Соотношение категорий и групп
Категории | Группы |
Руководители | Высшие, главные, ведущие |
Помощники | Высшие, главные, ведущие |
Специалисты | Высшие, главные, ведущие, старшие |
Обеспечивающие специалисты | Главные, ведущие, старшие, младшие |
Все должности ГС имеют 5 групп
Должности | Группа | Стаж на ГС | Стаж работы по специальности |
Высшие | Не менее 2 лет | (или)5 лет | |
Главные | Не менее 2 лет | 3 года | |
Ведущие | 2 года | 3 года | |
Старшие | Не менее 3 лет | ||
Младшие | Без стажа |
Классификация должностей по группам (от младшей – к высшей) показывает, что каждая из должностей (входящая в ту или иную группу) представлена определенным содержанием служебных функций (функционалом должности, который следует исполнять служащему).
К каждой группе предъявляют квалификационные требования:
Уровень профессионального образования: для высших – высшее профессиональное образование, для младших – среднее профессиональное образование);
Стаж работы
Профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей (закреплены в должностном регламенте).
В рамках каждой группы выделяют классные чины:
Разряд | Чин | ТО |
Действительный государственный советник РФ (замещение должности федеральной гражданской службы высшей группы) | 1,2,3 | Действительный государственный советник ТО |
Государственный советник РФ (замещение должности федеральной гражданской службы главной группы) | 1,2,3 | Государственный советник ТО |
Советник государственной гражданской службы РФ (замещение должности федеральной гражданской службы ведущей группы) | 1,2,3 | Советник государственной гражданской службы РФ |
Референт государственной гражданской службы РФ (замещение должности федеральной гражданской службы старшей группы) | 1,2,3 | Референт государственной гражданской службы РФ |
Секретарь государственной гражданской службы РФ (замещение должности федеральной гражданской службы младшей группы) | 1,2,3 | Секретарь государственной гражданской службы РФ |
Присвоение: высших классных чинов производится Президентом РФ
Главных – Правительством РФ
Остальные – руководителем государственного органа
Классный чин выступает как служебный разряд.
Условия присвоения классного чина:
þ Персональная характеристика присвоения (присваивается конкретному служащему, а не группе служащих, занимающих ту или иную должность). Соответствие классного чина профессионализму и компетентности служащего означает, что чин присваивается не как приложение, а как признание действительных заслуг (на основе квалификационного экзамена);
þ Последовательность присвоения – производится последовательно (начиная с третьего);
þ Соответствие чина профессионализму и компетентности;
þ Возможно досрочное присвоение в качестве поощрения очередного классного чина ГГС (только на одну ступень).
Конфликт интересов
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ.
Особенность социального и правового статуса государственного служащего заключается в том, что он занимает должность, посредством которой определяется содержание и границы воздействия служащего на людей. Общество, социальные институты, процессы в процессе труда.
Статус ГС – это положение, занимаемое им в системе ГС, это меры должного и возможного поведения служащего, установленные законом в соответствии с занимаемой должностью ГС.
Одним из первых документов, регламентирующего статус ГС, стало Уложение о Службе (1556 год).
В 1722 году – «Табель о рангах всех воинских, статских и придворных» устанавливал три рода государственной службы – военную, гражданскую и придворную. Вводилась единая система чинов, их номенклатура и иерархия (14 классов и 262 должности).
Наш рамочный закон устанавливает виды ГС и правовой статус государственного служащего.
Статус государственного служащего предполагает:
Непосредственную причастность государственного служащего к подготовке, принятию и реализации решений в сфере исполнительной власти государства (с осознанием того, что действия подобного плана могут повлечь экономические и социальные последствия для общества);
Наличие у служащего правомочий и возможности выступать от имени государственного органа (в пределах своей компетентности), представлять государственный интерес (предварительно его осознав);
Сочетание строгой нормативной регламентации с широкими возможности принятия решений (при чем в этом случае ситуация интерпретируется субъективно на основании деловых, профессиональных и личностных качеств служащих);
Принадлежность к особой профессионально-статусной группе (ГГС) – людей разных профессий объединяет факт работы в государственных органах.