Реформирование российской бюрократии: правовая основа, реализация, проблемы.

Бюрократия- власть, влияние руководителей и чиновников аппарата (слоя служащих). Как необходимый элемент управления бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи иерархичность, разделение труда и ответственности, регламентация в осуществлении формальных функций

Цель реформирования:рационализация, компетентность, системность в принятии и реализации решений, предсказуемость. Но есть и отрицательные элементы: нет гибкости, инициатива наказуема, корпоративизм.

Направления реформ:административная реформа, реформа госслужбы, т.е.:

- приведение законодательства о госслужбе в понятный вид

- реализация положения Конституции о доступности госслужбы, подготовка кадров, компетентность, конкурс, резерв на замещение вакантных должностей, защищенность чиновника.

- превращение отношений из «власть - подчинение» в горизонтальные «власть-клиент

- формирование корпоративной культуры

-борьба скоррупцией (нормативное закрепление описания всех действий госслужащих, усиление ответственности, повышение денежного содержания, прозрачность госслужбы, контроль, в т.ч. через СМИ, общественный контроль)

Правовая основа:

1995 г. Указ Президента РФ «О борьбе с коррупцией»

2008 г. ФЗ № 273 «О противодействии коррупции»

Постановление Правительства РФ «О проведении антикоррупционных экспертиз НПА»

Административная реформа.

Проблемы:

1. Отчуждение от человека. Бюрократия призвана решать проблемы людей. Обезличенность подхода к клиентам помогает соблюдать их равноправие, однако лишает при этом людей их уникальности. Любая проблема подстраивается под единый для всех шаблон и решается принятым ранее образом. В результате происходит дегуманизация и превращение человека в стандартное «дело» на столе у чиновника.

2. Ритуализм. Стандартная процедура принятия решений зачастую, проходя все необходимые инстанции и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным. Для описания этой ситуации Р.Мертон ввел специальный термин – «бюрократический ритуализм», обозначающий такую поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации.

3. Инерция. Хотя бюрократия создается для решения определенных проблем, это не означает, что когда эти проблемы будут решены, то организация перестанет существовать. Как и любая другая организация, бюрократия стремится к самосохранению, но в отличие от других структур, бюрократическая имеет больший опыт и большие возможности для того, чтобы не допустить свой роспуск. В результате бюрократическая организация может функционировать уже вне зависимости от ранее поставленных перед ней целей.

Широкое развитие бюрократической власти приводит к тому, что бюрократ становится «хозяином» над теми людьми, которыми он должен руководить. В этих условиях расцветает коррупция.

Для уменьшения негативных последствий бюрократизации управления необходима система внешнего контроля за деятельностью чиновников – со стороны граждан (клиентов бюрократии) и/или руководителей. Как правило, оба эти метода сочетаются: гражданам предоставляют право жаловаться на бюрократов в правоохранительные органы, хотя и эти органы сами могут подвергнуться бюрократическому перерождению. Трудность организации контроля над бюрократией является весомым аргументов сторонников анархии, стремящихся отказаться от деления общества на управляемых и профессиональных управляющих. Однако на современном этапе развития общества отказаться от профессионализации управления не представляется возможным. Поэтому некоторая бюрократизация управления воспринимается как неизбежное зло.

Критика бюрократии (либеральные политики, школа “общественного выбора”, пресса) и развитие альтерн. схем управления (теория менеджмента) постепенно ведут к тому, что на смену бюрокр. упр-ю приходят др. способы орг-ии управл. деят-ти. Они сводятся к след. ключевым вопросам:

Мотивация и стимулирование

Децентрализация

Эффективность

Разгосударствление

Гибкость (обучаемость, стратегичность, многосторонность, реактивность).

См. билет 4.2. стр.15

Наши рекомендации