституционное и административное законодательство (определение компетенции органов гос власти по формированию и использованию гос информационных ресурсов); гражданское законод-во (учет особенностей информации как объекта правового регулирования); уголовное законод-во и законодат об администр-х правонаруш (ответ-ть за правонарушения в информационной сфере); законодательство о труде (новые формы и виды трудовой деятельности в информационных сетях); законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности и о добросовестной конкуренции (в связи с появлением новых возможностей при работе в сетях).
Деятельность СМИ осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:
Конституцией РФ (гарантия прав и свобод человека и гражданина на свободу мысли, слова и информации Конституцией РФ (ст. 23, 24, 29, 42, и т.д.);
· Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»,
· Федеральными законами от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;
· указами Президента РФ;
· постановлениями Правительства РФ;
· ведомственными инструкциями и т.п.
Закон «О СМИ» отражает следующие нормы и правовые рамки о деятельности СМИ:
общие положения:
· свобода массовой информации,
· основные понятия,
· недопустимость цензуры, злоупотребления свободой массовой информации;
организация деятельности СМИ:
· учредители,
· регистрация и перерегистрация,
· возникновение прав и обязанностей,
· устав редакции;
распространение массовой информации:
порядок распространения,
хранение материалов;
ФЗ «О рекламе» регулирует использование и способы распространения рекламных материалов СМИ:
реклама должна быть добросовестной, достоверной;
не должна:
· побуждать к совершению противоправных действий,
· призывать к насилию и жестокости;
не допускается:употребление оскорбительных выражений и сравнений в отношении пола, расы, национальных символов (герба, флага, гимна), объектов культурного наследия.
ФЗ «Об инфо-ции, информац-х технологиях и защите инфо:
свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
достоверность информации и своевременность ее предоставления и т.д.
ФЗ «О порядке освещения деят-ти гос органов власти в гос-х средствах массовой информации».
Закон «Об авторском праве и смежных правах»
ФЗ «О товарных знаках, обслуживания и наименованиях мест прохождения товаров»,
«О сертификации продукции и услуг»,
«О предприятиях и предпринимательской деятельности»,
Этические основы PR-деят-ти
Законодательных норм для регулирования PR-деятельности бывает недостаточно.