Отрасли политического знания
- Теория политики- создаются концепции, модели и образы политической действительности. Целью исследований - построение теорий, описывающих политические процессы.
- Сравнительная политология- выделяются общие черты и различия групп политических объектов.
- Прикладная политология— изучаются конкретные политические проблемы, выработка
практических рекомендаций, направленных на решение социальных и политических задач.
непосредственно связана с практикой гос управления, выработкой политической стратегии, урегулированием политических конфликтов, проведением избирательных кампаний.
Задачи политологии:
1-помогает воспитанию знающих граждан и политиков.
2-способствует развитию правового государства, демократии, справедливого общества.
3- помогает эффективнее применять политические знания, руководствоваться гуманными целями и убеждениями, строго учитывать специфику страны и текущего момента.
4- профессиональная подготовка, осознание политич ценностей и систем, воспитание рационального мышления.
5- стимулирует адекватную времени экономическую модель, более совершенное политическое устройство, новый тип политического деятеля-созидателя.
История зарубежной политической мысли
Античность
Платон («Государство», «Законы»). Первое систематизированное представление о политике и государстве. Говорит не о реальном, а об идеальном справедливом государстве (правят лучшие и благородные, гармонично существуют три основных сословия: правители (философы), стражи и ремесленники, правит закон, который выше правителей).
Идеальному гос-ву противостоят несовершенные формы реального гос-ва:
1. Тимократия – власть жадных, грубых правителей.
2. Олигархия – власть узкой группы богатых правителей
3. Демократия – власть всех. Нет должной системы управления.
4. Тирания – власть одного. Худший тип гос-ва (беззаконие, насилие, произвол)
Аристотель («Политика»). Анализ существующей в его время формы гос-ва.
Гос-во возникает естественным путем и является высшей формой предыдущих общений (семьи и селения). Цель гос-ва - всеобщее благо. Норма политического общения - справедливость. Людей – необходимый компонент пол-ки.
Правильные формы гос-ва (цель достижение общего блага):
1.Монархия (абсолютная или патриархальная).
2. Аристократия – власть лучших людей.
3. Республика – выборная власть многих.
Неправильные формы гос-ва (реализуется воля только правителей):
1.Тирания – власть правителя, преследующего только свою выгоду.
2. Олигархия – власть группы недостойных богачей, цель: своя выгода.
3. Демократия – власть бедноты, составляющей большинство народа. 5 видов демократии (Худшая охлократия – власть толпы).
Политический идеал: смешанная форма гос-ва, синтез аристократии и республики (справедливый закон, существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти).
Цицерон («О государстве», «О законах»).проблемы правового равенства граждан в гос-ве.
Предпосылки гос-ва и права: всеобщие требования природы и веления человеческой натуры. Причина появления гос-ва: проблема защиты частной собственности.
Формы гос-ва:
1.Монархия – царская власть.
2.Аристократия – власти лучших представителей.
3.Демократия – власть народа.
4. Республика - всеобщий разум и справедливость, общность прав граждан.
Лучшая форма: монархия + финансовое могущество аристократов + опора на народ.
Средневековье
Теология (божественное происхождение власти). Человек – гражданин 2х миров: церковь (гармония души) и государство (принудительность человеческого существования).
Августин Блаженный. Учение о системе господства, в которой гос-во обеспечивает выживание человека, а церковь дает смысл существования человека и гос-ва. Два типа общности: град земной (Любовь к себе) и Град Божий (Любовь к богу). Церковь олицетворение Града Божьего.
Фома Аквинский («Сумма теологии», «Сумма против язычников», «О правлении государей»). Гл задача: примирение между верой и разумом, церковью и гос-вом. Люди по природе равны, и власть – посредник между Богом и подданными. Власть дана от Бога.
Лучшая форма правления: монархия + аристократия (рядом с монархом) + демократия (правители избираются из всех).
Эпоха Возрождения
В центре человек с его потребностями.
Никколо Макиавелли.П - наука, в основе политич. поведения людей – выгода и сила.
- отделяет религию, мораль и политику.
- разделяет понятие общество и государство
- заменяется тезис о божественном происхождении политики на идеей ее объективной исторической предопределенности.
- смена форм гос-ва происходит циклически и связана с законами общественного развития.
- Прописаны наставления государям: властители должны быть безжалостными, жестокими, действовать на основе насилия и страха, потому что на любви народа власть не удержать.
Правильные формы гос-ва: монархия, аристократия, демократия. их цель: величие гос-ва; Неправильные: тирания, олигархия, «распущенность».
Лучшая форма: монархия + аристократия + демократия.
Новое время
Томас Гоббс («Левиафан»)
-Предпосылки гос-ва: «война всех против всех». Причина войны: чел-к по природе жаден, ищет не общения, а господства над другими. Люди пребывают в постоянной вражде (жизнь одинока, бедна, опасна). Решение: общественный договор об учреждении гос-ва, которое кладет конец всеобщей вражды. Люди добровольно отказываются от всех своих естественных прав в пользу одного правителя или политического института и подчиняются гос. власти. Власть едина, не ограничена. Не допускается разделения власти между правителем и другими гос. институтами.
Джон Локк, либерализм («Два трактата о правительстве»).
- основные естественные права: право частной собственности (возникло раньше гос-ва и нуждалось в защите), свобода и равенство, право свергнуть власть (если права народа нарушаются).
- для осуществления этих прав люди учреждают гос-во. При этом люди не отказываются от естественных прав и свобод в пользу гос-ва.
–только разделение властей может гарантировать соблюдение прав граждан. Несколько гос. институтов, законодательная власть - верховная.
Лучшая форма гос-ва – конституционная монархия (разделение властей на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную))
Шарль Монтескье, концепция разделения властей («О духе законов»)
- цель разделения властей: безопасность граждан от произвола правителей, политическая свобода и права людей, взаимно сдерживать друг друга.
- все общественные отношения должны регулироваться правом.
- естественные факторы задают определенную форму гос-ва, а не произвольный выбор.
3 формы правления: республика, монархия и деспотизм.
Формы гос-ва, где действует право и закон: монархия, аристократия, демократия. В таких гос-вах действуют три рода власти: законодательная, исполнительная, судебная. При этом законодательная в руках собрания представителей народа.
Жана-Жак Руссо
Источником законной власти — добровольный общественный договор.
Объединение людей - создание всеобщей воли, во имя общественного блага.
Верховная власть – народ (отрицается представительная демократия. Народ осуществляет законодательную власть, участвуя в референдумах).
Народ избирает форму исполнительной власти. Для небольших государств - демократия, для больших - монархия.
Кант.Предпосылки власти: человек осознает себя свободным и свобода становится общественной проблемой. Полит жизнь - борьба людей за их свободу.
- ограничить произвол может только право при принуждении гос-ва.
Идеал гос-ва – правовое гос-во (верховенство власти народа, свобода, равенство и независимость всех граждан гос-ва, разделение властей)
Два типа политиков:
1.моральные политики: совмещают принципы политики с моралью
2.политические моралисты: трактуют мораль исходя из государственной выгоды. Такая политика является пагубной и оказывается антиполитикой.
Формы отношений власти и народа:
1.по количеству правящих: автократические, аристократические и демократические.
2.по способу управления: республиканская и деспотическая.
Гегель.(«Философия права») Лучшая форма гос-ва: Конституционная монархия (достигается единство государства).
- концепция гражданского общества и правового государства.
Правовое гос-во: политический институт под властью закона.
Гражданское общество: соблюдение частных интересов через негосударственные социальные институты. Черты ГО: наличие частной собственности, высокий уровень свободы человека и общества, отношения регулируются законом.
Утопический социализм.Этапы:
1)ранний этап (16-18 в) (Мор, Морелли, Кампанелла, Мелье, Бабеф). Общ-во, где нет богатых и бедных, между людьми царит мир, равноправие, свободомыслие. Труд по потребностям
2)критический утопический социализма (нач 19в) (Фурье, Оуэн) Идея самоуправляющихся коммунистических общин (коллективизм) – социалистическое общество (плановое производство, потребности каждого удовлетворяются за счет общества, гос власть - организация производства и управления вещами, две формы собственности – гос и частн).
3)революционно-демократический этап (серед 19 в) (Гарибальди, Мадзини, Радищев, Белинский, Герцен, Чернышевский). Черты нового общества: демократия и равенство.
Марксизм (Маркс и Энгельс)
Политическая власть- организованное насилие одного класса для подавления другого.
Причины столкновения классов: развитие эк-ки, характер производства и обмена.
Основная мысль марксизма:
1) существование классов связано с определенными фазами развития производства
2) классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата
3) диктатура ведет к уничтожению всяких классов.
Теория научного коммунизма:
1.Власть, гос-во имеет классовую природу
2. Гос-во влияет на развитие эк-ки
3. Такое гос-во (инструмент подавления господствующим классом эксплуатируемых классов) не будут существовать вечно. Оно отмирает по мере продвижения к бесклассовому обществу, возникающему вследствие революции рабочего класса и диктатуры пролетариата.
Гумплович, социал-дарвинизм. Причины возникновения гос-ва: стихийный характер в борьбе рас и социальных групп за существование.
Политологическая теория элит (Моска, Парето) ("Господствующий класс", "Трактат по общей социологии"). Власть должна находиться в руках меньшинства (господствующего класса, элиты).
2 основные элиты: аристократическая (не пополняется людьми вне ее круга) и демократическая (люди из широких масс с качествами полезными для осуществления власти).
Люди с элитарными качествами, но не в руководящей группе составляют контрэлиту.
ТК господствующие элиты стараются передать свои привилегии по наследству, назревает конфликт, в результате которого контрэлита при поддержке масс свергает власть и устанавливает свое господство.
Вебер. Теория рациональной бюрократии (самая эффективная система гос организации) - исполнительный орган. Осн черты:
- разделение труда, обусловленное правилами и законами;
- подчинение нижестоящих должностных лиц вышестоящим;
- назначение служащих на основе профессиональной квалификации, а не через выборы;
- оплата труда работников в соответствии с рангом;
- для служащих работа в государственном учреждении является основным занятием;
- служащий не является владельцем учреждения, в котором работает.
3 типа легитимности власти (господства): традиционный, харизматический и рационально-легальный.
П - стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти между государствами или внутри государства.