Политический режим и его типы 4 страница
Политические отношения организационно оформлены в политических институтах, характерным признаком которых является прямая связь с политикой и активное воздействие на нее.
Ведущим элементом политической системы является государство. В современных условиях оно включает такие органы, как представительные, законодательные, исполнительно-распорядительные, органы прокураторы и правопорядка, органы государственного контроля и другие. В процессе исторического развития государство приобретало все большую самостоятельность. С одной стороны оно выступает как форма организации политической власти господствующих в стране социальных сил, выразитель их воли и интересов, с другой - как официальный представитель гражданского общества, осуществляющий выполнение его общих задач. Концентрируя в себе значительную власть, государство обеспечивает суверенность страны и всеобщий порядок в обществе, регулирует политическую деятельность и политические отношения.
Государство отличается от других политических институтов наличием специального аппарата, занятого исключительно управлением общества. Оно обладает монопольным правом на издание законов, нормативных актов, обязательных для всего населения, правом взимания налогов. Имея учреждения принуждения, государство выступает главной силой в руках правящей элиты и важнейшим средством осуществления политической власти.
Государства могут различаться по типу, формам правления, политическому режиму, формам государственного устройства. Сочетание этих особенностей накладывает отпечаток на характер политических систем стран мира, придавая им неповторимое многообразие.
Неотъемлемым элементом развитой политической системы являются партии. Они выражают и защищают интересы различных социальных слоев и групп общества. Политические партии принимают активное участие в функционировании механизма власти. Они выступают связующими звеньями между обществом и государством. При их непосредственном участии происходит формирование выборных государственных органов, подготовка и проведение избирательных кампаний. Партии проявляют инициативу при разработке и проведении в жизнь политического курса страны.
Степень демократичности политической системы во многом определяется наличием или отсутствием условий, обеспечивающих равные возможности для всех партий реально участвовать в политической жизни страны.
Авторитет политических партий в различных странах неодинаков. Это связано с традициями политической практики и уровнем демократизма общества. Высокая активность партий наблюдается в Западной Европе, Канаде, США, Японии, Австралии. В этих странах они стали влиятельной силой, с которой считаются правящие круги при решении общенациональных задач.
В структуру политической системы входят общественные объединения, организации, ассоциации, творческие союзы, профсоюзы и другие. Профессиональные, молодежные, творческие объединения способствуют самодеятельности своих членов, удовлетворению их интересов. Они принимают активное участие в политической жизни страны. При их содействии, давлении и контроле осуществляется выполнение исполнительной властью экономических и социальных программ развития.
Общественные организации, движения выдвигают своих кандидатов в парламент, местные органы управления. Они проводят политические акции, направленные на защиту интересов различных слоев населения. Широко практикуют разработку требований, пакета предложений для представления их в парламент и правительство страны.
Активным и самостоятельным элементом политической системы становятся средства массовой информации. К ним относятся предприятия, организации и учреждения, занимающиеся сбором, обработкой и распространением информации по каналам печати, радио, телевидения. В настоящее время коммуникация рассматривается как социокультурный источник власти, определяющий фактор политического развития. На основе обмена информацией происходит процесс взаимодействия и непосредственного общения политических субъектов.
Печать, радио, телевидение изучают воздействие информационных сообщений на изменение политических позиций субъектов, электоральный выбор, формирование общественного мнения, влияние идей на стабильность или напряженность политического процесса, осуществление связи населения с властными структурами, процесс выработки и принятия решений.
Многообразные средства коммуникации оказывают огромное влияние на результаты избирательных кампаний, референдумов. Печать, радио, телевидение создают возможности для повседневного самовыражения общественных сил.
Все элементы политической системы взаимосвязаны и в то же время каждый из них занимает свое особое место и имеет различные уровни. Так органы государства подразделяются на высшие и местные с присущей им государственно-властной компетенцией. В партиях, общественных организациях, средствах массовой информации существует региональный и национальный уровень.
В основе функционирования политической системы находятся социально-политические принципы и нормы. С их помощью регулируется и корректируется поведение граждан в соответствии с господствующими ценностями, идеалами и взглядами. Как своеобразные образцы политической деятельности, выработанные в процессе социальной практики, политические правила и нормы обеспечивают определенную
направленность действий властных структур. Значительная роль в политической системе принадлежит идеологии и морали. Они оказывают огромное воздействие на определение целей политической деятельности и средств их организации, подбор и расстановку кадров, выработку критериев эффективности политической системы, норм государственной и общественной жизни.
Важное значение в деятельности институтов отводится правилам процедуры (регламенту) - совокупности норм, установлений, регламентирующих формирование и организацию тех или иных органов власти, учреждений, порядок обсуждения вопросов, выработки и принятия решений, способы согласования интересов.
Такие демократические принципы в деятельности политических институтов как выборность, отчетность, контроль способствуют упорядоченности отношений в обществе, определяя допустимое и приемлемое с точки зрения стабильности политической системы.
Через политические и правовые нормы властные структуры доводят до сведения общества свои цели, обосновывают принимаемые решения и определяют своеобразную модель поведения. Соблюдение "правил игры" - органическая потребность демократического общества, поскольку политическая жизнь его связана с многочисленными дискуссиями, согласованиями интересов на основе признанных процедур.
Функционирование политической системы в определяющей степени зависит от доминирующей в обществе политической культуры. Это духовный компонент политической системы. Уровень политической культуры граждан - показатель их способности или неспособности отстаивать свои права и свободы, защищать демократические принципы на всех уровнях власти.
Высокая политическая и правовая культура народа способствует обеспечению стабильности существующей политической системы. Она прямо или косвенно воздействует на поведение людей, их организации, на восприятие ими событий и явлений в стране и мире, оценку политических лидеров, деятельности государственного аппарата. От состояния политической культуры зависит восприятие населением политических решений: граждане либо соглашаются с их выполнением добровольно по внутреннему убеждению, либо проявляют полное безразличие или оказывают сопротивление (пассивное или активное). Несбывшиеся ожидания и надежды приводят к разочарованию широких слоев общества, недоверию экономическому курсу правительства, по рождают у большинства населения страны политическую усталость.
Чтобы политическая система нормально функционировала ей нужно "зеркало", в котором общество могло бы увидеть себя. Данную роль выполняет развитое общественное мнение. Это апробированный канал обратной связи между органами государственного управления и гражданами. Никакая политика правительства не может рассчитывать на серьезный успех, если не отражает интересы и настроения масс. Учет общественного мнения необходим для того, чтобы принимаемые управленческие решения соответствовали ожиданиям населения, своевременно воспринимались ими и обеспечивали поддержку.
Единство и легитимность политической системы обеспечивает конституция. Это привычное для всех слово происходит от латинского constituto - установление, устройство, построение. Первые конституции появились в ХVШ веке в США и Франции.
Демократическая конституция закладывает основы создания такого правопорядка, при котором обеспечено верховенство закона, гражданин защищен от любых посягательств и злоупотреблений. Это авторитетный свод основополагающих законов, который определяет рамки деятельности государственных учреждений, политических институтов и процедуры для разработки норм, принятия решений, их реализации и контроля снизу доверху.
Стержневой линией конституции являются права человека: право на жизнь, на достойное существование, на личную безопасность, безусловную защиту судом, свободу выбора форм труда и его оплату, свободу выражения своего мнения.
Конституция закрепляет политическое устройство страны: федерация, конфедерация. Она разграничивает сферы центральной и региональной власти, перечисляет предметы правового регулирования. Конституция определяет направленность законодательной, исполнительной и судебной власти, закрепляя правовые методы контроля за их функционированием.
Сравнительный анализ конституций демократических стран мира позволяет выделить основополагающие принципы построения основного закона общества:
1. Правление посредством согласия. Оно предусматривает свободу образования политических партий, общественных объединений и движений, распределение мест в законодательных органах власти по результатам выборов, право голоса, свободные выборы на равной основе.
2. Ограниченное правление. Разделение, сдерживание и уравновешивание властей исключает концентрацию и централизацию власти, возможность ее узурпации.
3. Открытое общество. Оно предполагает режим политического плюрализма, проявление свободомыслия, разнообразие религиозных верований, участие всего населения в дискуссиях и референдумах по актуальным вопросам жизни страны.
4. Человеческое достоинство и неприкосновенность личности. Государственным органам законом запрещается вторжение в сферу личной жизни человека.
5. Верховенство закона. Оно предусматривает соблюдение всеми конституции страны, равенство и беспристрастное рассмотрение как гражданских так и уголовных дел. Запрещаются любые формы дискриминации по признаку расы и религии.
Совершенных конституций в мире не существует. Долговечность и жизнеспособность основного закона страны достигается юридической точностью и гибкостью.
Социальная практика убеждает, что от способности составных элементов политической системы быстро реагировать на происходящие изменения, зависит стабильность общества. На разных этапах развития одни политические институты, выполнив возложенные на них задачи, исчезают, другие возникают вновь. Такой кругооборот в обществе наблюдается постоянно.
Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения ею разнообразных функций. Следует выделить основные из них.
Функция целеполагания проявляется в определении целей стратегического и тактического порядка. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные направления интересов социальных слоев и групп, определяются приоритеты, закрепленные в политическом курсе страны. Выбор и установление целей подкрепляется разработкой социальных программ, созданием условий для их реализации, мобилизацией материальных и интеллектуальных ресурсов на выполнение задач, которые выдвигают перед государством правящие социально-политические силы.
Интегративная функция политической системы проявляется в обеспечении стабильности движения общества на основе учета интересов всех участников политической жизни. Через политическую систему происходит оптимальное согласование интересов и координация усилий всех существующих в обществе классов, социальных слоев и групп, а также представляющих их интересы организаций и движений.
Деятельность политических институтов и политической системы в целом направлена на то, чтобы интегрировать различные элементы социальной и национальной структур на основе консенсуса с учетом базовых ценностей и идеалов, как их представляют прежде всего ведущие экономические и политические силы общества. В современный период развития российского общества самая сложная задача для властных структур состоит в том, чтобы найти баланс различных интересов при переходе к рыночным отношениям.
Регулятивная функция политической системы проявляется в способности сглаживать противоречия и разрешать возникающие конфликты политическими методами. Приверженность государства, партий, общественных движений демократическим принципам организации общества составляет основу для сотрудничества, достижения гражданского согласия и политической стабильности в стране.
Управленческая функция обеспечивает процесс руководства обществом и его различными сферами (экономикой, образованием, культурой), регионами, отдельными производственными единицами. В процессе управления используются природные, материальные, трудовые ресурсы, распределяются доходы и ценности в соответствии с интересами всего общества, отдельных социальных слоев и групп. Управление связано с использованием и обработкой информации, принятием решений, осуществлением контроля за реализацией намеченных программ.
Функции политической системы в зависимости от конкретно-исторических условий и требований времени могут видоизменяться. В периоды острых кризисов и конфликтов неминуем их дисбаланс. Регулирующие возможности политической системы зависят от общественного доверия и поддержки населением проводимых в стране мероприятий. Политическим институтам необходимо своевременно выдвигать лозунги, отражающие настроение масс, обладать искусством перевода намеченного курса в реальный план действий.
2. Политические системы существующих обществ весьма разнообразны. Выбор той или иной модели политической системы обусловливается интересами господствующей политической элиты, отдельных социальных групп. Целесообразность, историческая оправданность политической системы определяется ее способностью содействовать социально-экономическому прогрессу общества. Чем полнее в политической системе представлены социальные слои населения, тем больше возможностей для развития политической жизни и ее многообразия.
Практика определила несколько способов классификации политических систем:
Главным критерием для определения характера политической системы является распределение власти в процессе управления обществом: рассосредоточена ли она между несколькими политическими субъектами или концентрируется в руках одного субъекта - будь то личность, партия или коалиция партий. Основываясь на данном положении, рассмотрим следующие типы политических систем:
Политические системы англо-американского типа характеризуются:
- высокой степенью стабильности политической власти,
- разделением власти и влияния внутри политической системы,
- четко выраженной и организованной структурой власти, ее бюрократизацией,
- глубокой дифференциацией ролей в обществе,
- соблюдением равноценности политических культур, разделяемых большинством населения ценностей: свобода, благосостояние и безопасность личности.
Политические системы континентально-европейского типа характеризуются:
- отработанным механизмом действия политической власти, сочетающей традиционные и новые формы правления, - эклектичностью политических культур, соединяющие в себе противоположности,
- использованием принципов либеральной демократии.
Политические системы тоталитарного типа характеризуются:
- сосредоточением власти в руках единственной правящей партии, не исходящей из результатов выборов,
- чрезмерной концентрацией и централизацией политической власти,
- преобладанием принудительных форм воздействия на население,
- регламентированной активностью граждан в общественной жизни.
Действующие в настоящее время политические системы демократически развитых стран Запада являются однотипными с политической системой Соединенных Штатов Америки. В основе политической системы США заложены конституционные принципы: федерализм при равенстве штатов; разделение властей - законодательной, исполнительной, судебной; равенство всех лиц перед законом, право каждого на защиту своих прав; правительство подчиняется закону, не может использовать свою власть иначе, чем дозволено конституцией; народ может изменить власть правительства, изменяя конституцию; верховенство конституции.
Текст конституции остается неизменным в течение более 200 лет. В нем всего семь статей и кроме первой они посвящены законодательной власти (Конгрессу) и исполнительной в лице Президента. Конгресс состоит из Сената и палаты представителей, избираемых населением путем прямых выборов. Имеет современную систему профессиональных служб, где заняты десятки тысяч человек. В составе Конгресса существует 250 комитетов, имеются подкомитеты, партийные комиссии демократов и республиканцев.
Главой государства и правительства является президент, избираемый населением на четыре года путем косвенных выборов - через коллегию выборщиков.
Все штаты имеют свои конституции, системы высших и местных органов власти и управления. Они устанавливают в основном и избирательную систему, технология которой отработана до мелочей.
Характерной чертой политической системы США является исторически сложившийся механизм "сдержек и противовесов", который наделяет три ветви власти конституционным правом противостоять друг другу: Конгресс располагает правом ратифицирования и одобрения президентских решений; президент имеет право налагать вето на законопроекты конгресса; верховный суд правомочен судить о соответствии законодательных актов конституции и так далее. Этому же служит сложная система назначений на высшие государственные должности.
Ключевые посты в институтах власти принадлежат представителям двух партий - демократической и республиканской, периодически сменяющих друг друга.
Все политические системы Запада объединяет прочно установившийся демократический режим правления (республиканская форма - США, Франция, Германия, Италия); конституционная монархия (Великобритания, Швеция, Норвегия, Испания). Западная политическая система функционирует в условиях четкого разделения властей, высокого авторитета парламента, который строится на развитом чувстве ответственности депутатов перед избирателями, непременном выполнении принимаемых законов. Здесь действуют традиции выявления и сопоставления взглядов, мнений и взаимного учета интересов при решении общенациональных задач.
Для западных политических систем характерно наличие двух или нескольких влиятельных политических партий, ведущих борьбу на выборах. Через своего президента правящая партия оказывает решающее воздействие на все институты власти.
Вместе с тем политические системы Запада имеют свои исторические особенности, традиции и ценности. К примеру для Франции характерна концентрация власти в руках президента. Высшим законодательным органам Италии является парламент. Великобритания - страна парламентской монархии. Главой государства является король (королева), который имеет формально очень большие полномочия. В Норвегии, Дании, Швеции, Бельгии, Голландии и других странах существует конституционная монархия. Король в основном выполняет представительские функции. В Японии "наследственный император" является "символом государства и единства народа".
Многообразны политические системы в развивающихся странах. Многообразность их обусловлена историческим прошлым и традициями народов. На их структуру и функционирование значительное влияние оказывает религиозный фактор - идеология, организация, традиция. К примеру, вся политика иранского руководства подчинена исламизации судопроизводства, системы образования, всей жизни страны. Важной особенностью политической жизни стран Латинской Америки является использование вооруженных сил в борьбе за власть, организация военных переворотов.
3. Анализ типологии существующих в мире политических систем позволяет проследить процесс становления российской политической системы, сложность и противоречивость ее реформирования на протяжении более чем тысячелетней истории. Специфика структуры управления России состояла в том, что особая роль в функционировании политической системы принадлежала государству. В течение всего периода развития Россия управлялась должностью, а не законами.
Основные этапы становления и трансформации политической системы России.
Этап с Х1 по ХVП век был характерен складыванием русской государственности, где центральным моментом являлся механизм функционирования сословного строя. Создание особой служилой системы, при которой каждый слой общества имел право на существование, поскольку нес определенный круг повинностей.
Прочность поместной системы в том, что за службу царю государство представляло земли (с живущими на ней крестьянами). Уложение 1649 года юридически закрепило определенные обязанности сословий по отношению к государству. Оно стало важнейшим законодательным кодексом допетровской Руси. Институтами социального контроля были социально-представительные учреждения - Земские соборы и церковь. Право созыва Земских соборов принадлежало правительству, но принятые решения не были обязательными для самодержавной власти. Период активности Земских соборов приходится на первую половину ХVП века. К концу века они потеряли свое значение.
В качестве института, ограничивающего монархическую власть была Боярская дума, вершину которой составлял Государев двор. Он принимал непосредственное участие в управлении страной в ХV1 и ХVП веках и прекратил свою деятельность в начале ХVШ века. Боярская дума при царе выполняла функции совещательного органа. Наряду с ней стержнем политической системы были административные учреждения - приказы. Всего их насчитывалось 80-90; 40 функционировало постоянно. В приказной системе существовало смешение функций. От исполнительного аппарата зависели темпы проведения политики, судьба России. Приказная система отличалась устойчивостью. Ей удавалось обеспечивать жизненно важные функции государства. Сложилась и оформилась абсолютистская форма правления. Сформировался особый самодержавно-государственно-крепостнический строй, сущностной чертой которого была гипертрофированная роль государства.
Этап с конца ХVП века по первую четверть Х1Х века отмечался реформаторской деятельностью Петра I и его последователей. В этот период происходила модернизация и европеизация системы управления в России. Реформа начиналась сверху. Создан Сенат, как новый высший орган управления. В основу его деятельности положена компетентность, выслуга и близость к особе государя.
Введена коллегиальная система управления. Коллегии руководствовались четкими правовыми нормами и должностными инструкциями. Законодательным актом в этой области явился "Генеральный регламент" (1790 г.), представляющий устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор, их функции, компетенцию, порядок деятельности.
"Табель о рангах" (1722 г.) создал четкую иерархическую систему: должности в управлении расписывались по 14 классам. В его основе был принцип служебной пригодности.
Своеобразие эпохи петровских реформ состояло в создании органов и средств государственного контроля - институт фискалов-чиновников, прокуратура, ревизии.
В результате всех нововведений в России укрепился режим абсолютизма. Возникла закрытая политическая система, где упрочилось полицейское государство по образцу западноевропейских монархий. Созданная административная система была устойчивой и в главных чертах сохранялась на протяжении всего дореволюционного периода.
Этап со второй четверти Х1Х века до 1917 года характеризуется частой сменой правителей. Созданные Петром 1 учреждения стали выполнять другие функции. Коллегии были заменены министерствами. Сенат превращен из политического в административно-судебное учреждение. Но несмотря на это структура управления, механизм власти оставались прежними.
В период царствования Екатерины II была проведена губернская реформа. Создана Уложенная комиссия как коллегиальный орган - собрание всероссийских сословных представителей-депутатов. Право составления наказов в Уложение представлялось сословиям и центральным учреждениям.
При Александре II осуществлена Земская реформа. Созданы выборные учреждения местного управления в губерниях и уездах. В 1870 году введено городское самоуправление - городские думы, получившие в свое ведение только хозяйственные вопросы. Судебная реформа 1864 года установила институт судебных следователей, адвокатуру и присяжных заседателей. Проведенные реформы способствовали формированию начал гражданского общества.
Политические партии как элемент политической системы стали действовать с 1887 года. Они возникли благодаря усилиям прогрессивной интеллигенции. В начале ХХ века оформилось либеральное движение.
Указ Николая П от 12 декабря 1904 года извещал о незыблемости основ самодержавного строя. Однако революция 1905 года заставила царское правительство вернуться к политическим преобразованиям в стране.
6 августа 1905 года объявлено об учреждении законосовещательной Государственной думы. 17 октября 1905 года был издан царский Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", подготовленный С.Ю.Витте. В нем провозглашались политические свободы, Дума наделялась законодательными правами. Совет Министров превратился в высший орган исполнительной власти.
Существенные изменения в систему управления внесла столыпинская аграрная реформа. Она положила начало созданию в России нового социального слоя зажиточных крестьян и упрочила частную собственность на владение землей. Реорганизована местная административная система и самоуправление. Проведена судебная реформа.
Время кардинальных преобразований 60-70-х годов Х1Х века сменилось периодом контрреформ в 80-90 годы. Глубокий экономический кризис ускорил революционные процессы в стране.
Этап с 1917 года по 1985 год характерен тем, что Февральская революция открыла возможности для демократизации общества. Предстояло создать новую стабильную государственность. Однако раскол властных структур - Временное правительство, Советы, задержки с созывом Учредительного собрания привели к длительному кризису власти. Попытка установления генералом Л.Г.Корниловым диктатуры крайне обострила обстановку в стране. В этих условиях большевики умело использовали недовольство масс для завоевания власти. К весне 1918 года Советы победили на всей территории России.
Начался этап формирования новой государственности. Провозглашена Республика Советов. Введена новая избирательная система. Объявлены права и свободы граждан. В 1918 году принята первая конституция советского общества.
Однако гражданская война приостановила процесс демократизации политической системы. Функции управления сконцентрировались в правящей партии. Произошло усиление централизации власти и снижение роли Советов.
В 30-ее годы продолжалось наступление государственных органов на демократические начала политической жизни, происходила ликвидация гражданских свобод. Установилась политическая диктатура личности вождя. Правящая партия окончательно слилась с государством. Вся экономика была огосударствлена. Общество идеологизировано. Сформировался тоталитарный режим по схеме: непогрешимый вождь - серые управленцы - послушная масса.
В 50-е годы была сделана попытка либерализации тоталитарно-бюрократической системы. Происходило расширение прав союзных республик в экономической и правовой сферах. Возникли различные общественные организации, многообразные формы самоуправления. Разоблачение культа личности Сталина показало, что возвращение к репрессивному режиму стало невозможным.
Однако реформаторский потенциал общества оказался недостаточным для окончательного слома тоталитарной системы. Партийные структуры превратились в надгосударственные учреждения на всех уровнях управления обществом. Представительные органы имели декоративное значение. В стране для трудящихся фактически существовал авторитарно-тоталитарный политический режим. Для партийно-государственного аппарата он во многом являлся либерально-попустительским.
С 1985 года начался процесс реформирования общественной жизни страны. Стремление правящей элиты преодолеть падение авторитета власти, наследие тоталитарного режима, желание достойно выглядеть в мировом сообществе привело к либерализации политического режима. Создаются многочисленные партии, общественные движения, неформальные объединения. Восторжествовала гласность в средствах массовой информации. Страна пошла по пути формирования открытой политической системы, создания правового государства. Осуществлена демократизация избирательной системы, созданы новые органы законодательной и исполнительной власти, расширилась самостоятельность региональных и национальных образований, установлены предельные сроки пребывания лиц на выборных должностях.
Определились основные направления модернизации политической системы:
1. Создание нового политического синтеза законодательных, исполнительных и судебных органов, функционирующих на принципах
- децентрализации и деконцентрации власти,