Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 вв.
В период феодальной раздробленности русские государства подверглись нашествию монгольских орд, что привело не только к резкому снижению социально-экономического уровня русских земель, но и самым отрицательным образом сказалось на развитии русской государственности. Но именно в этот период появляются альтернативные варианты становления гос. управления: от автократической формы в Великом Московском княжестве до демократической, республиканской в Великом Новгороде. Практически сохранились старые вечевые порядки русских земель в составе Великого княжества Литовского.
В 10 -12 в.в. феодальные государства средневековой Европы распадаются. Древнерусское государство на рубеже 11-12 в.в. также входит в период раздробленности, т. е. феодальная раздробленность не была исключительно русским явлением. Причины этого: Во-первых, господство натурального хозяйства, отсутствие экономических связей. Во-вторых, рост вотчинной собственности, экономическое и военное усиление отдельных земель. В-третьих, усиление региональных корпораций военно-служилой знати, получающей часть доходов от сбора налогов и податей и не желающей с ними расстаться.В-четвертых, ликвидация внешней военной опасности (разгром половецких орд).
Древнерусское государство распалось на 12 -15 крупных феодальных княжеств, получивших название земли. Однако полного обособления княжеств не произошло, сложилась своеобразная федерация русских земель. Все князья были из дома Рюриковичей, и родственные связи бесспорно сплачивали региональные центры, к тому же Киевский князь номинально оставался главой государства. Общими были язык, религия, культура, экономически княжества не отгородились друг от друга.
Управление всех феодальных княжеств являлось почти полной копией дворцово-вотчинной системы периода единого Киевского государства. Теперь на региональном уровне воспроизводилась та же структура: земля и внутри нее мелкие княжества – волости.
Своеобразие Ростово-Суздальского (позднее Владимиро-Суздальского) княжества состоит в том, что в нем сложилась исключительно сильная княжеская власть, позднее этот регион стал колыбелью русского самодержавия. В отличие от других регионов фактически вся его территория стала княжеским доменом. Владимирские князья земли раздавали в условное (поместное) владениеслужилому дворянству из числа младшей дружины. Укрепляющееся дворянство несло всю гос. службу: в управлении дворцом (отсюда – дворянин), в войсках, судопроизводстве, внешних сношениях и т.д. Опора на дворян и горожан усиливали социальную базу власти князей – Всеволод Большое Гнездо впервые получил титул великого князя. Урожаи были низкие (почва, климат), поэтому фискальные проблемы могла обеспечить сильная военно-административная власть великих князей. Дворцово-вотчинная система управления Владимиро-Суздальского княжества фактически ничем не отличалась от предшествующей в Киевском государстве.
Иная ситуация сложилась в Галицко-Волынском княжестве. Княжеская власть в этом регионе появилась сравнительно поздно, при развитых феодальных отношениях, поэтому земледельцы-бояре из старой родоплеменной и новой знати обладали исключительной экономической и военной мощью, что ослабляло великокняжескую власть. Новгородская феодальная республика – высший орган вече,который осуществлял всю власть.
Основная обязанность князя – распределение дани, военные походы.
Система управления:
1) Вече – высший орган гос. власти с 1136г., носитель абсолютной власти, решало все вопросы (войны и мира, внутренние и внешние вопросы, выбирало должностных лиц, приглашало князей, утверждало законы, судопроизводство).
У вече была своя канцелярия – ларь, печать, существовал вечевой дъяк (отвечал за делопроизводство. Вел собрание с трибуны степенной посадник, оглашал повестку дня и руководил выступлениями. Решение оформлялось вечевым дъяком и хранилось в вечевой избе.
Сначала Вече проходило в улицах, где избирался уличанский староста, затем в концах (кончанский староста) и в пригородах. Решение было обязательно для низших вечевых собраний.
Реальной властью обладал совет господ (или оспод, »300-350 чел.) – это наиболее богатая часть знати, все должностные лица, почетные посадники, кончанские старосты, заместители князя и некоторые бояре. Главная их задача – подготовка проектов решений веча, совет фактически определял внутреннюю и внешнюю политику. Господу возглавлял архиепископ (до 1165г. – владыка), следил за деятельностью Веча (решение требовало согласия, духовного благословения), являлся хранителем гос. казны, эталонов мер, весов, скреплял печатью договора с иностранными государствами. Его двор был официальным правительственным центром, где хранился гос. архив. У него был собственный штат чиновников и плок (крупное воинское подразделение).
2) Посадник – впервые был избран в 1136г. вече (до этого назначался великим Киевским князем). Это высшее должностное лицо государства, избирался на неопределенное время из бояр и мог переизбираться. Его функции: созывал и руководил работой Веча, исполнял его решения (исполнительные функции), осуществлял судебные функции вместе с князем, вопросы внутренней и внешней политики. Посаднику подчинялась вся городская администрация.
3) Тысяцкий – помощник посадника, отвечал за народное ополчение, за сбор налогов, контролировал торговлю и торг, суд, следил за правильностью использования мер и весов, поддерживал правопорядок.
4) У посадника и тысяцкого существовал штат чиновников – приставы, бичи, подвойские, половники, изветники (выполняли разные административные и судебные функции, объявляли решение Веча, вызывали суд, производили обыски, фиксировали преступления).
5) Князь – занимал особое место в административной структуре, его призывало на престол Вече. Князь был военачальником, организатором походов, подчинялся посаднику (вместе с ним вел судопроизводство) и тысяцкому. Практически не имел никаких прав (с князем заключался особый договор, по которому он не мог объявлять войну, лишался права приобретать землю, не вмешивался в процесс избрания должностных лиц, мог уволить должностное лицо только с согласия Веча или по решению суда (признание Веча высшим судебным органом)