Основные проблемы PR в системе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, перспективы их разрешения.
PR – как cочетание искусства и науки, достижение гармонии общественных отношений
PR – как сфера деятельности (состоит из всех форм планируемой коммуникации во вне и внутри, между орг-ией и общественностью для реал-и спец.целей, направленных на дост.взаимопонимание)
PR – как ƒ управления коммуникациями = управление обш.отн-ями
PR – как стратегия управления коммуникационным пространством
PR – как система (связи с различными группами общественности – с избирателями, СМИ, полит. партиями, профсоюзами, международными организациями, лоббистская деят-ть, избирательные техн-ии, кризисный PR …
ƒ (особая) PR – формир-е положит.publicity
Для принятия решений ОГВ и ОМСУ должны иметь максимально возможный доступ к информации о состоянии как внутренней, так и внешней среды, поэтому любой из этих органов должен иметь в своем составе элементы, обеспечивающие прием, обработку и анализ поступающей информации (сведения об окружающем мире и происходящем в нем процессах). Для обеспечения этими сведениями, а также для обработки поступающей информации в ОГВ и ОМСУ создаются специальные подразделения (пресс-центры, информационно-аналитические управления, управления по связям с общественностью, пресс-службы и т. д. ), разрабатываются специальные технологии, рабочие места оснащаются современной компьютерной техникой с возможностью получать необходимую информацию.
Коммуникации - система взаимодействия. Которая обеспечивает не только прохождение информационных потоков, но и методы, способы соединения элементов системы. Процесс коммуникации - отправка информации (формулировка задачи, координирование, передача) - получение информации (прием, раскодирование, восприятие, интерпретация) - принятие решения (удовлетворение, отказ, промежуточное решение) - обратная связь. Методы соединения сторон: вертикаль (начальник-подчиненный), горизонталь (партнеры, равные). Типы коммуникаций: колесо (получатель информации в центре), круг, цепочка. Коммуникации по стилю бывают открытые и закрытые. Без коммуникации и PR (связи с общественностью) в настоящее время не возможно нормальное существование как ОГВ так и МСУ. Население тоже должно знать что твориться в этих структурах. Связь с общественностью может происходить разными способами: обращения в названные органы, встречи с общественностью, встречи с избирателями, прямой диалог, различные информационные программы, организуемые этими органами.
Информационное обеспечение можно представить как совокупность трёх составляющих:
- собственно информация;
- коммуникация – процесс обмена информацией между субъектами. Отправка – получение – принятие решения – обратная связь;
- средства приёма, передачи, обработки и хранения информации.
Госуправление предполагает установление и эксплуатацию целенаправленных коммуникаций, осуществляющих связь с различными группами общественности – с избирателями, СМИ, полит. партиями, профсоюзами международными организациями. Для поддержания связи существуют технологии в диапазоне от общения с узким кругом людей до массовых средств коммуникаций с неограниченной аудиторией. Общественное мнение – это тип массового общественного сознания по общезначимым проблемам. Оно бывает положительным, отрицательным и др. В плюралистическом обществе привычными каналами и формами его выражения служат выборы органов власти, участие масс в законодательной, исполнительной, судебной деятельности, СМИ, собраний, манифестаций. СМИ закономерно включены в систему госуправления, обретая 2 информационных потока: сверху – от органа власти и снизу – обратная связь с общественностью.
Основные направления деятельности служб связи с общественностью в ОГВ состоят в следующем:
1. Информирование общественности о деятельности ОГВ, о существе принимаемых решений, мониторинг общественного мнения.
2. Взаимодействие с территориями.
3. Анализ и прогнозирование общественно-политического процесса.
4. Гражданское просвещение и развитие у людей чувства сопричастности.
5. Формирование положительного образа ОГВ и вида госслужбы.
Коммуникация по направлениям: вертикальная (начальник – подчинённый), горизонтальная (партнёры, равные), диагональная (бывает и такое, когда 1 начальник решает вопросы с подчинёнными другого начальника).
Типы коммуникационных связей: колесо (получатель информации в центр н.р. пресс-служба мэрии), цепочка (лист согласования), между членами группы, созданной для решения определенных задач.
Стили коммуникаций: открытый, закрытый, замкнутый, компромиссный, сотрудничество.
Особенности в госуправлении:
- не вся информация общедоступная, доступ к закрытой информации;
- обязательность предоставления запрашиваемой информации для ОГВ.
Проблемы:
- необходимость существования единства информационно-аналитического обеспечения всех органов власти;
- необходимость оперативного доступа к информации и реагирования;
- необходимость единства показателей и формы подачи информации на всей территории.
Здесь могут использоваться разнообразные инструменты коммуникаций: СМИ, компьютерные сети, агитация, пропаганда, технология воздействия на формирование общественного мнения.
В настоящее время еще одной распространенной формой связей с общественностью стали публичные слушания, где происходит обсуждение проекта бюджета, отчета об его исполнении, установление правил землепользования и т. д. и это законодательно закреплено. Существуют также прямые диалоги власти с населением. Общение Президента, Губернатора, Главы МО с населения через Интернет и т. п.
Различия по целям. Цели ПР - структуры государственного управления многообразны, чаще всего носят неэкономический и обобщенный характер, а для коммерческого ПР характерно способствовать достижению главной цели организации - прибыли.
Различия по ресурсам. Отношения в коммерческой сфере строятся на договорной основе, в качестве основополагающего фактора выступают финансовые возможности предприятия, что позволяет им использовать и инструменты рекламы для достижения поставленных целей. Государственные органы обладают большими информационными ресурсами, а в отношении финансовых, человеческих, технических часто возникают проблемы из-за их недостаточности. Но государственные органы, взаимодействуя с общественностью, могут воспользоваться принудительными рычагами.
Различия по ответственности. Ответственность в коммерческой сфере связана с внутренней составляющей компании - непродуманная ПР - кампания может привести к разорению. В государственном секторе ответственность носит внешний характер, то есть государство в свих действиях и решениях ответственно перед обществом, что с одной стороны говорит о более размытых требованиях, но с другой стороны эту размытость компенсирует необходимость следовать закону, который более тщательно регулирует государственную сферу, чем коммерческую.
Различия в мотивах. В государственных организациях основным финансовым источником выступает государственный бюджет, поэтому информационная политика ориентирована прежде всего на аудиторию, занимающуюся распределением средств, а побудительным мотивом является желание улучшить отношения с источником средств и получить дополнительные фонды. Другой мотив состоит в том, чтобы обоснованно распределить бюджетные средства, выделенные на ПР - мероприятие, так как денежные потоки слишком контролируются. В коммерческих организациях в качестве мотива выступает предпринимательский успех.
Различия в окружении. Для государственного управления характерен особый стиль отношений с общественностью и средствами массовой информации, определяемый обоснованным стремлением общественности знать через СМИ все, что происходит в государственных учреждениях. Большое влияние на государственную деятельность оказывает взаимодействие с общественными организациями и осуществление лоббистской деятельности. Решения коммерческих предприятий менее часто и не так регулярно обсуждаются в прессе, более того пресса оказывает меньшее влияние на принятие коммерческих решений. Чаще всего интерес у СМИ к частному бизнесу возникает в период кризиса или исключительных обстоятельствах, поэтому частный сектор вынужден использовать различные ПР - технологии по усилению новостей компании. Также СМИ ожидают, что предприниматели будут взаимодействовать с ними на коммерческой основе.
Сегодня частные агентства по связям с общественностью довольно часто реализовывают локальные ПР - проекты для государственных структур. Стали нормой проведение тендеров на право работать на государство, например, тендер на лучший проект ПР - обслуживания Центробанка. Учреждаются специальные управления самих правительственных или государственных структур. Негативные моменты имеют и частные фирмы, работающие на государство, и государственные ПР - управления, так как первые не обладают необходимыми ресурсами для решения задач на общегосударственном уровне, а вторые - недостаточно скооперированы, и, следовательно, неэффективны.
Одним из способов решения подобной проблемы является создание крупных акционерных ПР - агентств, где учредителями (50%/50%) являются государство и частные лица, высокопрофессиональные специалисты по связям с общественностью. (Такая система организации и использования капиталов успешно апробирована на ОРТ). Аккумулировав финансовые ресурсы частных лиц и информационные - государства, подобное агентство будет в состоянии реализовывать проекты и программы в масштабах страны.(13)
Билет №14