Институты представительства и согласования интересов
Парламент и политические партии (лоббизм, корпоративизм)
Парламент.Ф-ции:
• выражает интересы различных социальных групп, и вырабатывает политику на их основе
• разрешает конфликты в обществе;
• определяет основные цели политического развития;
• вырабатывает и принимает основные законы страны;
• осуществляет контроль за исполнительной властью.
Виды парламентов: однопалатные и двухпалатные.
Полномочия верхней и нижней палат могут быть равные (симметричные парламенты) и неравные (асимметричные парламенты).
Структура партии:
1. Избиратели, но официально не являются ее членами.
2. Партийные активисты.
3. Партийная элита
Политические партии.
П – добровольная организация, созданная для завоевания политической власти и участия в осуществлении политической власти.
Характеристики:
-создается исключительно для борьбы за власть
-обладает четкой структурой, программой, уставом
Отличительные признаки партии:
1)достаточно длительное по времени объединение людей.
2)наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.
3)цель партии - завоевание и осуществление власти.
4) наличие народной поддержки, (голосование, активное членство).
Функции политических партий:
1.Представительств (партия выражает интересы политических групп)
2.Разработка программ, идеологии политических действий.
3.Формирование политических лидеров.
4.Мобилизация и политическая социализация граждан
5.Борьба за власть
Виды партий:
1.парламентские и внепарламентские.
2. правительственные и оппозиционные:
- системная (не ставит под сомнение существующие базовые ценности)
- внесистемная (отрицает основы существующего политического режима)
3. либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, фашистские и неофашистские партии.
Лоббизм- целенаправленное воздействие на органы власти с целью реализации интересов.
Виды Л: легальный и нелегальный.
Инструменты влияния на органы власти:
- выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;
- разработка законопроектов
- привлечение экспертов;
- личные встречи, контакты, переговоры;
- использование методов PR для формирования общественного мнения;
- письма и программы от избирателей, поступающие в адрес депутатов;
- распространение результатов научных исследований;
- действия «своих людей» внутри органов власти;
- финансирование избирательных кампаний;
- прямой подкуп должностных лиц.
Корпоративизм –группы, которые монополизируют представительство соответствующих сфер общественной жизни перед государством в обмен на контроль государства за отбором их лидеров.
Черты корпоративизма:
- привилегированное положение некоторых ассоциаций и их более широкие возможности влияния на принятие решений;
- замена конкуренции интересов их монополией в определенных сферах.
Неокорпоративизм — процесс согласования интересов государства, предпринимателей и наемных работников. При том, что государство навязывает остальным участникам приоритеты и ценности.
Партии и партийные системы
Партийные системы - отношения партий различного типа друг с другом, а также с государством.
Виды партийных систем:
-однопартийные: деспотические и демократические; Создание других партий запрещено законом. В такой системе партия срастается с государством (СССР, КНДР, Куба).
-полуторапартийные: коалиция, сост из доминирующей партии и близкой ей по взглядам; длительным пребыванием у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции
- двухпартийные равноценными по популярности конкурирующими партиями; Эти партии периодически сменяют друг друга (США, Великобритания)
-двух с половиной партийные системы: две авторитетные партии и третьи силы, примиряющ этих двех противников;
- многопартийной, с числом партий более трех. партий выделяются партийные системы
умеренного (от 3 до 5) и крайнего (от 6 и более) плюрализма и ни одна из них не мо-
жет самостоятельно находиться у власти.
Избирательные системы
Виды избират систем:
- прямыми (при которых избиратели отдают свои голоса непосредственно за кандидатов)
- непрямыми (избиратели формируют коллегию, которая решает, какой из кандидатов победит)
Тип избирательной системы:
1) мажоритарная. избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Эта система — единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора).
2) пропорциональная. каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на
выборах.
3) Смешанные системы. сочетание других избирательных систем: параллельные смешанные и связанные смешанные.
- В параллельных смешанных системах выборы проводятся одновременно по пар-
тийным спискам в многомандатных округах и в одномандатных округах по прави-
лу абсолютного большинства. Такая система действует, например, в России, когда 225 депутатов Государственной Думы избираются по партийным спискам в едином федеральном округе и 225 депутатов избираются в одномандатных округах по правилу относительного большинства.
- В связанных смешанных избирательных системах часть депутатов избирает-
ся по партийным спискам в многомандатных округах, а часть — в одномандатных
округах. При этом при распределении мест по пропорциональному принципу учи-
тывается число мест, занятых партией или избирательным блоком по результатам
выборов в одномандатных округах.
СМИ
СМИ являются мощнейшим инструментом политической и предвыборной борьбы.
Черты:
• незаметность влияния
• глобальность, быстрота распространения;
• способность делать объектом рассмотрения любое явление
Медиатизация политики —процесс, при котором политическая жизнь становится такой, какой ее представляют СМИ. Политическая борьба - информационная кампания.
Медиаполитическая система —система государственных и коммерческих
электронных и печатных СМИ, формирующих политико-информационное про-
странство. Уровни СМИ:
- электронные всероссийские СМИ (большинство в собственности государства)
- электронные СМИ всероссийского, межрегионального и регионального масштаба (коммерческие издания, теле- и радиокомпании)
- региональные электронные и печатные СМИ (чаще без контроля власти, частные)