Изменения в уставах отражают изменения
- в структуре ОМС, полномочиях ОМС и выборных должностных лиц местного самоуправления.
- приведения уставов МО в соответствие с законами S РФ (везде решали по-разному), касающихся административно-территориального устройства, статуса депутата п/о МСУ, глав МО и выборных глав администраций поселений, сельсоветов, вопрос о порядке формирования местной администрации характер взаимодействия п/о органа и глав администраций
- в терминологии: «муниципальная администрация» → «администрация муниципального образования», «глава администрации» → «глава МСУ»
- усиление роли п/о МО наделение правами по утверждению зам. главы администрации и иных руководителей испол. органа МСУ, а также по оставлению за собой права назначения главы администрации МО в случае досрочного сложения им полномочий
Изменения обоснованы принятием НПА:
1995 ФЗ-154: разграничил полномочия Федерации и ее S в сфере МСУ. Закон предусмотрел возможность временного (до принятия соответствующих законов) регулирования отдельных отношений уставами МО.
1996 ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в ОМС»:
- если S не принял закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;
- если п/о или мест. референдуе не принял устав муниципального образования;
- если в МО отсутствует выборный п/о МСУ;
- если полномочия ОМС осуществляются ДЛ, назначенными ОГВ;
1997 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»:
принципы организации местных финансов, источники формирования и направления использования финансовых ресурсов МСУ, основы бюджетного процесса в МО и взаимоотношения ОМС с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав ОМС
1997 ФЗ «О приватизации гос. имущества и основах приватизации муниципального имущества в РФ»
1997 ФЗ «Об основных направлениях реформы МСУ в РФ»
1998 ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ»
1999 Указ Президента «Об утверждении Основных положений гос. политики в области развития МСУ в РФ
Значительная роль в развитии правовых основ МСУ принадлежит S РФ, обладающим большими полномочиями в сфере правового регулирования МСУ → разнобой!
В то же время практика реализации МСУ выявила ряд серьезных недостатков и нерешенных проблем. В ряде субъектов РФ полноценные ОМС так и не были сформированы и сохранилась практика назначения глав городов и районов рег. президентами и губернаторами. Изменения в налоговом и бюджетном законодательстве существенно подорвали финансовую базу МСУ и превратили большинство МО в дотационные. На ОМС был возложен значительный объем государственных полномочий, не обеспеченных финансированием.
ФЗ № 131:МО обязано иметь Устав – НПА, систематизирующий все принципы и основные начала организации и деятельности местных органов власти, который не должен противоречить НПА РФ и S РФ и является базой для НПА локального уровня, где конкретизируются детали МСУ с учетом местных условий.
Устав - акт высшей юридической силы в системе мун. правовых актов, имеет прямое действие и применяются на всей территории МО. Иные мун. правовые акты не должны противоречить уставу МО и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). Определяет:
1) наименование МО; 2) перечень ВМЗ; 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении ВМЗ, в том числе путем образования органов ТОС;
4) структура и порядок формирования органов МСУ;
5) наименования и полномочия выборных и иных органов МСУ, должностных лиц МСУ;
6) виды, порядок принятия (издания), оф. опубликования и вступления в силу мун. правовых актов;
7) срок полномочий ПО МО, депутатов, членов иных выборных ОМСУ, выборных должностных лиц МСУ, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
8) виды ответственности ОМСУ и ДЛ МС, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных ДЛ МСУ, досрочного прекращения полномочий выборных ОМСУ и выборных ДЛ МС;
9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля его исполнением в соответствии с БК РФ;
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав МО.
Уставом МО регулируются иные вопросы орг-ии МСУ в соответствии с ФЗ и З субъектов РФ.
Устав МО принимается ПО МО, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.
Проект устава МО, проект мун. правового акта о внесении изменений и дополнений в устав МО не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава МО, внесении изменений и дополнений в устав МО подлежат офиц. опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного ПО МО порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного мун. правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
Порядок принятия и регистрации:
1. Инициирование (граждане не менее 1 % (?), представительный ОМС, глава МО, политические партии).
2. Принятие. В ПО МС – 2/3 голосов от установленной численности депутатов
3. Регистрация.
4. Действие устава начинается после его опубликования (обнародования).
Изменения и дополнения, внесенные в устав МО и изменяющие структуру ОМС, полномочия ОМС и выборных ДЛ МС, вступают в силу после истечения срока полномочий ПО МО, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
Правовая природа и суть гос. регистрации уставов МО заключаются в следующем. Во-первых, гос. регистрация придает уставу МО статус официального документа. Во-вторых, гос. регистрация включает проверку устава МО на соответствие КРФ, фед. и рег. з/д, что позволяет обеспечить его законность. В-третьих, гос. регистрация уставов МО способствует контролю за соблюдением прав граждан в МО
Билет №10