Государственная и муниципальная социальная политика: понятия, основные направления, разграничение полномочий.
Социальная политика охватывает все сферы экономических отношений в стране. Социальная политика Г д.б. единой. Социальными реформами принято считать коренные изменения в обязательствах Г перед населением. Направления:
- регулирование занятости
- стимулирование высококвалифицированного и производительного труда
- защита уровня жизни путем введения раз. форм компенсации при повышении цен, проведение индексации
- оказание помощи самым бедным семьям (поддержка беднейших слоев населения)
- выдача помощи на случай безработицы
- обеспечение политики социального страхования
- установление МРОТ
- развитие образования, охрана здоровья и окружающей среды.
Причины кризиса социальной сферы в России:
- отсутствие стратегии и ошибочная тактика в осуществлении СП государства;
- подсистема управления соц.процессами не встроена в общую систему рук-ва эк. развитием;
- слабая законодательная и нормативно-правовая база СП государства;
- заимствование зарубежного опыта без учета особенностей его применения в России;
- отсутствие прогноза изменений социальных проблем.
Две основные цели проводимых в России реформ в области СП: повысить уровень благосостояния населения двигаясь к рыночной экономике западного образца, расширить индивидуальные свободы и обеспечить защиту гражданских прав.
1. Общие вопросы политики доходов населения.
2. Политика в сфере труда и трудовых отношений:
- политика в области оплаты труда;
- социальное партнерство;
- охрана труда и социальное страхование;
- защита трудовых прав граждан;
- политика занятости при структурной перестройке экономики.
3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и слабообеспеченных слоев населения:
- пенсионное обеспечение;
- социальная помощь;
- социальное обслуживание населения.
4. Основные направления развития отраслей социальной сферы:
- охрана здоровья населения;
- физическая культура и спорт;
- образование;
- наука;
- культура;
- жилищная сфера.
5. Социальная защита отдельных групп населения – вынужденные мигранты, беженцы из районов экологического бедствия).
5. Миграционная политика:
- вынужденная миграция;
- защита прав и интересов соотечественников проживающих за рубежом.
Объект СП -: все население страны (акцент на соц.защиту малообеспеченных); основные структуры социально-трудовой сферы: образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, безработица, социальное партнерство, социальная защита, оплата труда, охрана труда, социальное страхование и пенсионная система т.д.
Субъекты СП – гос-во, государственные ведомства и учреждения, ОМСУ; внебюджетные фонды; общественные, религиозные, благотворительные, иные учреждения; коммерческие структуры и объединения; профсоюзы, профессиональные структуры социальной сферы; отдельные граждане, трудовые коллективы, благотворительные фонды, индивидуальные предприниматели. При През-те работает Совет по СП, комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии. В ГД работают комиссии по СП, по делам женщин, семьи и молодежи, по труду и социальной поддержке, которые на нормативном уровне формируют политику в этой сфере. Основными звеньями управления социальным развитием в России являются органы Министерства здравоохранения и социального развития, контролирующее по сути все направления СП. К вопросам мест.значения относятся образование и здравоохранение, в данных сферах ОМСУ также реализуют соц.политику.
Правит-во приняло «Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу» до 2010г. Социальные цели в ней определяются так: переход от патерналистской, как не оправдавшей себя, к субсидиарной модели гос-ва. Инструментами объективно обусловленной социальной политики становятся государственные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги.
Социальная политика МО:
Жилищная политика: предоставление жилья. Сущ-т мун. программы, ведутся списки очередников. Проблемы в плане жилищной сферы – это недостаточная обеспеченность жильем, качество жилья (3% ветхого жилья, хрущовки – истекает срок эксплуатации), дороговизна жилья, организационные вопросы (землеотводы, надо переселять из бараков). Регулирует Жилищный кодекс, Жилищное законодательство Свердл.обл. и г.ЕКБа.
Политика ЖКХ: Программа «Жилище – 2007» (коммерциализация, сбережение, т.е. счетчики, развитие конкурсных подходов в выполнении мун. заказов, усиление адресности, т.е. помощь только тому кто в этом действительно нуждается. Осн. направления деят-ти: нормативное регулирование, взыскание платежей в полном объеме, применение программ. Проблемы: износ около 70%, отсюда потери воды, тепла. Финансовые проблемы – несовершенство тарифов, низкая заработная плата работников ЖКХ.
Здравоохранение и образование – сохранение действующей сети школ и детских садов, реализация муниципальных программ «Кардиология» и «Онкология», организационно-методическая помощь, надбавки учителям и т.д., проблема – мало финансов, нет материальной базы (оборудование, парты), социальные заболевания (наркомания), социальная дифференциация (появление элитных учебных заведений).
1. Здравоохранение:
Проблемы: ориентация на развитие более дорогостоящей стационарной медицинской помощи (расход – до 80% средств) в ущерб первичным догоспитальным мед. услугам, недостаточная обеспеченность участковыми врачами, низкая оснащенность поликлиник диагностическим оборудованием, декларативность госгарантий бесплатной медпомощи, отсутствие долгосрочной программы развития здравоохранения, недоступность медицинских услуг и неудовлетворенность их качеством, высокие цены на предоставляемые в специализированных мед.учреждениях услуги.
Уже есть: пути развития здр. на среднеср. перспективу очерчены в таких документах, как Основы законодательства о здравоохранении, принятые в 1993 г.; Концепция развития здравоохранения и медицинской науки на период до 2010 г., утвержденная в 1997 г.; приоритетный национальный проект «Здоровье» включает в себя два направления: «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью». Мероприятия: дополнительная подготовка в 2006 – 2007 годах врачей, повышение зарплаты врачам общей практики и медицинским сестрам, Оснащение муниципальных учреждений здравоохранения диагностическим оборудованием и службы скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом, проведение дополнительной иммунизации и др.мероприятия. Однако программа имеет краткосрочный, тактический характер.
2. Поддержка семьи, детства, материнства и отцовства:
Проблемы: изменение репродуктивного поведения женщин (повышение доли женщин, родивших только одного ребенка, сокращение числа женщин, имеющих 3 и более детей), изменение уровня репродуктивного здоровья женщины (большое количество абортов отрицательно сказывается на репродуктивный потенциал, малая доля неосложненных родов), увеличение числа детей с функциональными отклонениями до 60% от общего числа, с хроническими заболеваниями.
Уже есть: принятие нормативно-правового акта, в рамках Нац.проекта «Здоровье» оплата медицинской помощи, оказываемой гос. и мун. учреждениями здравоохранения женщинам в период беременности и родов, массовое обследование новорожденных детей, один из эффективных способов раннего выявления наиболее распространенных врожденных и наследственных заболеваний, позволяющий обеспечить их своевременное лечение и остановить развитие тяжелых проявлений заболеваний.
3. Жилищная политика.
Проблемы: недостаточная обеспеченность жильем, качество жилья (3% ветхого жилья, хрущовки – истекает срок эксплуатации), организационные вопросы (землеотводы, надо переселять из бараков), дороговизна жилья для основной части населения и постоянно растущая стоимость за 1 м².
4. Поддержка престарелых и инвалидов:
Проблемы: низкий уровень пенсий, аналитики отмечают снижение социального бремени с гос-ва.
5. Условия труда и занятость:
Проблемы: низкий уровень минимальных гарантий в оплате труда; рост задолженности по з/плате; распространение скрытых форм оплаты труда; высокая дифференциация з/платы: между среднемесячной з/платой руководителей и остальных работников 8-10 раз.
6. Образование и культура: сокращение числа детских садов, библиотек, снижение контроля гос-ва в сфере образования, следствием чего является рост числа слабых вузов, взяточничество преподавателей, старение корпуса преподавателей; падение престижа аспирантуры; работа студентов и аспирантов не по специальности.
Решение проблем:
Самое главное!!! Все изменения должны носить долгосрочный, стратегический характер!!!!
Правит-во приняло «Основные направления соц.-эк.политики ПРФ на долгосрочную перспективу» до 2010г. Социальные цели в ней определяются так: переход от патерналистской, как не оправдавшей себя, к субсидиарной модели гос-ва. Инструментами объективно обусловленной социальной политики становятся государственные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги.
Билет №17