Перспективы начала крупномасштабных военных действий в Средней Азии.
Во всех пяти постсоветских республиках решения государственного уровня принимаются исключительно за стенами президентских дворцов. Хотя режимы в этих странах варьируются от откровенной диктатуры (Казахстан, Туркмения) до фасадной демократии (Кыргызстан), институционные механизмы разделения и передачи власти в них практически отсутствуют. Межэтнические конфликты, исламские повстанческие движения, подъем национализма, взаимные претензии государств друг к другу и соседство с военнизированным Афганистаном могут привести к возобновлению гражданских войн или к насильственным сменам власти снизу.
В число проблемных точек, сильнее всего угрожающих стабильности в Центральной Азии, входят:
Расколотая Киргизия
Киргизия – единственная работающая парламентская система в регионе. Она получает значительные доходы и привлекает к себе международный интерес, сдавая военные базы одновременно Соединенным Штатам и России, однако ее слабое центральное правительство по-прежнему руководствуется интересами конкретных личностей и крошечной деловой элиты. Новый президент Алмазбек Атамбаев не старается выполнять свои обещания и сделать систему более прозрачной. Инвесторы в стране чувствуют себя все ненадежнее.
На фоне нестабильности политической структуры на юге страны потенциально могут начаться кровавые беспорядки. В 2010 году уличные столкновения между киргизами и узбекским этническим меньшинством привели к гибели сотен узбеков и превратили в беженцев сотни тысяч. Новое центральное правительство слабо контролирует юг, на котором местные власти неустанно раздувают враждебность к остающимся в стране узбекам. В прошлом месяце в стране был задержан ведший расследование сотрудник Международной кризисной группы – влиятельной правозащитной организации. Органы государственной безопасности конфисковали у него материалы, в которых содержались имена сотрудничавших с ним свидетелей. Беспомощные международные организации и западное дипломатическое сообщество не стали бить тревогу по этому поводу. Новые этнические чистки, направленные против узбеков, выглядят неизбежными.
Распадающийся Таджикистан
В августе 2012 года правительственные силы, предположительно, убили одного из региональных воротил в восточной части страны (правительство утверждает, что он был контрабандистом). Результатом этого стали продолжавшиеся несколько дней бои между солдатами и разъяренным местным ополчением. Перемирие было достигнуто лишь после того, как погибли несколько десятков человек. Региональные восстания остаются постоянной угрозой политическому единству Таджикистана.
Таджикистан по-прежнему остается, скорее, конфедерацией племенных территорий, чем единым национальным государством. Он до сих пор не может окончательно восстановиться после разрушительной гражданской войны 1990-х годов. Корни нестабильности связаны с той угрозой, которую представляют исламистские организации, а также с массовой бедностью и с энергетической и продовольственной необеспеченностью. У Таджикистана - напряженные отношения с соседями, особенно с Узбекистаном. За последний год вырос приток в страну наркотиков и людей из Афганистана. Вывод американских войск из Афганистана дополнительно снижает шансы Таджикистана пережить 2013 год без новых социальных и политических раздоров.
Отношения с Узбекистаном по-прежнему ухудшаются, а внутренние споры грозят усилением сепаратистских амбиций в Горном Бадахшане. Эта удаленная от центра и находящаяся в горах восточная провинция не любит центральное правительство в Душанбе, и такая неприязнь к нему существовала еще до того, как правительственные войска начали борьбу с местными боевиками, многие из которых являются ветеранами гражданской войны в Таджикистане. Душанбе называет этих боевиков членами организованной преступности. Некоторые из них, в том числе, один полевой командир, служили в таджикских пограничных войсках. Среди боевиков есть и жители Хорога, которых когда-то называли обманутой антиправительственной пропагандой молодежью. (Этот район давно уже с большим недоверием относится к центральному правительству.)
Беспокойный Казахстан
Казахское правительство в настоящее время подавляет независимые СМИ и оппозиционные организации, по-видимому, мстя им за ту роль, которую они сыграли год назад, когда помогли предать гласности кровопролитие в расположенном на западе страны городе Жанаозен. Правительственные силы убили там 12 человек и ранили еще сотни.
Выступления рабочих и жесткое подавление поднимающего голову гражданского общества сочетается с ростом недовольства казахских элит. Расширяющиеся тектонические разломы между богатыми и бедными, раздражение, которое вызывают ненасытные экономические аппетиты (пожизненного) президента Нурсултана Назарбаева, а также отказ президента хотя бы подготовить путь для передачи власти приводят в ярость как новое поколение политических аутсайдеров, так и членов семьи самого Назарбаева. Потенциально это может привести к опасным распрям и порождает перспективу болезненных политических столкновений.
В 2012 году в западной и южной частях страны было совершено рекордное количество терактов неизвестными ранее группами джихадистов. Попытки Астаны предстать в образе непоколебимого корабля в региональном море непредсказуемости обречены на провал в связи с тем, что в этой стране протестующих убивают, а активистов бросают за решетку.