Принятие Христианства Русью и исторические последствия этого события.
До принятия христианства восточные славяне были язычниками. У славян существовали жрецы – волхвы. В святилищах приносились жертвы идолам. Но особенность славянского язычества в том, что ни один бог не являлся главным.
В 986 году была проведена первая религиозная реформа. С возникновением государства потребовался главный бог. Как князь был главным властителем на земле, так и бог должен был быть главным властителем на небе. Нужно было заменить разрозненные языческие культы единой религией. Также нужно было укрепить язычество перед лицом христианства. Главным богом был провозглашен Перун, были установлены идолы 6 богов. Но реформа не удалась, население не могла свыкнуться с новым восприятием старых богов. Потребовалась принципиально новая религия.
Крещение Руси было связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.
Крещение Владимира Святославовича и его приближенных было совершено в Херсонесе в 988 г. Ему предш. участие киевской дружины в борьбе визант. императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Вл. осадил Херсонес и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Вл., крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распр-е христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утв. медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальн. развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеч. жизни утв. идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в завис. от честного исп-я ими своих обязанностей на земле.
Принятие христианства укрепляло гос. власть и территор. единство Киевской Руси. Изначально церковь была госуд-ной, она поддерж. князя, а князь – ее. Главным принципом было – бойтесь Бога, почитайте князя и будете первыми слугами Бога. Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, станов. теперь равной др. христ. странам, связи с кот. значительно расширились, заключались династические браки. Христианство повлияло на мораль и нравы. Церковь запретила жертвоприношения, боролась с торговлей людьми, стремилась ограничить рабство, общество познакомилось с понятием греха. Наконец, оно сыграло большую роль в разв. русской к-ры, испытавшей на себе влияние византийской-иконопись, фреска, мозаика, возведение куполов, камнерезное дело. Правосл. церковь строила храмы и монастыри. С Христианством пришла письменность на славянском языке, созданная Кириллом и Мефодием.
5. Культура Древней Руси. Письменность, литература, зодчество, живопись.
Самые ранние из дошедших до нашего времени памятников др.письменности являются Остромитово Евангелие 1056-1057 гг., Изборники 1073 и 1076 гг. Писали на пергаменте. Книги переплетались в кожу, украшенную золотом и драг.камнями.
В связи с принятие христианства стали создаваться школы для книжного учения. В Киеве при соборе Святой Софии была создана библиотека. На русский язык переводились греческие богослужебные книги, исторические хроники, повести. Уже в 11 в. начинается формирование древнерусской литературы. Летописи – «ПВЛ». Главная тематика-отстаивание христианской веры и защита земли. Автором ПВЛ считают монаха Нестора. «Слово о законе и благодате», написанное в середине 11 века митрополитом Илларионом, посвящено прославлению христианства. В «поучении Владимира Мономаха» создан образ идеального князя. Крупнейшие центры летописания – Новгородская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская земли.
Сознание единства Русской земли – основная тема литературы 12-13 вв. Крупнейшее произведение – «Слово о Полку Игореве».
Важный вид литературы – жития святых. «Сказание о Борисе и Глебе».
С принятием христианства стали возводиться храмы. В конце 10 в. Был построен первый русский каменный храм – Десятинная церковь. Самый ранний из сохранившихся – собор святой Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (11в). Немного позже был построен собор Святой Софии в Новгороде. В 11 веке возводились в Новгороде и монастырские каменные церкви.
В 12 в.быстро развивалось каменное строительство. В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались на деньги горожан, предназначались для повседневной службы и были невелики и просты в убранстве: Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса на Нередице.
Во Владимире соборы были величественны и нарядны: Успенский собор, Дмитриевский собор, княжеский замок в Боголюбове, Золотые ворота.
С распространением каменного строительства стала распространяться монументальная живопись, фрески, мозаики. В каждой церкви находились иконы, самая знаменитая – «Богоматерь Владимирская».
Существовала и книжная миниатюра. В 12-13 вв.живопись также была связана с росписью храмов, в основном фресками.
6. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в ХП-ХШ вв., Основные политические центры и пути их развития. Главной причиной раздробленности стал закономерный процесс возникновения частного землевладения. 1015 год – смерть Владимира. Киев занял Святополк, приказав убить братьев Бориса и Глеба. В 1019 г. Ярослав разбил Святополка и сам занял Киев. В 1024 году Русь была разделена на 2 части между Ярославом и Мстиславом. После смерти Мстислава в 1036 году Ярослав опять стал править один. 1036 год-смерть Ярослава Мудрого. До 1068 года-совместное правление Ярославичей. Далее усобицы, которые начались с поражения от половцев. Изяслав – Всеслав – Изяслав вернулся – Святослав (1073 г) – Изяслав (после смерти Святослава в 1076 г) – Всеволод (1078-1093г) – Святополк Изяславич (1093г) – 1097 год Любеческий съезд. Главное решение – каждый правит на своей земле, но Киев по-прежнему столица. – Владимир Мономах (1113г – 1125г) – Мстислав Великий (1125-1132) – распри между потомками Мономаха – окончательная раздробленность. Владимиро-Суздальская Русь. Вдали от торгового пути «из Варяг в Греки». Почти везде подзолистые почвы. Много леса – подсечное земледелие. Источник землевладения – княжеское пожалование. Первый самостоятельный князь – Юрий Долгорукий, сделал столицей Суздаль. Затем его сын – Андрей Боголюбский. Перенес столицу во Владимир. Изгнал старших дружинников отца и стал опираться на лично преданную младшую дружину. Бояре стали княжескими слугами. Власть Андрея распространилась и на Киев, который взял штурмом в 1169 году. 1174г – Андрей убит. Возникли усобицы. 1176 год – на престоле Михаил и Всеволод. Затем только Всеволод. Провозгласил себя великим князем, т.о. стало 2 великих княжения. После его смерти опять усобицы. Новгородская земля. Обилие болот, скудные почвы. Много лесов, пушного зверя. Расположение на пути «из Варяг в Греки» - развитие торговли с Европой. Река Вохов делила Новгород на 2 части: Софийскую и торговую, каждая состояла из концов – родоплеменных поселков. Решающая роль в городе у боярства – потомков местной родоплеменной знати. Экспорт – мед, воск, кожа, пушнина. Импорт – ткани, металлические изделия, предметы роскоши, сырье для ремесла. Власть в городе у Вече (300-500 чел, бояре и купцы). Избирало посадника, управлявшего хозяйством города, тысяцкого, управлявшего сбором налогов, городского архиепископа. Рядовое население избирало старост концов и улиц. Князь играл в системе городского управления формальную роль.С 1136 года князей стали приглашать, с ними заключали «ряд», договор. На имя князя поступала дань, выполнял функции судьи, мог руководить войском. Галицко-Волынская земля. Сначала Галиция и Волынь – отдельные области. Далеко от торгового пути, но связаны реками с Черным морем. Плодородные почвы, хороший климат – появилось пашенное земледелие, потом частное землевладение. Соперничество бояр и княжеской власти. Править в Волыни стал Давыд Игоревич, в Голиции – Василько и Володарь. Давыд ослепил Василько, съезд изгнал его. На Волыне укрепились Мономашичи. В Галиции после Володаря - Ярослав Осмомысл. Границы княжества раздвинулись. После его смерти на трон вступил сын Владимир, но бояре изгнали его. Потом он опять овладел престолом. После его смерти в 1199г. Галиция объединилась с Волынью во главе с князем Романом. 1205г – Роман умирает, начались усобицы. В 1238 году – Даниил Романович захватил власть. Последствия: ускоренный рост городов, расцвет культуры, упадок военного могущества.
7. Монгольское нашествие и установление ига. Русь и Орда: особенности взаимоотношений.
Начало 13 века – начало монгольских завоеваний.
1206-1211 гг – Чингисхан в Северной Азии
1211-1218 гг - Завоевания Северного Китая
1219 г – вторжение в Хорезм
Далее Закавказье, Северный Кавказ, Причерноморье, Крым. Завоевания половцев.
Половцы попросили помощи у русских. Те вышли навстречу монголам. Монголы заманили русских и половцев к берегам реки Калки.
1223 год – битва на Калке. Поражение русских.
1227 год – смерть Чингисхана. Преемник - Батый
1236 год – монголы разорили Волжскую Булгарию и половцев.
Декабрь 1237 г. – вторглись в Рязанское княжество. Рязань пала. Битва под Коломной проиграна.
1238 г – взяли Коломну, Москву, осада Владимира.
4 марта 1238 г – сражение у р. Сит проиграно. Торжок пал после осады. Монголы двинулись на Новгород, но повернули.
Осада Козельска.
Март 1239 г. – пал Переяславль
Октябрь 1239 г – пал Чернигов
Осень 1240 г – осада Киева, сражение внутри города, его падение. Захват Галицко-Волынского княжества.
Разорение Русской земли. 49 города из 74 разрушены. Утрачены многие ремесленные секреты. Прекратилось каменное строительство. Большая часть феодалов погибла. Смена вассальных отношений отношениями служебничества, усиление движения Руси к деспотическому правлению.
После нашествия Русь попала в зависимость от Золотой Орды. Монголы ограничились взиманием дани (“выхода”). Власть осталась в руках русских князей, подчиненных теперь воле ордынского хана. Они получали “ярлык” (т.е. подтверждение своих прав) на великое княжение. Ханы стремились превратить князей-вассалов в “служебников”, но князья всячески сопротивлялись.
8. Объединение русских земель вокруг Москвы. Освобождение от ордынского ига и формирование единого русского государства в 14-15 вв.
Возвышение Москвы. Тенденции: перенесение центра политической жизни в Северо-Восточную Русь; превращение княж. уделов в княж. вотчины (по наследству); установление вассальской зависимости от золотой орды; ослабление Руси, падение ее международного престижа; усиление церкви, ее роли в обществе; нарастание боярского сепаратизма. В 14 в. на Руси продолж. дробление. Князья беднели, уделы их стан. меньше, они замыкались в своих вотчинах, а с игом в таком виде не совладать, и сущ. угроза потери нац. незав-ти. С сер. 14 в. отдельные земли Вл.-Сузд. княж. начинают объединяться. В 14-15 вв. отдельные княж. ликвидируются, и начин. процесс создания единого русского гос-ва. И в Твери, и в Москве условия для объединения земель были одинаковы: геогр. положение, пересечение торговых путей, природа (леса), нет набегов. Почему же Москва? Первым моск. князем стал сын А. Невского Даниил. Ему удалось значит. расширить Моск. княжество. Сын его, Юрий Даниилович, и тверской князь повели борьбу за ханский ярлык на великое княжение. Сначала великим ханом стан. Михаил, тверской князь, но затем Юрий, женившись на сестре хана, получает ярлык. Вместе с татарами идет на Тверь и побеждает. С 1325 г. – Иван Данилович Калита стан. Моск. князем. Он был очень хитрый и жестокий. Присоединял земли любой ценой. Получ. от хана ярлык на великое княжение после разгрома Тверского восстания в 1327 г. По поручению хана проводится экзекуция над Тверью, Новгородом, Рязанью. Завоеванные княж. он обкладывает данью. Переносит из Владимира в Москву резиденции и великого князя, и митрополию. Пол-ку Калиты продолжили его сыновья. В 1340-1353 гг. в Москве правил Симеон Гордый. Ему удалось временно примириться с Тверью. Но у Москвы появ. новый соперник – Великое княжество Литовское. Литовские князья возгл. антиордынскую борьбу. Но в 1353 г. случилась страшная чума, кот. погубила Симеона и его сыновей. Второй сын Калиты – Иван Красный – правил недолго, и престол достался Дмитрию Донскому.Княжение Д. Донского. Итогом борьбы Москвы с Тверью стала докончальная грамота (договор), подписанная 1 сентября 1375 г. Согласно ей Михаил Тверской признал себя “братом молодшим”, т.е. вассалом моск. князя. Он не мог претендовать на великое Владимирское княж., вести самост. военные действия. Т.о. наметился историч. переворот – превращение самост. князей в удельных, а их княжеств – в уделы Московской Руси. Докончальная грамота имела антиордынский характер. Перелом наступил, когда 8 сентября 1380 г. русские одержали победу над Мамаем на Куликовом поле. Но в 1382 г. На Москву напали войска Тохтамыша. Он нанес огромный урон московскому княж. Москве опять пришлось платить дань, но завис-ть от Орды стала значительно слабее. В 1386 г. в орбиту московского влияния вошло Рязанское княж. В 1392 г. б. присоед. к Москве Нижегородское княж. Одновр. в руки Москвы перешли Муром, Городец, Таруса. Немногие князья Северо-Востока, сохранившие самост-ть, вынуждены б. повиноваться моск. князю Василию Дмитриевичу. После смерти Василия престол отошел его сыну – Василию II (Василий Темный). Во время его правления законч. т.н. феодальная война за княж. престол. В стране восстан. единовластие, но какой ценой? Заметно усилилась власть Орды. Москва становится столицей Северо-Востока Руси. 1480 год-окончательное падение ордынского ига. Иван 3 с 1476 года перестал платить ежегодный выход. На реке Угре русские победили, хан отступил.1478 год – присоединен Новгород. 1510 год – присоединена Псковская земля.
9. Иван IV Грозный. Формирование сословно-представительной монархии. Реформа 50-60 гг XVI в. Опричнина.
После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически гос-вом управляла его мать, Елена Глинская. 1538 год – смерть Елены. Время боярского правления. Пост. велась борьба за власть м/у боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских. В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Из рук моск. митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и др. знаки царской власти. Отныне великий князь Моск. стал наз. царем.
1549 год – Иван Грозный приблизил к себе новых советников – Избранную раду.
1550 год – принят новый Судебник. Усилил зависимость крестьян, ограничил произвол наместников и ввел наказания за должностные преступления, особенно за взятки.
1551 год – состоялся Стоглавый собор, решения которые были сведены в 100 глав. Уделил особое внимание совершенствованию нравов, искоренению пьянства, разврата, утвержден единый порядок исполнения церковных обрядов, единый иконописный канон.
Приказы – учреждения, ведавшие отраслями гос. упр-я или отд. регионами страны. В сер. XVI в. сущ. уже два десятка приказов. Военными делами руков. Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Оружейная палата (Арсенал). Иностр. делами управлял Посольский приказ, финансами – приказ Большой приход и т.д. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный гос. чиновник. Приказы ведали упр-ем, сбором налогов и судом.
Стала складываться единая система упр-я на местах. В 1556 г. кормления были отменены. На местах упр-е (сыск и суд по особо важным делам) было передано в руки губных старост (губа – округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост. Т.о., в середине XVI в. сложился аппарат гос. власти в форме сословно-представительной монархии.
Военная реформа: Ядро армии - дворянское ополчение. “Уложение о службе”. Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного война и являться на смотры “конно, людно и оружно”. В 1550 г. – создание стрелецкого войска. Появились служилые люди по найму, получающие денежное жалованье.
Ограничение местничества. Должности, которые занимал дворянин в юности, перестали учитываться в местнических спорах. 1560 год – пало правительство Избранной рады. Главная причина – разные представления о путях и способах централизации.
Опричнина. Стремясь окончательно утвердить свое единовластие, Иван Грозный ввел опричнину. В январе 1565 г. царь выехал в Александровскую слободу. Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел. Во втором послании,к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом реш. и добавлял, что к горожанам у него претензий нет. Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда это произошло, царь продиктовал свои усл.: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину вх. наиболее важные земли Центра, Юго-Запада и Часть Севера (поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом и экон. положении районы). Здесь поселились дворяне, вход. в опричное войско. Содержать войско должно было население земщины. В опричнине царем оставался Грозный, в земщине правила Боярская дума. И в опричнине, и в земщине сущ. свои приказы, казна, армия, но земщина должна была платить опричнине большой налог. В опричнине бояр начинают сгонять со своих земель, делить их земли, отправляя бояр за Казань. Происх. размельчание боярских земель (подрыв с/х). Гвардия опричников состояла из дворян. Они были одеты в рясы, под кот. скрывалась богатая одежда и острые ножи. Когда они соверш. набеги, к их седлам привязывали собачьи головы и метлы. Опричники много молились и убивали людей. Опричнина – форсированная централизация без достаточных для этого экон. и соц. предпосылок. В этих усл. власть пыталась компенсировать свою слабость террором. Опричнина способствовала усилению самодержавного правления, подрыву роли боярской аристократии, ухудшению пол-я крестьянства, к его большему закрепощению, окончанию боярского сепаратизма, она вызвала структурный кризис в стране (затрагивались все области).В 1572 году опричнина была преобразована в “Государев двор”.
1571-1572 гг. – нашествие хана Девлет-Гирея на Москву. Войска разделены на опричные и земские. Опричные войска не желают сражаться. В Итоге часть Москвы сожжена войсками хана. В 1572 году Иван Грозный объединяет войска. Крымцы разбиты. Осень 1572 года – отмена опричнины.