Эволюция института конституционного контроля в россии.

в отечественной научной литературе отсутствует комплексное исследование, посвященное непосредственно институту конституционного контроля. В литературе по общей теории права, по конституционному праву и по конституционному правосудию достаточно активно исследуются природа конституционного контроля за соответствием правовых норм Конституции, деятельность различных органов по ее осуществлению, но в основном специализированных судебных органов конституционного контроля.

После принятия Конституции 1993 года в Российской Федерации активизировались усилия научного поиска ответов на разрозненные проблемы конституционного контроля как в нашей стране.

Конституционный контроль - это деятельность системы компетентных органов публичной власти по обеспечению верховенства норм конституции в системе права, единства его применения, а также формированию конституционно правомерного поведения субъектов права на все территории Российской федерации;

Понятие объект конституционного контроля охватывает перечень тех вопросов и дел, которые имеют конституционно-правовое значение и лежат в основе конструирования правомочий органов конституционного контроля, методов его осуществления;

Институт конституционного контроля является структурно-функциональной системой, состоящей из писаной конституции, объекта конституционного контроля, системы органов, уполномоченных осуществлять конституционный контроль, субъекта, обладающий правом на обращение в орган конституционного контроля

Одним из путей совершенствования института конституционного контроля является уточнение его задач и функций (примирительной, защиты прав и свобод человека, превентивной, развития права и т.д.).

для конституционного контроля в Российской Федерации характерны следующие тенденции развития:

- расширение института конституционного контроля в географических параметрах;

- придание проблемам конституционного контроля статуса проблемы международного характера и

- расширение взаимодействия государств в данной сфере на международном уровне;

- придание конституционному контролю системности и всеохватывающего характера;

- опора государств, в которых институт конституционного контроля достаточно «молод», на опыт предшественников и

- решение поставленных задач более совершенней и эффективней;

- увеличение внимания со стороны общества, в частности субъектов, имеющих право на обращение в орган конституционного контроля, что находит выражение соответственно в увеличении количества рассмотренных дел; придание приоритета правам и свободам человека по отношению к иным социальным институтам; создание специализированных органов конституционного контроля в виде конституционных судов.

Система конституционного контроля в Российской Федерации находится в стадии становления, поэтому не достаточно ясно изложены их соотношения и субординация. В системе конституционного контроля ведущее место отводится Конституционному суду РФ, конституционным (уставным) судам РФ.

Решения Конституционного суда являются обязательными для всех органов ветвей государственной власти РФ, в том числе для конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

объекты конституционного контроля в мировом масштабе: законы, законы о конституционных поправках, пробелы в правовом регулировании, внутригосударственные договоры, международные договоры, акты исполнительной власти, акты органов местного самоуправления, действия должностных лиц в порядке их конституционной ответственности, организация, проведение и подтверждение итогов выборов и референдумов споры о компетенции между органами государства, создание и деятельность политических партий, о компетенции между органами государства и его регионами, конституционные жалобы, неясности в изложении статей Конституции. Из вышеприведенного перечня не все являются объектом конституционного контроля в современной России, и в настоящий момент есть необходимость дополнить установленный перечень в Российской Федерации: установить в качестве объекта конституционного контроля пробелы в правовом регулировании, акты органов местного самоуправления, так как наличие пробелов в правовом регулировании неблагоприятно отражается на правовой системе страны. А акты ОМС остались фактически бесконтрольными

Правовая основу ИКК: Конституция РФ, федеральные законы, акты Президента РФ, акты Правительства РФ и Совета Федерации, Конституции (уставы) субъектов, специальное законодательство субъектов.

Анализируя роль каждого нормативно-правового акта в становлении правовых основ конституционного контроля можно выделить ряд ключевых нормативно-правовых актов, каждый из которых знаменовал определенный этап в становлении конституционного контроля:

1)законодательство в области КК до принятия Конституции 1993 года; 2) Конституция РФ; 3) ФЗ «О Конституционном суде РФ»; 3) ФКЗ «О судебной системе РФ»; 4) Законодательство субъектов РФ в области органов КК.

Однако законодательство достаточно несовершенно, особенно в части касающейся взаимоотношений Конституционного суда РФ и органов КК субъектов и механизма исполнения решений КС РФ.

На основании сложившихся в мировой практике системы органов конституционного контроля в России функционируют следующие неспециализированные органы конституционного контроля: президент, парламент, Уполномоченный по правам человека, прокуратура, арбитражные суды и суды общей юрисдикции, Министерство юстиции. В качестве специализированного органа конституционного контроля создан Конституционный суд. А также согласно ФЗ «О судебной системе РФ» законодательством субъектов учреждаются свои органы конституционного контроля.

Проблемы: неоптимальная организационно-управленческая модель деятельности КС РФ; неурегулированность, взаимоотношений органов КК субъектов Федерации и КС Российской Федерации; наличие пробелов правового регулирования в сфере института КК РФ; отсутствие механизма исполнения решений КС

Недостаточный учет двойной природы специализированных органов конституционного контроля (судебный и контрольный) на практике приводит к предложениям о необходимости передать функции и полномочия КС РФ Верховному суду РФ. Равным образом в субъектах Федерации функции конституционных (уставных) судов предлагается передать федеральным судам общей юрисдикции. Аргументом выдвигается целесообразность объединения трех судебных систем, укрепления независимости судебной власти и ее самостоятельности как целостной единой структуры.

Однако передача функций и полномочий КС РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации Верховному суду и судам общей юрисдикции предполагает необходимость полностью перестраивать сформированную структуру органов КК; не совпадает с общемировными тенденциями формирования специализированных судебных органов КК; потребует существенных материальных затрат; приведет к временному отсутствию судебного КК в нашей стране или его неполному осуществлению в переходный период, что может негативно сказаться на эффективности КК как в отношении охраны К РФ и разрешении споров между ее ОГВ, так и в отношении защиты прав и свобод человека и гражданина.

Причинами медленного становления судебных органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации выступают: несовершенство и неполнота федерального и регионального законодательного регулирования, нехватка материальных и финансовых средств в ряде субъектов Федерации на должное обеспечение деятельности конституционных (уставных) судов, а также незаинтересованность ВДЛ субъектов Федерации в создании соответствующих органов, контролирующих, прежде всего, их деятельность. Кроме того, ситуация осложняется фактической факультативностью создания конституционных (уставных) судов субъектов РФ, так как федзаконодательство не устанавливает обязанность создавать конституционные (уставные) суды. Даже закрепление соответствующих норм в конституции (уставе) субъекта Федерации не гарантирует реального создания и функционирования названных органов. В этой связи требуются совместные усилия федеральных и региональных органов государственной власти для устранения этих причин в целях

4. Виды защиты К.: 1) непосредственная защита (народ в целом и каждый гражданин – Германия, Словакия); 2) неспециализированный конституционный надзор (некоторые органы, вместе с выполнением других задач – омбудсман, прокуратура); 3) конституционный контроль (специализированные органы принимают обязывающие решения – конституционный суд)

Наши рекомендации