Методические указания студентам. Приступая к изучению третей части истории Нового времени, в которой рассматрива­ются события, начиная с 1918 до 1945 гг

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Приступая к изучению третей части истории Нового времени, в которой рассматрива­ются события, начиная с 1918 до 1945 гг., следует иметь в виду, что существующая про­грамма курса может претерпевать определенные изменения из-за вносимых в нее уточнений и дополнений. Поэтому весьма важно наряду с настоящими методическими рекомендациями руководствоваться теми положениями, которые даются студентам во время лекций, а также на семинарских занятиях.

Для третей части курса истории Нового времени имеется ряд учебников и учебных посо­бий для высшей школы, изданных 1980-2000-е годы:

Александров В.В. Новейшая история стран Европы и Америки. 1918—1945 гг. М., 1986.

История новейшего времени стран Европы и Америки 1918-1945 гг. М., 1989. Новейшая история стран Европы и Америки XX век. Часть 1. 1900-1945. М., 2001.

Новейшая история стран Европы и Америки. 1918-1945 /Под ред. В. К. Фураева. М., 1989.

Понамарев М.В., Смирнова С. Ю. Новая и новейшая история стран Европы и

Америки. М., 2000. Т. 3.

Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945). М., 1998.

Кроме того, необходимый фактический материал можно почерпнуть из ряда общих и специальных работ историков (перечень наиболее важных из них по соответствующим те­мам приводится выше) и из периодической печати. Весьма полезными в этом отношении яв­ляются журналы «Новая и новейшая история», «Вопросы истории», «Международная жизнь».

При подготовке к экзаменам следует также руководствоваться учебной програм­мой, раз­работанной кафедрой истории Нового времени, которая позволит сосредоточиться на наибо­лее существенных вопросах каждого из разделов курса. Она служит также средством само­проверки своих знаний.

Предлагаемые рекомендации охватывают общую характеристику поэтапного развития истории Нового времени (части III), содержат также установки по изучению отдельных стран Европы и Америки и международного положения в то время. Кроме того даются определен­ные сведения о литературе, которая позволит глубже усвоить изучаемый материал.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ

При рассмотрении исторического процесса, начавшегося с момента окончания первой мировой войны, важно сосредоточить внимание на коренных проблемах, которые стали оп­ределяющими в мире в последующие годы, ознаменовав вступление человечества в новый, третий, период своего развития, охватывающий время вплоть до окончания второй мировой войны. Данный исторический период делиться соответственно также на четыре этапа, отра­жающие основные хронологические рубежи в развитии человечества с 1918 по 1945 гг.

Раскрывая сущность и особенности третьего периода истории Нового времени требуется объяснить, прежде всего, какие произошли в мире изменения после окончания первой миро­вой войны. При этом следует обратить внимание на то, какие внутриполитические процессы протекали в странах Западной Европы и Северной Америки, и объяснить причины произо­шедших изменений.

Наиболее полная обобщенная характеристика третьего периода рассматриваемого вре­мени содержится в VIII.-X томах «Всемирной истории» (М., 1961-1965). Однако в условиях, когда произошел пересмотр трактовок ряда событий и явлений, относящихся к весьма слож­ным проблемам современности, надо иметь в виду новые оценки, даваемые им современ­ными историками. В данном случае нужно учитывать прежде всего последние исторические работы, в которых делается попытка продолжить общий анализ основных тенденций в раз­витии происходивших тогда процессов (См.: ХХ век. Многообразие, противоречивость, цельность. М., 1996; Мир на рубеже 19-20 веков: тенденции развития, противоречия, рево­люции. М., 1991).

Следует при этом вникнуть в причины происходившего. Помимо экономических и соци­ально-политических процессов в западных державах, их сотрудничества и противоборства друг с другом, надо иметь в виду и ту роль, которую играли в отдельные периоды развития ведущие государственные деятели и партийные лидеры (Ж. Клемансо, Д. Ллойд Джордж, Ф. Д. Рузвельт и др.). Также требуется понять суть произошедшей эволюции в развитии госу­дарств Запада от периода острых социальных и экономических потрясений после первой ми­ровой войны до устойчивого экономического подъема в середине 1920-х гг., который затем сменило состояние экономического кризиса и депрессии 1930-х гг. Одновременно следует обстоятельно разобраться в специфике путей выхода из наблюдавшихся тогда кризисных яв­лений, рассмотрев прежде всего проблемы, связанные с формами и методами регулирования экономики и взаимодействия механизмов рыночной конкуренции. Особой проблемой в дан­ном случае является также раскрытие природы возникновения и развития в мире фашист­ского движения, приведшего тогда к образованию в ряде государств Европы тоталитарных режимов. Для наиболее полного понимания происходивших в этом отношении процессах также следует обращаться в первую очередь к современной научно-исследо­вательской исторической литературе.

При уяснении же событий, относящихся к этому отрезку времени, необходимо еще и особо учитывать те сложные внешнеполитические процессы, которые происходили тогда в мире и привели в конечном итоге к возникновению новой мировой войны. При ознакомле­нии с излагавшимся в предшествующие годы материалом, нужен критический подход, по­скольку в прежней учебной литературе внешняя политика западных государств дана нередко в односторонне-негативном плане. Поэтому для выяснения причин, приведших к возникно­вению новой мировой войны, следует опираться на научные работы последних десятилетий (См.: 1939 год. Уроки истории. М., 1990.; Сиполс В. Я. Тайны дипломатические. М., 1997 и др.). Это же относится и к рассмотрению самого хода, а также основных этапов второй ми­ровой войны и проблем послевоенного переустройства мира после ее окончания.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ РАССМАТРИВАЕМОГО ПЕРИОДА В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ

Изучение истории Германии Нового времени (часть III) следует прежде всего начать с рассмотрения особенностей социально-экономического и политического положения страны в условиях окончания первой мировой войны. При этом особо необходимо проследить про­цесс складывания здесь революционной ситуации, обратив внимание на начало Ноябрьской революции (1918 г.), а также разобраться с ее этапами. Кроме того важно учитывать движу­щие силы этой революции, ее характер и значение для последующего развития Германии. При рассмотрении же указанной проблемы следует использовать специальную научно-ис­следовательскую литературу, касающуюся Ноябрьской революции, и учитывать разные под­ходы в ее освещении в современной историографии. В этом отношении нужно иметь в виду работу Драбкина Я. С. «Проблемы и легенды в историографии Германской революции 1918-1919 гг.» (М., 1990). Кроме того студенту требуется обратить особое внимание на отдельные вопросы, связанные с особенностями утверждения республиканского строя в Германии, и, в частотности, разобраться со спецификой принятия в июле 1919 г. т. н. Веймарской конститу­ции. Надо также учесть значение для дальнейшего утверждения буржуазно-демократиче­ского строя Германии преодоления в 1920 г. последствий «путча Каппа». Об этом наиболее полно изложено в работе Панкевича Ф. И. «Капповский путч в Германии» (М., 1972).

Требуют особо внимательного изучения также основные условия Версальского мирного договора для Германии (они раскрыты в книге: Версальский мирный договор. М., 1925) и проблемы их выполнения. Причем наибольшее внимание следует уделить влиянию международного положения на политическую ситуацию в стране в 1920-е гг. В этом отно­шении необходимо правильно оценивать деятельность канцлера К. Вирта, а также министра иностранных дел того периода В. Ратенау. Кроме того, студент должен разобраться в причи­нах и последствиях для истории Германии т.н. Рурского кризиса. В этом отношении при са­мостоятельной работе особо следует обратить внимание на резкое обострение политической ситуации в Германии в 1923 г., а также на основные положения принятого в последствии (1924 г.) «Плана Дауэса» и главные решения Локарнской конференции (1925 г.). Все это наиболее систематизировано изложено в обстоятельной работе по истории Германии - «Гер­манская история в новое и новейшее время» (В 2 т., М., 1970. Т. 2.).

Для дальнейшей правильной оценки развития ситуации в Германии особо необходимо глубоко разобраться в условиях и причинах возникновения фашистского движения в Герма­нии. С самого начала требуется уяснить, что представляло собой это движение и какова была его социальная база. Важно проследить развитие фашистского движения на фоне проявления в Германии в 1929-1932 гг. мирового экономического кризиса, сопровождавшегося там рез­ким обострением социально-политической обстановки. В этом отношении студент должен хорошо ориентироваться в череде проходивших в начале 1930-х гг. выборов в высшие ор­ганы государственной власти и объяснить причину последовательного роста числа голосов избирателей, отданных за нацистскую партию. Эти вопросы наиболее обстоятельно изло­жены в работах О. Ю. Пленкова (Мифы нации против мифов демократии: немецкая полити­ческая традиция и нацизм. СПб., 1997) и Л. И. Гинцберга (На пути в имперскую канцелярию: Германский фашизм рвется к власти. М., 1972.).

В данной связи необходимо отдельно рассмотреть проблему прихода Гитлера к власти и установление в стране фашистской диктатуры, а так же хорошо ориентироваться в тех эко­номических, политических и социальных изменениях, которые произошли в Германии в 1933-1939 гг. От студента требуется критическое осмысление опасность человеконенавист­нической расовой идеологии германского фашизма и вникнуть в то как на практике, поэтапно она осуществлялась

Германией в 30-40 гг. Далее весьма полезно для понимания процесса формирования то­талитарного государства в Германии является уяснение в то, каково было воздействие на­цистов на развития науки, искусства и культуры. Причем при рассматривании указанных во­просов следует учитывать, что весьма объемная информация содержится в книге Галкина А. А. «Германский фашизм» (М., 1989).

Не менее важным одновременно являются ясные представление обучающихся относи­тельно основных этапов развития внешней политики Германии в 1933-1939 гг., где особое внимание необходимо сосредоточить на наиболее сложном для изучения внешней политики страны периоде, связанном уже непосредственно с событиями предшествовавшими возник­новению второй мировой войны. Помощь в правильном представлении именно этого отрезка времени может оказать работа «1939 год. Уроки истории». Также особо требуется разо­браться во внутренних социально-экономических процессах, которые происходили в Герма­нии уже в годы второй мировой войны и объяснить причины той катастрофы, которую пере­жило германское общество на этапе окончания войны в 1944-1945 гг.

При изучении исторических процессов, протекавших в Италии в 1920-1930 гг., надо пер­воначально рассмотреть, какие политические перемены произошли в стране к моменту окон­чания первой мировой войны и заключении мирного договора (кризис либерализма, усиле­ние социалистического движения, образование коммунистической партии, зарождение фа­шизма). Затем надо разобраться, какой была экономическая ситуация в стране и после этого, остановившись уже на процессе развития фашистского движения, выяснить его характерные черты и социальную базу. Также необходимо особо коснуться конкретной роли Б. Муссо­лини в развитии фашистского движения в Италии. Определенный фактический материал от­носительно этих событий и явлений содержится, в частности, в работах Устрялова Н. В. (Итальянский фашизм. М., 1999) и Лопухова Б. Р. (История фашистского режима в Италии. М., 1977).

После этого следует остановиться на особенностях прихода фашистов к власти в Италии и раскрыть процесс становления фашистской диктатуры, а также разобраться в основных этапах формирования тогда фашистского государства. Кроме того, необходимо уяснить, при каких обстоятельствах происходило упрочение фашистского режима и коснуться про­блем борьбы против усиления тоталитаризма. Эти вопросы отдельно были рассмотрены в монографии Додолева М.А. «Демократическая оппозиция и рабочее движение в Италии: 1922—-1926 гг.» (М., 1975) и ее фактический материал необходимо учитывать при соответ­ствующей подготовке к семинарским занятиям по данной теме и к итоговому экзамену в конце учебного семестра.

Отдельно также следует вообще разобраться в социально-экономической политике пра­вительства Муссолини и в сущности формирования тогда корпаративноной системы. Осо­бенно это важно при раскрытии проблем, связанных с развитием фашистского государства в условиях проявления мирового экономического кризиса. В этом отношении следует внима­тельно разобраться в деятельности т.н. Института промышленной реконструкции и обратить внимание на процессы усиления государственно-монополистического капитализма, а также тоталитарных форм управления строкой.

При рассмотрении же внешней политики фашистской Италии следует хорошо представ­лять прежде всего приоритетные ее направления, а также ясно видеть момент начала пере­хода Италии к агрессивным, активным формам действий (война против Эфиопии, участие в гражданской войне в Испании, формирование Оси «Берлин — Рим»). Также необходимо разбираться в особенностях развития фашистского государства накануне и в годы второй мировой войны и понимать причины стремительного крушения диктаты в данной стране. В этом отношении требуется учитывать наряду со сведениями, содержащимися в учебной ли­тературе, также полезные фактические сведения, имеющиеся в монографиях Г.С. Филатова (Крах итальянского фашизма. М., 1973), и О.В. Серовой (Италия и антигитлеровская коали­ция 1943-1945. М., 1973).

В работе над материалами, касающимися истории Испании, следует сосредоточить вни­мание на двух основных вопросах:

1) внутриполитическое положение и внешняя политика государства в
монархический период (до начала 1930-х гг.);

2) развитие страны после свержение монархии и утверждения республиканского
строя (середина-вторая половина 1930-х гг.).

При этом, что относится к первому вопросу, то здесь нужно подойти к изучению мате­риалов с учетом особой специфики социально-экономического развития Испании в условиях окончания первой мировой войны и политической нестабильности государственной власти, которая выражалась в достаточно частой смене (в 1918-1922 гг.) правительств и усугуб­лявшаяся еще неудачной колониальной войной в Марокко. В этом следует понимать конкретные причины произошедшего в стране во­енно-монархического переворота и установление диктатуры X. Примо де Ривера. Студент в данном случае должен ясно представлять особенности внутренней и внешней политики Ис­пании в 1923-1930 гг. и объяснить причины крушения в конечном итоге этой диктатуры. В данном случае целесообразно использовать работу Гарсиа X. «Диктатура Примо де Ривера» (М., 1963).

Относительно же изучения второго вопроса, то его рассмотрение следует начинать с проблемы свержения монархии и провозглашение в Испании республики. При этом особо нужно остановиться на особенности принятой затем конституции страны. Далее, требуется уяснить основные этапы начавшейся политической борьбы, связанной с решением ряда не­отложных задач, вызванных необходимостью дальнейшего развития государства (решение аграрного, национального и церковного вопросов), и объяснить причину образования прави­тельства Народного фронта. Отдельной проблемой данного периода является рассмотрение причин и особенностей начала гражданской войны, вспыхнувшей в Испании в 1936 г., а также раскрытия хода боевых действий вплоть до поражения республиканского правитель­ства. В этом отношении полезный материал содержится в исследовании С. Моташкова «Гражданская война в Испании» (М., 1981).

Кроме того следует уделить особое внимание дальнейшему развитию Испании уже в пе­риод второй мировой войны и определить характерные черты утвердившейся тогда дикта­туры Ф. Франко. При этом необходимо обратить особое внимание на то, что эта страна стала одной из немногих государств Европы, которые сохранили свой нейтралитет в годы войны. В данном случае полезно иметь ввиду те сведения, которые содержатся в монографии С. П. Пожарской «Тайная дипломатия Мадрида: Внешняя политика Испании в годы второй миро­вой войны» (М., 1971) для более ясного представления о специфике внешней политики Ис­пании в тот период.

Переходя к рассмотрению истории Франции в 20-30- гг. прежде всего следует просле­дить, как изменялась внутренняя и внешняя политика страны после окончания первой миро­вой войны, а также определить специфику политической борьбы в ней в середине и во вто­рой половине 20-х гг. Для получения дополнительной информации об этом можно восполь­зоваться работой М.Н. Кузьмина «Внутриполитическая борьба во Франции (1926-1932)» (Л., 1975). Однако отдельно следует остановиться также и на основных этапах внешне­политической линии государства в этот период, коснувшись прежде всего затронувших Францию решений Локарнской конференции, имея в виду новые черты внешней политики страны до начала 30-х гг. (пакт «Бриана-Келлога» и план создания «Пан-Европы»). В этом отношении в весьма систематизированном виде этот материал изложен в обобщающем труде по истории Франции (История Франции: В 3 т. М.. 1972—1973. Т.

3). Кроме того, особо требуется разобраться в характерных чертах проявления

мирового экономического кризиса во Франции, обратив отдельно внимание на нараста­ние нестабильности в обществе в этот отрезок времени. При этом нужно выяснить суть и об­стоятельства, при которых возникли правительства «народного фронта», а также определить специфику как внутренней, так и внешней полтики этих правительств и условия, при кото­рых произошел раскол Народного фронта. Этот материал наиболее обстоятельно изложен в монографии Ю. В. Егорова «Народный фронт во Франции (Внутриполитическая борьба во Франции в 1934—1938 гг.)» (Л., 1972).

Далее следует уяснить политическое положение Франции накануне мировой войны и по­нять причины поражения страны уже в первый ее период. Достаточно подробно отдельные аспекты данной проблемы раскрыты в исследованиях С. А. Стегарь (Дипломатия Франции перед второй мировой войной. М., 1980) и З.С. Белоусова (Франция и европейская безопас­ность /1929—-1939 гг./. М., 1976). Относительно же оценки деятельности военного прави­тельства маршала Петена и показа основных этапов французского движения Сопротивления в годы войны, то этот материал в большей степени изложен в работах В. П. Смирнова (Дви­жение Сопротивления во Франции в годы второй мировой войны. М., 1974; Франция во время второй мировой войны. М., 1961) и И.С. Киссельгофа (История Франции в годы вто­рой мировой войны. М., 1975).

Развитие Великобритании в период окончания первой мировой войны протекало в усло­виях, когда к руководству государством пришло коалиционное правительство, которое воз­главил Д. Ллойд Джорж. Важно разобраться, какие меры стали осуществляться в это время в стране с целью плавного перевода экономики и общества с военного положения на мирные рельсы развития и насколько такие меры оказались эффективными. При этом наиболее сис­тематически и объемно данный материал был изложен в обобщающей работе по новейшей истории Великобритании В. Г. Трухановским (Новейшая история Англии. М., 1958).Особое внимание также должно быть уделено анализу проявлений кризисных процессов в англий­ской колониальной системе и раскрытию причины происходящего. Этот ас­пект развития страны достаточно объемно представлен в работе Грудзинского В.В. «На повороте судьбы: Великобритания и имперский федерализм» (Челябинск, 1996).

При изучении внутренней и внешней политики Великобритании в середине и во второй половине 20-х гг. следует особо остановиться на особенности прихода к власти первого правительства лейбористской партии и выяснить причины достаточно быстрой отставки этого кабинета. Кроме того необходимо определить отличительные черты политики Великобритании в период деятельности консервативного правительства С.Болдуина (1924-1929 гг.) и объяснить причину подъема социальной активности населения страны.

Далее студент должен осмыслить причины возникновения особых политических условий в развитии Великобритании в период мирового экономического кризиса, а также обстоятельства, при которых произошло образование т.н. «национального правительства». Требуется знать в данном случае характерные черны экономической и социальной политики этого правительства. Особо также следует остановиться на проявлении тогда центробежных тенденций в Британской колониальной империи и коснуться процесса ее трансформации. Отдельно необходимо разобрать также специфику внутренней и внешней политики консервативных правительств С. Болдуина и Н. Чемберлена. Для этого необходимо учитывать, в частности, работу А.Д. Чикваидзе «Английский кабинет накануне второй мировой войны» (Тбилиси, 1976), в которой непосредственно затрагивается данные вопросы.

Следует также иметь четкие представления о политическом и экономическом положении Великобритании в годы второй мировой войны, а также разбираться в основных тенденциях внешней политики этой страны в военный период.

Изучая историю Соединенных Штатов Америки в первые послевоенные годы, следует иметь а виду тот важный факт, что это государство фактически тогда начало уже активно претендовать на роль лидера среди стран западного мира и пытаться влиять на общую ситуация как в Европе, так и во всем мире. В этом отношении весьма полезно учитывать работу А.И. Уткина «Дипломатия В.Вильсона» (М., 1989), которая позволяет более ясно представить основные тенденции Америки в области внешней политики в условиях окончания первой мировой войны. Среди же вопросов внутреннего положения США в данный период надо выделить прежде всего обострение политической борьбы и утверждение республиканской партии во главе государства. При этом следует

уяснить основные тенденции развития США 20-х гг., выражавшиеся прежде всего в устойчивом проявлении экономического подъема и знать приоритетные направления в области внешней политики США в тот период.

Далее, необходимо иметь представления о характере развития мирового экономического кризиса и его проявлении в США, а также мерах правительства по выводу экономики и общества из столь тяжелого положения в начале 30-х гг. Кроме того требуется знать значение президентских выборов 1932 г. для дальнейшего развития США и четко представлять сущность «нового курса» президента Ф.Рузвельта. Связанные с этим вопросы достаточно исследованы в отечественной историографии. Требуется учитывать прежде всего такие работы, как монографии Е.И. Корольковой («Новый курс» Рузвельта. М., 1992) и Малькова В. Л. («Новый курс» в США: Социальные движения и социальная политика. М., 1973; Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии. М., 1988.),

Отдельно необходимо разбираться в специфике внешней политики США в 1933-1939 гг. и представлять особенности внутреннего и международного положения США накануне и в годы второй мировой войны. Сведения об этом наиболее полно можно получить, использовав сочинения Н.И. Егорова (Изоляционизм и европейская политика США, 1933-1941. М., 1995), А.И.Уткина (Дипломатия Ф.Рузвельта. Свердловск, 1990) и др.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (1918-1939 гг.)

После завершения изучения истории отдельных стран, освоение узловых вопросов международных отношений должно облегчиться тем, что некоторые из них так или иначе уже затрагивались. Основное внимание следует сосредоточить на выяснении исторических процессов, которые имели определяющее значение для мирового развития. В первые годы после окончания первой мировой войны они касались начавшегося формирования новой системы международных отношений, получившей название «Версальско-Вашингтонской».

Проследите, как начала складываться новая расстановка политических сил на международной арене. При этом следует особо обратить внимание на ход работы Парижской мирной и Вашингтонской конференций, а также на выработанные на них решения. Студенту необходимо прежде всего в данном случае обращать внимание на развивавшиеся уже тогда противоречия в создаваемой т.н. «Версальско-Вашингтонской системе» и изначально учитывать тенденции к пересмотру только что подписанных и утверждение республиканской партии во главе государства. При этом следует уяснить основные тенденции развития США 20-х гг., выражавшиеся прежде всего в устойчивом проявлении экономического подъема и знать приоритетные направления в области внешней политики США в тот период.

Далее, необходимо иметь представления о характере развития мирового экономического кризиса и его проявлении в США, а также мерах правительства по выводу экономики и общества из столь тяжелого положения в начале 30-х гг. Кроме того требуется знать значение президентских выборов 1932 г. для дальнейшего развития США и четко представлять сущность «нового курса» президента Ф.Рузвельта. Связанные с этим вопросы достаточно исследованы в отечественной историографии. Требуется учитывать прежде всего такие работы, как монографии Е.И. Корольковой («Новый курс» Рузвельта. М., 1992) и Малькова В. Л. («Новый курс» в США: Социальные движения и социальная политика. М., 1973; Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии. М., 1988.),

Отдельно необходимо разбираться в специфике внешней политики США в 1933-1939 гг. и представлять особенности внутреннего и международного положения США накануне и в годы второй мировой войны. Сведения об этом наиболее полно можно получить, использовав сочинения Н.И. Егорова (Изоляционизм и европейская политика США, 1933-1941. М., 1995), А.И Уткина (Дипломатия Ф.Рузвельта. Свердловск, 1990) и др.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (1918-1939 гг.)

После завершения изучения истории отдельных стран, освоение узловых вопросов международных отношений должно облегчиться тем, что некоторые из них так или иначе уже затрагивались. Основное внимание следует сосредоточить на выяснении исторических процессов, которые имели определяющее значение для мирового развития. В первые годы после окончания первой мировой войны они касались начавшегося формирования новой системы международных отношений, получившей название «Версальско-Вашингтонской».

Проследите, как начала складываться новая расстановка политических сил на международной арене. При этом следует особо обратить внимание на ход работы Парижской мирной и Вашингтонской конференций, а также на выработанные на них решения. Студенту необходимо прежде всего в данном случае обращать внимание на развивавшиеся уже тогда противоречия в создаваемой т.н. «Версальско-Вашингтонской системе» и изначально учитывать тенденции к пересмотру только что подписанных.

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Изучая основные проблемы, связанные с событиями второй мировой войны (1939-1941 гг.), требуется прежде всего разобраться с ее началом. Наиболее взвешенный и весьма аргументированный подход в изложении этого вопроса содержится в последних исследованиях, касающихся истории второй мировой войны и, в частности, в первом томе многотомного издания «Великая Отечественная война 1941-1945». (М, 1998). Студент должен четко представлять причины и характер этой войны, а также ориентироваться в основных ее этапах. В этом отношении важно проследить и сам ход боевых действий в 1939-1940 гг., а также объяснить условия, при которых западные союзники проводили т.н. «странную войну». Затем надо осмыслить причины и последствия быстрого поражения Франции в этой войне, а также начавшегося в это время англо-амери­канского сотрудничества в борьбе против Германии и ее союзников. Одновременно следует обратить внимание на специфику оккупационной политики агрессивных государств и установление т.н. «нового порядка».

Далее отдельно важнокоснуться политической и военной подготовки Германии к нападению на Советский Союз и начала Великой Отечественной войны. В данном отношении создается уже стройная картина причин начавшегося процесса складывания антигитлеровской коалиции. При этом следует также разобраться каково было значение провозглашения Атлантической хартии и вступления СИТА во вторую мировую войну, а также понять смысл Декларации Объединенных наций. Весьма сконцентрированный материал по указанному вопросу содержится в исследовании В. Л. Исраэляна «Дипломатия в годы войны (1941-1945)» (М., 1985), а также в книге Союзники в войне 1941-1945 гг. (М., 1995). Знакомство студента с содержанием этих работ, безусловно, усилит его представления о дипломатических событиях того периода в международных отношениях.

Кроме того, студент должен хорошо ориентироваться в ходе боевых действий в Европе, на Тихом океане и в Северной Африке. Наиболее подробно и обстоятельно они изложены в 12 томной Истории второй мировой войны: 1939—1945 (М., 1973—1982). Полученные при этом сведения помогут составить четкое представление о причинах обозначавшемся тогда коренного перелома в ходе второй мировой войны и тенденциях к развалу фашистского блока. Особо при этом следует остановиться на проблемах открытия второго фронта в Европе. Затем уже необходимо обратить внимание на завершающую стадию второй мировой войны и определить перспективы послевоенного устройства в мире. Для этого нужно знать решения основных конференций на высшем уровне стран Антигитлеровской коалиции, а также представлять военные и дипломатические проблемы, с которыми союзники столкнулись в процессе окончание второй мировой войны и перспективы послевоенного устройства. Студент должен хорошо понимать при этом, что итоги закончившейся войны открывали перспективу в создании новой системы международных отношений в последующее время.

Наши рекомендации