Чем обусловлено наличие лобби во всех странах мира?
Лоббирование – это влияние заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. Лобби вопреки обыденным представлениям – это не только закулисный подкуп, но и система аргументации, механизм подготовки и принятия правовых актов. Лобби – это многоступенчатое явление. Венчает его политик (или группа политиков), предлагающий или осуществляющий решения; середину составляет многотысячный отряд экспертов,
консультантов, исполнителей; часто это бывшие чиновники и государственные деятели, профессиональные юристы, специалисты по общественному мнению и т.п. Необходимость лоббирования обусловлена неизбежностью различия мнений по всевозможным вопросам жизни общества. Различия возможны по разным критериям – партийному, этническому, территориальному, отраслевому и т.п. Сам парламент состоит из представителей групп конкурирующих интересов.
Два подхода к проблеме лоббирования.
Существуют два противоположных взгляда на проблему лоббирования. Согласно одному из них, где конкурирующие интересы уравнивают друг друга и создают некоторый общественный баланс, лоббирование является одной из составных частей процесса, который обеспечивает
дееспособность демократии, общественного устройства. Альтернативная точка представлена такими рассуждениями: поскольку только богатые люди могут позволить себе проведение дорогостоящих и изощренных
лоббистских кампаний, то специфические интересы этих людей оказывают неравное (а значит нечестное) влияние на принятие правительственных решений. В самом худшем случае такие специфические интересы могут стать предметом манипуляции политиками, основанием для использования практик коррупции и т.д. По мнению исследователей, легитимное лоббирование может принимать разнообразные формы от представления интересов, основанных на результатах тщательных исследований, до мобилизации общественного мнения и СМИ.
Лоббирование – это влияние заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. Лоббирование ведется представителями бизнеса, профсоюзов и самими законодателями.
Электоральный PR.
Под избирательными кампаниями понимают «скоординированные, целенаправленные на осуществляемые в течение определённого законодательством времени публичные усилия с целью мобилизации поддержки кандидата избирателями и обеспечение его победы в день выборов». Во время избирательной кампании специалисты по связям с общественностью широко используют маркетинговые и рекламные технологии, систематически осуществляют мониторинг средств массовой информации, организуют и направляют работу членов команды и добровольных помощников (полевые работники) данного кандидата.
Технология работы специалистов по PR во время избирательной кампании:
1. Еще до начала избирательной кампании политические маркетологи проводят исследования с целью выяснить:
а) на какое число сторонников может рассчитывать кандидат или
политическое объединение в округе;
б) каков идеальный портрет кандидата на выборную должность;
в) какие характеристики неприемлемы, с точки зрения избирателя,
для кандидата на выборную должность;
г) каковы демографические характеристики потенциальных сторонников кандидата и их политических объединений;
д) каков демографический состав избирательного округа;
е) каков уровень известности и популярности кандидата и т.д.
2. Специалисты по политической рекламе готовят и размещают рекламные материалы (ролики, постеры, призывы), а также придумывают рекламные и антирекламные слоганы.
3. Мониторинг СМИ. Отношения группы поддержки кандидата со СМИ
носят двусторонний характер. С одной стороны, группа поддержки стремится передать информацию о себе в СМИ, а с другой – отследить содержание массовых коммуникаций по ряду принципиальных вопросов, в том числе о себе самой. Кроме того, в обязанность группы поддержки входит контроль за PR-деятельностью конкурентов.
4. Добровольцы – это агитаторы, которые ходят по квартирам, звонят по телефону, стоят в пикетах и т.п. В любой избирательной кампании огромное количество «черновой» и рутинной работы, без которой не обойтись (разноска агитационного материала по почтовым ящикам, расклеивание наружного материала, противодействие распространению агитационных материалов конкурентов и пр.). Для выполнения этой работы
никаких денег на наем исполнителей не хватит. Поэтому так важно привлечь к ней энтузиастов.