Влияние реформ государственного управления 15-16 вв. на формирование российской государственности.
В 1547г. Иван IV принял титул царя и стал обладать всеми полномочиями государственной власти: законодательной, судебной, исполнительной и военной. Важнейшим органом гос. управления была Боярская Дума.С 1550г. все законы утверждались ею. При царе существовала Рада, куда входили приближенные к царю бояре и дворяне. Также был сословно-представительный законосовещательный орган – Земский собор (1549-1653), куда входили представители боярской аристократии и администрация. Собор созывался по решению царя и имел определенный состав. Окончательно сложилась система Приказов, они функционировали как органы центрального государственного управления с самостоятельными структурными подразделениями и административным аппаратом. Так, по Разрядному Приказу служилый получал оклад в зависимости от продолжительности и исправности службы. Поместный Приказ рассматривал составление всех учетных документов, выдачу жалованных грамот, тяжбы по земельным вопросам. Стрелецкий приказ руководил стрелецкими войсками, Посольский – занимался чужестранными делами, Хлебный – собирал хлеб с царских пашен и т. д. Важнейшим принципом получения чинов было местничество. 1565-1572г.г. опричнина – это репрессивная политика самодержавия, средство укрепления института самодержавия, это форсированный скачок в централизацию без объективных на то причин. Страна делилась на две части: опричнину и земщину. В 16в. система кормлений стала вызывать все больше нареканий. В Судебнике 1550г. осуждалась система взяток и даже была предусмотрена группа должностных преступлений, за которые наказывали. Для повышения эффективности управления в 1539-1541г.г. была проведена губная реформа,которая охватывала посад или весь уезд. Возглавляли новые органы губные старосты, которым помогали целовальники, выбираемые тягловым населением. В 1555г. издан указ о ликвидации кормлений и введении земского самоуправления. Земства создавались в станах, волостях, городах, слободах. Во главе их избирался излюбленный голова, позже земской староста.Их обязанностью было судопроизводство и сбор податей. В городах назначались царем городские приказчики, которые исполнял обязанности своевременного военного коменданта города.
Характерной особенностью Российского абсолютизма 17 века было прекращение деятельности органов сословного представительства – Земских соборов, губных и земских старост, а также ликвидация патриаршества и превращение церкви в часть государственного аппарата. По указу 1566г. жалованные земли разрешалось менять, сдавать внаем, передавать в приданное. В 1613г. в России установилась новая правящая династия Романовых. При Алексее Михайловиче (1645 – 1676гг.) появляется новый титул – самодержец. Меняются регалии царской власти. Появляется скипетр и держава, гос. знамя, была принята новая гос. печать. Утверждается герб Российского государства в виде двуглавого орла. В управлении страной царь, прежде всего, опирался на Боярскую думу, которая занималась законотворческой деятельностью, вопросами внешней политики, контролем Приказов, назначением должностных лиц. Из состава думы выделяется Расправная палата – высший орган судопроизводств России. В 1699г. была учреждена Ближняя канцелярия. Постепенно, со второй половины 17в., теряют свое значение Земские соборы. 17 век был периодом оформления приказной системы и началом её кризиса. В 17 веке существовало от 80 до 90 приказов, в которых к концу века было 4650 человек. Царь пытался навести порядок в их работе, принимались меры к их объединению, сосредоточению власти в одних руках, но это результата не дало. Крупные приказы делились на столы, а столы на повытья. Основной фигурой приказа был дьяк, затем подьячие (старшие, средние, младшие).
Важнейшим изменением системы местного управления было создание института воевод, которые назначались Разрядным приказом, утверждались царем и Боярской думой и подчинялись приказу, ведавшему данным городом и уездом. В ведении воевод находилась охрана правопорядка, борьба и пожарами, незаконным производством спиртных напитков, остальные уголовные преступления находились в ведении губных старост. В 1669-1684г.г. губные учреждения были ликвидированы временно, в 1702г. окончательно. В1699г. из воеводского управления было изъято посадское население и передано бурмистрам. В 17в. была сделана попытка формирования укрупненных территориально-административных единиц – разрядов, объединения групп пограничных городов с уездами. В определенной степени разряды подготовили появление губерний – главного звена между центральным и уездным управлением.
3. Порядок формирования и расходования бюджета муниципального образования.
Процесс формирования местных финансов неразрывно связан с особенностями организации бюджетного процесса на муниц. уровне. Муниципальный бюджетный процесс – это регламентированная зак-ом РФ, субъектов РФ, актами МО деятельность органов представ.и исполнит. власти МО, иных субъектов по составлению, рассмотрению, утвержд. и исполн. бюджетов МО, а также по контролю за их исполнением.
Согласно К. ОМСУ самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. В соответствии с БК РФ за ОМСУ закреплены две группы бюджетных полномочий: формирование, исполнение, утверждение местного бюджета и издание НПА, которые регламентируют все вопросы формирования и исполнения всей совокупности местных бюджетов на территории МО.
Формирование МБ. Осуществляется исполнит. ОМСУ - местной администрацией. Администрация проводит эту работу под руководством главы МО. Основой составления бюджета является: Бюджетное послание През-та, прогноз соц – экон развития и прогноз сводного фин. баланса МО на очередной год, основные направления бюджетной и налоговой политики МО на год, план развития МО сектора экономики на год. Испол. органы МО составляют проект бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение в ПО МСУ, осуществляют исполнение бюджета: сбор доходов бюджета, управление мун. долгом, представляют отчет об исполнение бюджета на утверждение ПО.
Рассмотрение и утверждение. Именно на стадии рассмотрения и утверждения Б реализуются исключительные права МО на утверждение МБ, Бюджетный кодекс в общих чертах регулирует процесс рассмотрения и утверждения МБ и актов, более подробно в НПА МСУ. По проекту решения о МБ проводятся публичные слушания. Публичные слушания носят открытый характер, вносимые рекомендации принимаются путем одобрения большинства участников слушания и направляются в течении 5 дней главе адм. для опубликования. Рассмотрение и утверждение МБ осуществляется ПО в двух чтениях. Дума рассматривает на заседании проект решения о бюджете в первом чтении не позднее чем через 30 дней со дня его внесения в Думу Главой ЕКБа. При принятии бюджета города в первом чтении утверждаются:
1) доходы бюджета в целом и сгруппированные в соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ;
2) общий объем расходов бюджета на очередной финансовый год;
3) дефицит (профицит) бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам бюджета на очередной финансовый год, источники покрытия дефицита бюджета.
Дума рассматривает на заседании проект решения о бюджете города во втором чтении не позднее чем через 20 дней со дня принятия его в первом чтении. При рассмо. проекта бюджета города во втором чтении утверждаются:
1) расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функц. классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов бюджета, принятого в первом чтении;
2) распределение бюджетных ассигнований по распорядителям и прямым получателям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета;
3) общий объем капитальных и текущих расходов;
4) другие показатели, установленные бюджетным законодательством.
Если МБ не утвержден до 1 января планируемого фин. года, расходование средств МО до утверждения бюджета производится по статьям Б истекшего фин. года ежемесячно в размере 1\12 суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребит. цен.
В развитии принципа гласности предусматривается обязательное офиц. опубликование проекта МБ, решение об утверждении МБ, годового отчета о его исполнении, ежеквартальных сведений о ходе исполнения и о численности мун. служащих ОМСУ, работников МУ с указанием факт.затрат на их денежное содержание. (новелла ФЗ 131).
Исполнение Б.исполнить бюджет – обеспечить полное и своевр. поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и профинансировать все запланир. расходы. Регул-ие исполнения Б осуществляется НПА МО, который опр-ет порядок исп-я МБ. Исп-ие МБ складывается из 2 блоков: исп-ие Б по доходам и исполнение Б по расходам.
По доходам:перечисление и зачисление доходов на счет МБ, возврат излишне уплаченных в МБ сумм доходов, учет доходов МБ и составление отчетности о доходах МБ. По поручению главы МО организация исполнения Б возлагается на фин. орган, который: осуществляет процедуру подтверждения бюдж. обязательств, определяет и регулирует объемы и сроки принятия бюдж.обязательств, совершает разрешительные надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов, осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению получателей бюджетных средств через систему лицевых счетов распорядителей и получателей. Исполнение МБ осуществляется на основе бюджетной росписи – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств. Распорядителем МБ средств является ОМСУ, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
Принцип казначейского исполнения бюджета:исключительным правом дачи распоряжения на списание бюджетных средств со счета Б в пользу ФЛ и ЮЛ обладает уполномоченный орган местной администрации, который предварительно проверяет все документы, являющиеся основанием для платежа.
Принцип единства кассы при исполнении МБ: зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирование дефицита Б и осуществление всех расходов с единого счета Б.
Ежемесячно не позднее третьего числа месяца, следующего за отчетным, орган фед. Казначейства и фин. Орган осуществляют сверку сумм кассовых поступлений в МБ.Глава Мо представляет в пред. Орган годовой отчет об исполнении МБ, информацию об исполнении МБ за квартал, полугодие, 9 мес. Текущего года.
Билет №25