Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах государственного устройства.

Форма государственного устройства — способ террит. орг-ии гос-ва или государств, образующих союз. = внутр. деление гос-ва на состав.части — адм.-территор. единицы, автоном. политич. образ-ия или суверен. гос-ва. = правовое понятие, характеризующее закон. или конст. оформление отношений м/у центром(ВО ГВ и ГУ) и периферией(террит. ОВ и ОУ). = правовое оформлении взаимод-я м/у гос-ом и иными терр. S публичной власти, или между нацией (народом) и территориальными сообществами.

Классическая теория права различает 3 ФГУ: конфедерация, федерация, унитарное государство. Практика публичного управления в ХХ в. уточняет и дополняет эту типологию:

  1. конфедерации становятся исторической, не существующей в современном мире формой гос. устройства;
  2. понятие унитарного государства существенно меняется за счет внутренней дифференциации (различий в степени централизации, наличия или отсутствия автономных территориальных образований и т.д.);
  3. федеративные государства также трансформируется, приобретая несвойственные классическим федерациям черты и становясь все более разнообразными;
  4. появляются новые формы тер. организации публичной власти, от надгосударственных образований (Европейский Союз) до регионализованных государств (государств. автономий).

Унитарное государство

Унитарное государство характеризуется единством государственной власти, т.е. отсутствием территориального разделения властей. Децентрализованные унитарные государства осуществляют во всех своих админ.-терр. единицах МСУ. В относительно децентр. унитарных государствах устанавливается контроль над деятельностью ОМС, который проводится с помощью чиновников, которые назначаются центральной властью. Значительная часть современных унитарных государств децентрализованы, но это не стирает юр. различий между унитаризмом и федерализмом. Децентрализация четко отличается от федерализма в том смысле, что децентрализованные сообщества, в отличие от государств - членов федерации, не обладают никакой властью самоорганизации: все имеющиеся у них компетенции переданы им - и могут быть изъяты - центральным законодателем или конституантом.

Таким образом, унитарное государство управляется из центра, который является единым по отношению к территориям, даже если он внутренне дифференцирован. Территориальные сообщества и их органы власти в унитарном государстве не только не имеют собственной государственности и собственного законодательства, - они не могут также участвовать в законодательной или судебной деятельности центра. Деятельность территориальных органов власти и управления по существу сводится к исполнению, в рамках которого возможна разная степень самостоятельности.

В рамках этой общей схемы фактические полномочия рег. и местных ОВ в унитарных государствах могут существенно различаться. Встречаются важные различия даже в рамках одного государства, если сравнить статус обычных административно-территориальных единиц и статус автономных образований.

Автономия - учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве». При предоставлении территории нередко учитывается этнический признак, в этом случае автономия реализует право народа на самоопределение. Особый статус автономии: фин.-эк. привелегии, допполномочия в нац.культуре, особая стр-ра ОВ.

Федерация

это устойчивый союз государств, самост-ых в пределах распределения м/у ними и центром компетенций, имеющих собств.е З, И и С органы и, как правило, К, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этнич. составе населения гос-ва, историч. процессами и географ. положением. По своему устройству ф. очень различны, но существует ряд характ. признаков для большинства ф. Ф. — это единое союзное гос-во, состоящее как мин. из 2 ед., в некоторых случаях за ними признается статус отн-но самост. гос-тв. Составн. гос. обр-ия - S федерации (штаты, респ-ки, кантоны, земли, провинции и др.) S федерации частично обладают гос. суверенитетом, частично делегируют его центр. органам федерации, в их границах существует свое адм-но-террит. разделение. Также, S федерации м. включать в свой состав террит. и экстеррит. автономии.

В зависимости от основы, на которой была создана федерации, можно выделить союзные (основаны на союзе) и автономные ф. (основаны на автономии). Если ф. основана на союзе, S сохраняют свой суверенитет, хотя и не в полном объеме, и имеют право выхода из состава гос-ва (СССР, Эфиопия). В автономных ф. суверенитет S значительно ограничен и у них нет возможности выйти из состава гос-ва (США, Швейцария). Ф. такого типа во многом схожи с унитарными гос-вами, где адм.-террит. ед-ам представляется полит. автономия.

2) Ф.строятся на разных принципах, в связи с этим существуют нац., террит. и национально-территориальные ф. Нац. федерации строятся по этнич. принципу, население S нац. ф. отличается культурой, обычаями, традициями. Часто этот тип федерации возникает как право нации на самоопределение (Бельгия и Эфиопия, в прошлом СССР, Югославия, Чехословакия). В основе террит. ф. находится разделение территории на S. Население государства в этом случае этнически однородно, появление таких ф. обусловлено с децентрализацией управления, контроля общества (США, ФРГ). В нац/-террит. ф-ях одни S построены по террит-у, др. - по нац. принципу (РФ).

3) Сегодня все чаще ф. разделяют на симметричные и асимметричные. При данной классификации учитывается правовое положение субъектов, однородности административно-территориальных единиц. Симметричные гос-ва включают в себя только однородные, равноправные S (Бразилия, Мексика, Аргентина). Асимметричные федерации включают в свой состав неравноправные субъекты. В свою очередь они еще подразделяются на три группы: 1) помимо S ф., существуют еще и другие террит. образования, ими могут быть фед. округа или территории, владения (США, Австралия, Индия). 2) Ф. состоит из S, но они не являются однородными (РФ, кот. состоит из республик, краев, автономных округов и областей, областей, городов федерального значения). 3) ф., кот. состоят из однородных субъектов, но у них разное правовое положение в составе федерации - «скрытая асимметрией» (Германия).

Федеративное государство по своей природе двойственно: это единое государство и, вместе с тем, это союз государств. Типологически чистая форма федерализма предполагает возникновение федерации в результате объединения нескольких самостоятельных государств (гос. образований). Именно на таком подходе основана правовая теория федерализма, где особое внимание уделяется первич. характеру государственности субъектов, которые лишь передают некоторые полномочия на фед. уровень. Однако, из 26 федер. государств, существующих в современном мире, только одна (!) федерация образовалась именно так и только так - Швейцария. Остальные федеративные государства или сочетали договорное формирование с централизованным присоединением других территорий (США), или формировались за счет федерализации унитарного государства (Австрия), или оформлялись как федерации в процессе деколонизации (Индия), или же фактически децентрализовались сверху, прибегнув в силу политической конъюнктуры к формально договорному процессу (Россия).

Таким образом, в современных федеративных государствах идея государственного единства преобладает над идеей союза; то же относится и к практике федерализма. Усиление этой тенденции позволяет говорить об унитарной федерации, где формальный федерализм прикрывает полновластие фед. центра и преимущественно хоз. и исп. функции ОВ S федерации.

С другой стороны, сама идея государств в государстве провоцирует сепаратизм. Избежать сепаратистских настроений, часто массовых, не сумела ни одна из существующих федераций, во многих случаях для сохранения единства федерации потребовалось использование военной силы (США, Швейцария, Россия, Индия и т.д.), а некоторые федерации благополучно распались или вынуждены были принять отделение одного - двух субъектов.

Конфедерация

форма объед-я государств, при кот. образующие этот союз гос-ва полностью сохраняют свою независимость, имеют собств. высшие и местные ОВ, ОУ и правосудия. Этот союз создается для обеспечения общих интересов или достижения к-л цели. В случае с США и Швейцарией, конфедерация стала переходн. этапом на пути к образованию федерации - единого гос-ва.

Наши рекомендации