Признаки дуалистической федерации
1. Сферы законодательных полномочий (по Конституции)
- список исключительных полномочий федерации
- список запретов для субъектов
- презумпция компетенции субъектов
2. Независимые системы ОИВ у федерации и у субъектов, четкое разграничение полномочий
3. Бюджетный федерализм: редкие федеральные гранты и программы, в остальном – взаимная независимость
4. Примеры США, Австралия
В основе конституционной модели лежит принцип дуалистического федерализма. Формально, если следовать логике К, фед. органы и органы штатов независимы. С момента избрания президента и конгресса США — институтов, формируемых на основе выборов, проводимых по штатам, — связь между ними обрывается. Формально предметы ведения союза и штатов разграничены достаточно жестко. Конституционной линией, разделившей их, служит перечень вопросов, отнесенных к компетенции конгресса: регулирование междуштатной и внешней торговли, чеканку монеты и определение ее стоимости, установление мер и весов, учреждение ФОВ, набор и содержание армии и военно-морского флота, ведение межд. дел, организацию почтовых служб, регламентацию авторского права и вопросов предоставления гр-ва, управление террит. владениями США.
Этот перечень дополнен принципом “подразумеваемых” полномочий, кот.наделяет конгресс “правом издавать все законы, которые необходимы и уместны для приведения в действие вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, предоставленных наст. Конституцией пр-ву Соединенных Штатов”. → искл.права Конгресса в области финансов и авторского права, свод уголовного законодательства, карающего за нарушения фед. права.
→широк. толкование нормы о регулировании междуштатной торговли (вопросы торгового и трудового права, охраны природы) → верховенство федерации и фед. законодательства во многих областях соц.-эк. и политической жизни
сфера “совпадающих” прав федерации и штатов: законотв-во и правоприм-е в области гр. прав, налогообложения, регламентации деят-ти корпораций, обеспечения “всеобщего благосостояния” (без паритета, приоритет у федерации)
не подлежат регламентации со стороны федерации и штатов облагать налогом экспорт, жаловать дворянские титулы, допускать рабовладение, нарушать соответствующие требования Билля о правах. Кроме того, федерации запрещается вводить прямые налоги безотносительно к численности населения штатов, устанавливать дискриминац.косвенные налоги, предоставлять торговые привилегии, изменять границы штатов без их согласия.
Штаты, в свою очередь, не вправе заключать межд. договоры и соглашения с другими штатами без согласия конгресса, чеканить монету, содержать войска в мирное время, принимать законы, нарушающие обязательства по договорам, а также фед. К, законы и договоры, принятые или заключенные на ее основе.
В самом тексте Конституции сфера компетенции штатов не закрепляется. За органами власти штатов сохраняется “остаточная” компетенция, т.е. те вопросы, которые не отнесены Основным законом и практикой его толкования к ведению федерации и не включены в число специальных ограничений и запрещений.
Формально в вопросы ведения штатов вмешиваться конгресс не вправе. В действительности же дело обстоит не совсем так. На территории штатов могут вводиться войска в случае внутренних беспорядков и необходимости защиты фед. законодательства от самих штатов. В фед. судах может быть возбуждено угол. преследование должностных лиц штатов, виновных в нарушении фед. права.
Но наиболее мощной остается “власть кошелька”. Согласно К, “конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, каким бы ни был источник их поступлений”. Используя это право, конгресс в 1986 г. с принятием закона о реформе налогового права лишил штаты целого ряда бюджетных источников. Увеличилась зависимость штатов от программ оказания помощи, которые принимает конгресс. Финансовая же помощь со стороны федерации сопровождается рядом условий, которые позволяют конгрессу реально влиять на политику в штатах
американский бюджетный федерализм - децентрализация бюджетных полномочий, дем. характер отношений между уровнями власти, доказанная практикой способность к знач. изменениям (адаптивность).
- относительная гибкость, прочность и устойчивость. В соответствии с гос. устройством США система гос. финансов страны делится на три уровня: федеральный, уровень штатов и уровень местных органов власти. Важная особенность: большая часть расходов на каждом из уровней финансируется за счет собственных источников поступлений. При этом в конце XX века за счет федерального бюджета обеспечивалось в совокупности 60-65 процентов государственных расходов по всем уровням.
Деление доходов и расходов по уровням между собой совпадает не всегда. Ибо в течение длительного “дефицитного” периода (1969 -1998 финансовые годы) практически весь дефицит по консолидированному бюджету ложился на федеральные финансы. Через фед. бюджет сейчас перераспределяется 19-20 процентов ВВП (около 2 трлн долл.), через консолидированный - 30-32 процента, но еще 12-13 процентов ВВП “весят” фед. налоговые льготы. Так что гос-во на всех уровнях прямо влияет на распределение 43-44 процентов ВВП.
Основная доля бюджетных доходов каждого уровня - налоги. Виды взимаемых налогов, их ставки, суммы сборов распределяются по уровням так, чтобы оптимально удовлетворить потребности страны и граждан, избегая в то же время чрезмерного налогового бремени. Структура и размеры всех доходов и расходов складывались десятилетиями. Они определяются экономическими и политическими целями, которые формируются руководством страны на основе разработанных концепций национальных интересов.
В США, как федеративном государстве, существуют три бюджетных уровня: гос.(фед.) бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты. Налоговые поступления являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней, но их характер очень различен. Так, доходная часть федерального бюджета США в основном формируется за счет прямых налогов, что же касается бюджетов штатов, то их доходная часть формируется, прежде всего, за счет косвенных налогов.
Некоторые налоги собираются на всех уровнях (но по разным схемам и ставкам), некоторые - только на одном из уровней. На каждом уровне основу бюджетных доходов образует “опорный налог”. В федеральном бюджете это подоходные налоги (индивидуальные дают 42-47 %, налоги с корпораций - 9-12 % всех поступлений). Главный доход штатам дает налог на продажи (28-29 % совокупных поступлений по всем штатам). До 23 % всех поступлений образуют суммы финансовой поддержки из федерального бюджета. Ею охвачены в разной степени все штаты.
Особенность американской системы заключается в том, что полномочия в области налогообложения всех штатов и федерального правительства практически независимы.
В США широкое распространение получил следующий подход: обеспечение сбора налогов на так называемые мобильные объекты обложения (заработная плата, предпринимательский доход) на федеральном уровне. Это связано с попыткой некоторых регионов переложить налоговое бремя на соседний регион.
В бюджетах местного уровня около 29 % совокупных поступлений по всей территории США дают налоги на имущество. До трети всех средств местные бюджеты получают от правительств штатов плюс еще 5-6 % - из фед.бюджета. Бюджетная помощь обычно носит программно-целевой характер. В частности, федеральная помощь направляется, как правило, на финансирование программ образования, здравоохранения, социальной помощи. Еще при Рональде Рейгане федеральному центру пришлось осуществить болезненное с точки зрения социальной стабильности сокращение доли субсидий федерального правительства в доходах штатов.
Основные статьи расходов на каждом уровне свои. На фед.это общенациональные задачи - оборона, базовое социальное обеспечение, международные проблемы, фундаментальная наука и т. п. На уровнях штатов и местной власти расходные статьи максимально приближены к функциям жизнеобеспечения населения. Прежде всего это образование и содержание библиотек, социальные пособия, здравоохранение, полиция и исправительная система, дороги, пожарная охрана и коммунальное хозяйство.
Сложившаяся в США система Бюджетного федерализма не идеальна, работает с напряжением, подвергается критике. Но в целом выполняет поставленные задачи удовлетворительно.