Эффективность деятельности государственных организаций: критерии и практика оценки.
Согласно К, деятельность государства, его политика – это деятельность гос. органов, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Эффективность управления – один из показателей совершенства управления, определяется путем сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение. Эффективность можно оценить путем соизмерения прибыли и затрат, но такая оценка не всегда корректна, т.к. не всегда выражается прибылью.
Под оценкой эффективности гос. управления понимают совокупность моделей и приемов по изучению и измерению фактических результатов гос. деятельности или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации.
Критерии и оценки используют для совершенствования процесса принятия решений, системы отчетности и определения качества госуправления в соответствии с потребностями, желаниями и ресурсами общества. Критерии бывают количественными и качественными. Выделяют следующие типы эффективности: 1) экономическую – как соотношение стоимости объемов предоставленных услуг (результатов) к стоимости объемов затраченных ресурсов; она отражает внутреннее положение дел в системе ГУ; 2) техническую – соответствие ГУ требованиям внешней среды с учетом влияния на состояние общества. Ее характеристики – оперативность и регулярность.
На практике эффективность не является единственным критерием, существуют и другие:1. Затратность или объем освоения бюджетных средств. Использовался активно ранее. Органы власти действуют в интересах общества, поступают рационально, но это постоянно увеличивает затраты государства. 2. Критерий простой результативности. Хорошо работает в условиях кризиса. Не берут в расчет затраты, если есть результат – то уже хорошо. 3. Критерий политической уместности, т.е. соответствуют ли действия политической ситуации.
Можно выделить специфику госдеятельности:наряду с финансовыми затратами (бюджетными средствами) должны учитываться социальные затраты (потери для населения в результате деятельности государства), которые должны иметь результат в денежном эквиваленте для населения. Поэтому минимум финансовых затрат и минимум социальных затрат (он может быть больше) надо рассматривать отдельно. Часто социальные затраты подсчитать очень трудно.
К дополнительным критериям относят процедурные и финансовые. Процедурные критерии предполагают, что есть стандартные правила процедур, соблюдение которых приводит к успеху. Финансовые критерии – это правила бухотчетноти и оформления бухдокументов. Особенность процедурных критериев состоит в том, что они не связаны с результатом, они характеризуют сам процесс, их проще установить, соблюдать и контролировать (например, документооборот).
Таким образом, полная комплексная оценка результатов деятельности ОГВ возможна на основе критериев эффективности, политической уместности, процедурных критериев. При этом влияние одного из них на общую оценку различно: если максимальная эффективность, то материальная ведет к экономии средств на предприятиях, социальная – возрастанию затрат на социальное развитие до кризиса, если процедурный максимум – то возникают организации, которые работают только на себя, если максимум политической уместности – то госполитика будет зависеть от высших должностных лиц без учета населения.
В современном мире эффективность деятельности - это основной критерий, применяющийся пси оценке государства и его органов, отдельных должностных лиц. Это не означает того, что не существует других критериев: эффективность - понятие экономическое, а деятельность публичной власти (ОГВ и ОМСУ} не всегда оценивается и не всегда может быть оценена в экономических категориях. Эффективной мы считаем деятельность, результатом которой является достижение поставленных целей с минимумом затрат. Однако е деятельности государственных органов экономическая эффективность играет подчиненную роль по отношению к социальной эффективности: достижение значимых для общества целей с минимумом социальных (значимых для населения) затрат. Затраты финансовые - это один из видов социальных затрат - речь идет о расходовании средств налогоплательщиков. Сложность и неоднозначность государственно-управленческой деятельности требует комплексного использования разных критериев оценки. Так, экономическая эффективность не может быть основным критерием оценки для социальных и образовательных программ: экономический эффект от их реализации скажется через десятилетия, но и тогда его сложно будет оценить однозначно. На практике управленческую эффективность, коей является деятельность государственных органов чаще всего определяется аналитическими и экспертными методами на основе сопоставления значений совокупности показателей Существует несколько основных типов оценок: оценка процесса выполнения, оценка результатов, оценка последствий, оценка экономической эффективности. Задача оценки эффективности в том, чтобы оценить управленческую деятельность ОГВ и предприятий государственного сектора; проводимую государственными органами политику; реализацию государственных программ; последствия проводимой политики и реализации государственных программ. Традиционные формы оценки эффективности государственного управления представлены политическим и административным контролем и являются результатами парламентских, публичных слушаний, отчетов руководителей и контрольных комиссий, результатами проверок кентрольно-счетной палатой и т.п.
2. Становление советской системы государственного и местного управления (1917-начало 1920-х годов).
Победа вооруженного восстания и арест Временного правительства создали необходимые условия для формирования новых органов гос. управления. Вторым Всероссийским съездом Советом рабочих и солдатских депутатов, который открылся вечером 25 октября 1917г. в Петрограде, Россия объявлялась республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежала Советам. До принятия Конституции Российской Республики в июле 1918г. не было твердо установленных норм представительства на Всероссийские съезды Советов. Одни губернии посылали 1 делегата от 125 тыс. жителей, другие избирали 2-х делегатов от уезда и по несколько человек от городских Советов. В перерывах между Всероссийским съездами Советов высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом гос. власти был Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), состоящий из: 1)Руководящий орган – расширенное заседание – пленум(1 раз в 2 недели); 2)Исполнительный орган – Президиум,состоящий из представителей партийных фракций. Он готовил материалы к заседаниям ВЦИК, в экстренных случаях, когда было необходимо принять решение, Президиум мог сам осуществить законодательные функции; 3)Рабочие органы – отделы,занимающиеся организацией текущей работы; 4)Военно-революционный комитет – получивший название ВРК при ВЦИК.
Второй съезд Советов создал временное рабочее и крестьянское правительство – Совет Народных комиссаров. Было образовано 13 комиссариатов (по Внешним делам, торговля, промышленность, почта и т.д.) Председатель Совета – В.И.Ленин. Контроль деятельности народных комиссаров и право их смещения предоставлялись Всероссийскому Съезду Советов и ВЦИК. ВЦИК принял Наказ-конституцию между ВЦИК и СНК, в котором устанавливалась обязательность утверждения ВЦИК всех законодательных актов и распоряжений Совнаркома, имеющих общеполитическое значение.
Важнейшей проблемой новой гос. системы было управление экономикой. 01.12.1917г. был образован Высший Совет народного хозяйства, который согласовывал деятельность центральных и местных хозяйственных Наркоматов и учреждений, разрабатывал планы развития экономики страны. На местах органами ВСНХ стали областные, губернские и уездные совнархозы.
Все высшие и центральные органы гос. управления функционировали временно до созыва Учредительного Собрания.Предварительная работа по подготовке к выборам была проведена Временным правительством. Результаты оказались ошеломляющими для большевиков – из 715 избранных депутатов всего 175 большевиков, что означало вотум недоверия советской власти. Большевики арестовывают лидеров партии правых эсеров и запрещают партию кадетов. Любые попытки присвоить себе функции гос. власти являлись теперь контрреволюционными. После непринятия на Учредительном собрании Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного Собрания.
Данная Декларация и резолюция «О федеральных учреждениях Российской Республики» были приняты на 3-ем Всероссийском съезде Советов и содержали положения о системе, полномочиях высших и местных органов гос. управления.
Высшим органом власти являлся Всероссийский Съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, ав периоды между съездами – ВЦИК.
Система судопроизводства и репрессивных органов.С ноября 1917г по июнь 1918г.СНК были приняты Декреты о суде. Вместо упраздненных судебных органов создавались местные суды, революционные трибуналы, окружные суды. Они выполняли функцию борьбы с контрреволюцией, саботажем и мародерством. Важнейшим репрессивным органом диктатуры большевиков стала Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем(возглавил Дзержинский).
Важнейшим событием в процессе становления системы гос. управления было принятие 10.07.1918г. 1-ой Конституции РСФСР.Высшим органом власти утверждался Всероссийский съезд Советов и ВЦИК(между съездами). ВЦИК образовывал правительство РФ – Совет Народных Комиссарови центральный аппарат по отдельным отраслям управления – Народные комиссариаты.
Конституция определила порядок организации власти на местах (на территориях – те же Съезды Советов и их исполнительные комитеты, в городах и деревнях – городские и Сельские Советы). В компетенцию Советов входило проведение в жизнь решений высших органов власти и решение местных вопросов.
Чрезвычайным органом в годы войны стал Совет рабоче-крестьянской обороныпо мобилизации сил и средств для обороны страны (в 20г. преобразован в Совет труда и Обороны). Создавались чрезвычайные органы, координирующие деятельность различных ведомств по укреплению Красной Армии. Условия войны повысили роль контрольных органов –Рабоче-крестьянской Инспекции(контроль за органами гос. управления, борьба с бюрократизмом, соблюдение законности). Насильное изъятие сельхозпродукции по продразверстке осуществляла Продовольственная Армия.
В октябре 1919г ВЦИК принял положение о Революционных Комитетах – временных, чрезвычайных органах власти на местах (чрезвычайные полномочия и вся полнота власти на местах).