Наступление русских войск и гибель Кенесары (1841-1847 гг.)
Боевые действия 1841-1844 гг. Используя короткую передышку в борьбе с Россией, Кенесары начал войну с Кокандом для освобождения родов Старшего жуза. Однако в 1842 г. перемирие с русским правительством было нарушено. Сибирский отряд под командой Сотникова напал на аулы Кенесары, угнал большое количество скота и пленных, в числе которых была его жена.
Войско Кенесары в конце 1843 г, насчитывало 8 тыс. человек, хорошо обученных и вооруженных. Колониальные власти решили окружить повстанцев одновременным ударом трех колонн из Орска. Эти отряды должны были в конце мая соединиться и замкнуть кольцо окружения вокруг Кенесары в районе Торгая. Однако незнание степных условий, умелая дезинформация, пущенная разведчиками хана, и постоянные набеги партизанских отрядов сорвали этот план. Маневрируя, повстанцы легко ушли от отряда Лебедева и вышли из окружения. Сибирский отряд опоздал, и Лебедев вынужден был вернуться в Орск.
Царское правительство снова начало переговоры с Кенесары. Хан просил провести границу между Казахским ханством и колониальными войсками по рекам Нуре и Есилю до Жаика, то есть уже не требовал освободить земли, захваченные ранее. Однако царское правительство намерено было захватить всю казахскую степь, чтобы начать завоевание Средней Азии.
Отступление казахской армии. Перед Россией стояла задача завершить завоевание Казахстана. Для этого в центре казахских кочевий начинают возводиться новые крепости - Кокпектинская (1844), Оренбургская (Тургай) и Уральская (Иргиз)(1845 г.).
Осенью 1845 г. русские войска и отряды преданных царизму ага султанов начали новые наступления на аулы Кенесары. Неся тяжелые потерн, казахи были вынуждены оставить Торгайскую степь и отступить в районы рек Сарысу и Шу.
Гибель Кенесары. На протяжении 1846-1847 гг. Кенесары сумел объединить силы казахов всего Старшего жуза, захватить крепость Мерке, начать строительство укрепления на реке Шу.
Отряды Кенесары вошли в 1847 г. в кыргызские земли. Здесь казахские войска столкнулись с огромными трудностями. Незнание местности, враждебное отношение со стороны местного населения, совместные действия кыргызов, кокандцев и русских отрядов предопределили поражение. Последнее сражение Кенесары произошло в горах Кеклы, недалеко от Бишкека. Казахи были окружены кокандскими и кыргызскими отрядами, в бою погиб брат хана-батыр Наурызбай, сам Кенесары попал в плен. Перед казнью он еще раз обратился к кыргызским манапам с предложением прекратить вражду и объединить силы для совместной борьбы с общим врагом, однако и на этот раз манапы отклонили его предложения.
После смерти хана Кенесары и поражения казахской армии в Кыргызстане почти все земли Казахстана оказались под властью России, однако сопротивление казахов продолжалось.
№ 40 Восстание сырдарьинских казахов под предводительством Жанкожи Нурмухомедова (1856-1858гг.).
В 1853 году В. Петровским была взята Ак-Мечеть и была создана сырдарьинская военная линия, что привело к изъятию больших площадей земли у казахов и водворение здесь казаков и переселенцев. Это привело к ужесточению колониального гнета – обострение земельного вопроса, рост налогов и податей, усиление произвола царской администрации. Обострились отношения с Хивинским ханством, считавшим этот регион сферой своего вляния.
Восстание сырдарьинских казахов началось в 1856 году, его возглавил один из руководителей рода шекты, участник восстания Кенесары Касымова, батыр Жанкожа Нурмухомедов. К концу 1856 года весь район Казалы был охвачн восстанием, у Жанкожи было до 1500 воинов, он осадил Казалинский форпост. Повстанцы уничтожили Солдатскую слободу. Против них были направлены отяды войск под командованием Михайлова и майора Булатова, но их вылаки не дали результатов. Тогда на подавление восстания был направлен отряд генерал-майора Фитингофа численностью 300 казаков, 320 солдат с артиллерией. 9 января 1857 года в урочище Арыкбалык произошло решающее сражение, в результате которого повстанцы потерпели поражение. Жанкожа с остатками восставших вынужден был переправиться на правый берег Сырдарьи и уйти в пределы Хивинского ханства. Так закончилось восстание сырдарьинских казахов.
№ 41 Административно – территориальные реформы 1867-68гг. и 1886-91гг.
Подготовка реформы. Последняя треть XIX в. - важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся современная территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи. Этот процесс совпал с буржуазными реформами в России 70-80гг. XIX в., которые способствовали развитию капитализма в целом.
Главной и основной задачей реформы было объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, "чтобы добиться постепенного слияния киргизских (казахских) степей с прочими частями России". Реформы были вызваны стремлением царизма обеспечить русскому капиталу наиболее выгодные условия для эксплуатации коренного населения казахских степей и природных богатств края.
Реформа управления. На основании реформы вся территория Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства, которые состояли из шести областей. В Оренбургское вошли Уральская и Тургайская области. Оренбург, являвшийся административным центром всего генерал-губернаторства, одновременно был и центром Тургайской области. Центр Уральской области - город Уральск. Западно-Сибирскому генерал-губернаторству с центром в Омске подчинялись Акмолинская и Семипалатинская области. Административный аппарат Акмолинской области находился в Омске, а областным центром Семипалатинской явился Семипалатинск. В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Семиреченская область с центром в г. Верном и Сырдарьинская, областной центр которой находился в Ташкенте. Однако названные области не охватывали всей территории современного Казахстана. Земли Букеевского ханства вошли в состав Астраханской губернии, а Мангышлакское приставство в 1870 г. отошло в ведение Кавказского военного округа, несколько позже - в состав Закаспийской области.
Реформа административного управления наносила новый удар по правам и привилегиям султанов, так как все казахское население, в том числе и султаны, были отнесены к "сельским обывателям". Правительство лишало таким образом султанов их былых сословных привилегий. Султаны имели право быть избранными, но исключительного права на занятие выборных должностей им не было предоставлено. Однако казахская аристократия в силу своего экономического положения и традиций продолжала оказывать большое влияние на политическую жизнь Казахстана.
Земельная реформа. Основным в реформах 1867-1.868 гг. был земельный вопрос. По этим документам (пункт 199. Положения) вся земля в Казахстане объявлялась собственностью государства и только передавалась в пользование казахским аульным общинам. Личной собственностью признавались лишь те земельные участки, которые были пожалованы царем ханским потомкам. В конце XIX-начале XX вв. со времени массового переселения крестьян Центральных губерний в Казахстан пункт 199 Положения явился юридическим основанием колониального захвата казахских земель. Собственные земли казахских трудящихся передавались им же за определенную плату. Плодородные земли на берегах степных рек и озер закреплялись за казачьими войсками. За кочевание на этих землях казахи должны были платить арендную плату. Крестьяне-переселенцы получали ряд льгот. В уездных центрах они имели право получать бесплатно землю под пашню и усадьбу, лес для застройки, заниматься земледелием, торговлей и ремеслом. Такие. же льготы представлялись казахам, принявшим христианство.
Итак, земельное законодательство в Казахстане проводилось в интересах реакционной аграрной политики царизма.
Просвещение, медицина, религия. Царское правительство ограничивало влияние исламской религии. Религиозные дела казахов изымались из введения Оренбургского муфтия.. Запрещалось самовольное строительство мечетей, меетебов и медресе. Царизм этим стал уже контролировать духовное состояние населения. Этому пример и некоторые пункты реформ, направленных на распространение христианства среди казахов
Реформа 1891 года. В конце XIX в. в Казахстане проводилась новая реформа, которая внесла некоторые изменения в административное устройство, налоговую систему и судебное устройство. В 1891 г. было принято "Положение об управлении степных областей", существовавшие вплоть до 1917 г. Территория Казахстана была разделена на области, уезды, волости и аулы. Все области, за исключением Сырдарьинской, вошли в состав Степного генерал-губернаторства.
В результате проведения в жизнь реформ в Казахстан проникли элементы капитализма. Установленная система административного управления облегчила колониальный гнет коренного населения края. Реформы в целом проводились в интересах русского капитализма и юридически закрепили колониальное положение казахской степи.
№ 42 Восстание в Уральской (1868г.), Тургайской (1869г.) областях и на Мангышлаке (1870г.).
В декабре 1868 года антиколониальное восстание началось в Тургайской и Уральской областях и длилось оно по октябрь 1869 года. К весне 1869г. Сформировались вооруженные отряды повстанцев, они бойкотировали правительственные комиссии, оказывали вооруженное сопротивление царским отрядам. Восстание возглавили Сеил Туркебаев, Беркин Оспанов, они контролировали территорию по реке Эмба. Для подавледния восстания были посланы значительные карательные силы из солдат и офицеров Московского, Петербургского, Харьковского, Казанского военных округов, всего было сосредоточено 5300 человек и 20 орудий, не считая горнизонов укреплений. Во время наступления карателей восставшие сосредоточились по рекам Уил, Сагыз, Эмба. 6 мая 1898 года они атаковали около урочища Жамансай отряд фон Штемпеля из 20 всадников и роты пехоты. В течение семи дней около 20 тысяч повстанцев держали его в осаде, отряд вернулся в Калмыковскую крепость. Также сражение состоялось у реки Ашыбулак с отрядом майора Пирогова. С марта по июнь 1869 года на аулы султанов, биев, волостных управителей и аульных старшин было совершено 41 нападение с участием примерно 3 тысячи человек. Напуганные размахом восстания царские власти потребовали решительных действий по его подавлению. Карательную экспедицию возглавил сам военный губернатор Уральской области Веревкин, под командованием которго был войсковой отряд свыше 1700 человек. Восстание было подавлено. Основную массу восставших составили бедные казахи, шаруа, которые несли все тяготы колонизаци, участвовали в нем практически все слои общества. После подавления восстания каратели устроили расправу над его участниками.
В марте 1870 г. началось восстане на полуострове Мангышлак. Поводом к нему послужили угрозы Мангышлакского пристава подполковника Рукина с помощью войск и казаков принудить кочевавших здесь казахов племени Адай принять «Временные положения» и попытки запретить им пользоваться традиционными летними кочевьями в долине Эмбы, где были возведены укрепления. 15 марта 1870 года отряд пристава Рукина с отрядом казаков, с управителями отделений всего 60 человек при четырех орудиях выступил в урочище Куруп, чтобы остановить перекочевку адаевцев на свои летовки. 22 марта повстанцы окружили и разгромили отряд, раненый Рукин застрелился. Весть о разгроме отряда послужила сигналом к освободительному движению.Повстанцев поддержал рыбаки и рабочие рыбных промыслов. Количество восставших достигло 10 тысяч человек. 5 апреля восставшие атаковали Николаевскую станицу и Александровский форпост, сожгли маяки у форпоста, разгромили укрепление Нижнее, где хранились запасы войскового гарнизона. Из захваченных лодок была образована своеобразная флотилия, которая принимала участие в осаде Александровского форпоста, которая продолжалась с 5 по 8 апреля. 9 апреля с Кавказа в форт прибыли войска под комндованием графа Кутайсова. В конце апреля отряд графа в составе трех рот пехоты при одном орудии и трех сотен всадников выступил в степь, чтобы отрезать отход аулам на Устюрт. В мае прибыли новые силы с Кавказа. Несмотря на самоотверженное сопротивление, восстание было подавлено. Мангышлак был занят царскими войсками. Руководители восстание Тленбаев и Тажиев, преследуемые карателями в декабре 1870 г. ушли со своими сторонниками в пределы Ховинского ханства. На адаевцев была наложена контрибуция в размере 90 тысяч баранов.
№ 43 Развитие промышленности и торговли в конце 19 в.
После окончательного превращения Казахстана в колонию, Россия приступила к более интенсивной разработке его недр. Начались усиленные поиски полезных руд. Русские капиталисты вкладывали свой капитал прежде всего в сферу горной промышленности. Продолжалось расширение заводов по первичной обработке сельскохозяйственного сырья. Развитие капитализма в пореформенной России. Создавались горные управления, ведавшие горными предприятиями Казахстана, подчиненные Министерству финансов.
Горная промышленность была сосредоточена в основном в центральной и восточных областях Казахстана. В начале 80-х гг. добыча металлов и угля в Казахстане по сравнению с 50-ми гг. возросла в несколько раз. Особенно заметен этот рост на примере Карагандинских копей. Успенского рудника и Спасского медеплавильного завода.
Доходной отраслью горной промышленности была добыча золота, которая развивалась особенно интенсивно в 70-80-х гг. Х1Хв. За период с 1882 по 1892 гг. добыча золота увеличилась с 13,31 до 23,38 пудов. Золотопромышленники чувствовали себя временными. Они стремились за короткое время получить большие доходы. Богатые прииски быстро истощались и забрасывались.
Уже в конце XIX в. Казахстан стал основным производителем меди в России после Урала и Кавказа.
Первая попытка создать в Казахстане крупное горнопромышленное предприятие на базе русских капиталов была сделана в конце 90-х г. В 1899 г. образовалось Воскресенское горнопромышленное общество. Это акционерное общество арендовало большие участки с залежами каменного угля, медной и серебро-свинцовой руды на громадном пространстве от Павлодара до Балхаша. К 90-м г. относится также возникновение первой нефтепромышленной кампании на Эмбе.
Развивается и промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья, которая к концу XIX в. вытеснила на второй план более старую, горнодобывающую промышленность.
Промышленность в Казахстане в конце XIX в. развивалась гораздо медленнее, чем капиталистическая промышленность в Центральной .России. Крупные предприятия в Казахстане создавались не на базе мелкого производства, а за счет привозного капитала. Колониальная политика царизма, превратившая Казахстан в рынок сбыта и источник сырья, обрекала промышленность края на вечную отсталость.
Прокладывая железные дороги, правительство преследовало и военно-стратегические цели. Введенная в эксплуатацию Закаспийская железная дорога открывала быстрый и дешевый путь для русских купцов и промышленников к богатейшим источникам сырья и рынкам сбыта русских товаров. Уже во второй половине I началась прокладка железнодорожных магистралей по казахской степи. В 1874-1878 гг. была построена Оренбургская железная дорога (Самара-Оренбург), связавшая центральные губернии с Западным Казахстаном, в 1891-1893 гг. была проложена линия Покровская Слобода-Уральск, в 1897г. - Урбах-Астрахань. Однако эти линии пересекали лишь незначительную часть Казахстана. В конце XIX-начале XX вв. была проведена Сибирская магистраль, которая пересекла северную часть современной территории республики.
Положение рабочих, особенно казахов, на фабриках и заводах было тяжелым. Законы о фабричной инспекции на территории Казахстана не распространялись. Обычно рабочие жили в тесных грязных землянках, получали от 3 до 10 рублей в месяц, подвергались оскорблениям и даже побоям со стороны мастеров и хозяев. Казахские рабочие, как и трудящиеся России, были бесправными. Они не допускались к специальностям, требующим высокой квалификации.
Капиталистические отношения оказывали существенное влияние на развитие торговли. Основным объектом торговли был скот. Кроме того, в конце 19в. Из Каз-на стал вывозиться хлеб – зерно, мука.
В это время в Каз-не распространение получила ярморочная торговля. Зачастую торговля была неэквивалентной, так за полфунта чая и фунт сахара обменивался баран; за бритву, которая стоила не более 15 копеек – баран; за самовар – 20-25 баранов.Казахстан имел важное значение в торговли со Средней Азией, Монголией, Китаем.
№ 44 История изучения казахстана в 18-20вв.
Для создания фундаментальных трудов по социально-экономической истории по отдельным регионам России возникла необходимость расширения источниковой базы исследования, что обусловило появление в 29 губерниях России ученых архивных комиссий.
В декабре 1887 г. была создана Оренбургская ученая архивная комиссия. Цель комиссии - приведение в порядок и подготовка для научных изысканий архивных документов, находящихся в канцелярии генерал-губернаторов.
Важным направлением в деятельности архивной комиссии было создание в Оренбурге музея. Однако приоритет создания музея в Оренбурге принадлежал губернскому статистическому комитету. В 1888 г. он принял постановление учредить в городе историко-археологический музей. К этому времени местными краеведами были собраны определенное количество ориентологических, минералогических, зоологических и этнографических коллекций, случайные археологические находки.
Оренбургская архивная комиссия просила оказать посильную помощь всех интересующихся прошлым своего края учителей, духовных лиц и других образованных людей Оренбурга.
В течение XIX-начала XX в. в Казахстане, в частности, в Оренбургском крае, преуспевали кладоискатели, которые фактически разрушали и уничтожали памятники древнего искусства. Несмотря на конкретные меры местных властей в отношении прекращения кладоискательства оно с каждым годом возрастало; Масштабы разрушения археологических памятников частными лицами были таковы, что даже правительство вынуждено было принять специальное решение. Энтузиасты-археологи в своей научно-краеведческой работе старались сделать как можно больше для изучения истории края. Предметами их изучения были вопросы, связанные с конкретными археологическими памятниками, легенды, религиозные культы.
Самым деятельным членом Оренбургской ученой архивной комиссии был И. Кастанье. Свою научную деятельность он проводил в двух направлениях: производил раскопки и занимался составлением свода памятников древней культуры казахской степи. Особенно успешной была его работа по систематизации всех сведений по археологии казахской степи. Результатом многолетней исследовательской работы явился труд, куда вошли описания памятников всех областей Казахстана.
Южную часть Казахстана в археологическом отношении успешно изучало единственное историко-научное учреждение в Средней Азии - Туркестанский кружок любителей археологии, открытие которого состоялось в декабре 1895 г. Цели и задачи кружка были ясно сформулированы во втором параграфе Устава кружка: выявление, учет, изучение и популяризация памятников истории и культуры Южного Казахстана и Средней Азии. Деятельность членов кружка находилась под пристальным вниманием Восточного отделения Русского археологического общества. Находки и открытия членов кружка заинтересовали виднейших русских востоковедов и археологов, которые использовали их в своих трудах, обогативших отечественное востоковедение.
В конце XIX в. в областных центрах Казахстана были созданы статистические комитеты, которые внесли определенный вклад в изучение экономики, географии и истории края.
Изучением Казахстана занимались научные учреждения центра страны. Казахская проблематика занимает видное место, особенно в конце XIX в. в деятельности Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Большой вклад в изучение культуры, быта и происхождения казахов внесли русские востоковеды, объединившиеся в середине XIX в. в Восточное отделение Русского Археологического общества. Казахстан в экспозициях центральных музеев. Известную роль в изучении истории, культуры и быта казахского народа сыграли столичные этнографические музеи, которые в конце XIX-начале XX вв. стали собирать экспонаты казахской национальной культуры. Так, музей антропологии и этнографии Академии наук в 30-х гг. XIX в. имел постоянную экспозицию казахских этнографических предметов.
Казахские этнографические коллекции имелись в Петербургском Русском музее, основанном в 1895 г. по инициативе Русского Географического общества, в музее археологического общества, в Дашковском этнографическом музее в Москве, в музеях Верного, Екатеринбурга, Казани, Омска, Оренбурга, Саратова, Семипалатинска, Ташкента. Они привлекали внимание общественности к культуре и быту казахского народа, способствовали распространению достоверных сведений о жизни казахов. В музеях сохранились весьма ценные предметы дореволюционного казахского быта, не потерявшие своего научного значения и в настоящее время.
Таким образом, созданные в конце XIX в. в Казахстане научные учреждения и общества подготовили научную базу для более широкой колониальной эксплуатации Казахской степи русским капитализмом. Вместе с тем они собрали и ввели в научный оборот огромное количество материала по истории и экономике Казахстана, которые стали источниковой базой для последующих исследователей.
№ 45 Наука в 19 веке. Ч.Ч. Валиханов.
В середине XIX в. заметную роль в культурной жизни Казахстана и России начинает играть зарождающаяся национальная интеллигенция, получившая образование в русских учебных заведениях. Одним из выдающихся представителей национальной интеллигенции является Ш. Ш. Уалиханов.
Шокан (Мухаммед-Ханафия) родился в ноябре 1835 г. в местечке Кунтимес, на территории современного Сарыкольского района Костанайской области, в семье старшего султана Аман-Карагайского окружного приказа майора Шингиза Уалиева.
В 1847 г. 12-летний Шокан был определен на учебу в Омский кадетский корпус, считавшийся тогда лучшим учебным заведением Сибири, где в совершенстве овладел русским языком, получил обширные знания. По окончании кадетского корпуса в 1853 г. он был назначен на службу при генерал-губернаторе Западной Сибири Г. Гасфорте. На формирование мировоззрения и взглядов Шокана Уалиханова оказали глубокое воздействие специфические условия предреформенной России, стоявшей накануне отмены крепостного права.
В 1854-1857 гг. Ш. Уалиханов принимает активное участие в экспедициях по Южному Казахстану и Киргизии. В 1855 г. путешествует по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю, изучает развалины древних городов, наскальные рисунки, каменные изваяния, записывает предания, песни и сказки казахского народа. В 1856-1857 гг. Уалиханов участвует в военно-научных экспедициях по Кыргызстану, где впервые записал поэму "Манас".
Дальнейшей направленности научной деятельности Ш.Уа-лиханова способствовало знакомство с П. Семеновым-Тянь-Шанским, выразившим восхищение ученым-казахом. В 1857 г. по рекомендации П. Семенова-Тянь-Шанского Ш. Уалиханов был избран в члены Русского Географического общества.
Расцвет научной и просветительской деятельности Ш. Уалиханова относится к концу 50-х-началу б0-х годов XIX столетия. В 1858-1859 гг. он совершил свое самое увлекательное и опасное путешествие в Восточный Туркестан.
В конце 1859 г. Ш. Уалиханов приехал в Петербург, где ученые встретили его как отважного путешественника и исследователя. По поручению военно-ученого комитета Генерального *штаба он составил карты Средней и Центральной Азии, под его редакцией были подготовлены "Карта пространства между озером Балхаш и хребтом Алатау". "Карта к отчету о результатах экспедиции к озеру Иссык-Куль", "Карта Западного края Китайской империи" и другие. Он составил материалы по географии и этнографии Казахстана и Средней Азии, выступил с докладами в Императорском географическом обществе.
Весной 1864 г. Ш. Уалиханов принял участие в походе на Ташкент под предводительством генерала Черняева, но вскоре, недовольный его действиями, оставил отряд и вернулся в Алтын-Эмель в аул султана Тезека, где женился на его сестре Айсаре.
Русские и западно-европейские востоковеды высоко оценили подвиг казахского ученого. Его работы после возвращения на Родину были переведены на немецкий, английский, французский языки. Неоспоримым свидетельством заслуг Уалиханова стало избрание в возрасте двадцати одного года членом Русского географического общества. Ш. Уалиханов скончался в апреле 1865 г. в урочище Коген Теген, недалеко от подножия Алтын-Эмельского хребта.
№46 Развитие прсвещения. И. Алтынсарин.
Развитие системы образования. В конце XIX в. во многих городах, деревнях и аулах открывалось множество школ, было положено начало политехническому и женскому образованию. При многих школах имелись интернаты. К концу XIX в. в Казахстане было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тыс. учеников.
Более способные выпускники русско-казахских школ поступали в кадетские корпуса и вузы России и зарубежных стран. Омский и Неплюевский кадетские корпуса готовили из числа казахской молодежи чиновников местного колониального аппарата. Большое количество казахских юношей учились в Санкт-Петербургском университете. Военно-медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах.
Получило дальнейшее развитие традиционное образование. В казахской семье мальчиков и девочек 5-6 лет обучали дома, затем они поступали в трехклассные мектебы, где изучали грамматику и арифметику. Учебный план медресе включал такие предметы, как арабская филология, религиозное право, религиозная философия. Ученики также изучали общеобразовательные предметы и основы медицинской науки.
Медресе содержалось на средства частных лиц. Государство выделяло на развитие образования мизерную сумму. В мектебах и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных. Мусульманские учебные заведения сыграли большую роль в приобщении казахской молодежи к восточной культуре.
И. Алтынсарин. Организатором народного образования во второй половине XIX в. был выдающийся казахский просветитель Ибрай Алтынсарин (1841 -1889). Он родился неподалеку от Костаная в семье известного бия Балгожи, в 1857 г. окончил казахскую семилетнюю школу в Оренбурге. В результате систематического самообразования он стал высокообразованным человеком своего времени. Глубокое изучение истории и современного состояния русской педагогики позволило ему стать просветителем родного народа. При помощи народа ему удалось в январе 1884 г. в Торгае, в 1888 г. в Иргизе, в 1884 г. в Костанае открыть казахские школы. С именем И. Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. Он открыл несколько школ для девушек с интернатами, в которых в 1886 г. обучались 211 учениц. Его заслугой также является открытие сельскохозяйственных, ремесленных школ, разработка дидактических принципов обучения и воспитания детей, создание учебных и методических пособий. Написанные им "Киргизская хрестоматия", "Руководство по обучению киргизов русскому языку", "Мактубат" имели огромное значение в истории казахской культуры. В этих учебниках для казахских школ использован русский алфавит. "Только с применением русского алфавита киргизский (казахский) язык избавится от арабских, татарских слов, которые неуместно вошли в киргизский язык. Только при употреблении русского шрифта казахские книги будут писаться правильно",-писал И. Алтынсарин.
Школу он считал ключом к подлинному просвещению народа. "Школы - это главные пружины образования казахов, на них, в особенности на них надежда, в них только будущность киргизского народа",- писал просветитель. Учитывая кочевой быт казахов, он предлагал открывать интернаты при школах.
И. Алтынсарин был действительным членом Оренбургского отдела Русского географического общества. По заданию отдела он сделал доклад, затем опубликовал несколько статей по этнографии казахского народа.
Значительна и литературная деятельность просветителя. Наряду с переводом на казахский язык басен Крылова, рассказов Л.Н.Толстого, К. Ушинского он написал короткие рассказы о выдающихся ученых, государственных деятелях, трудолюбивых, сметливых крестьянах. Алтынсарин включил в свои книги рассказы многих народов мира. В его произведениях широко использованы казахские сказки.
Произведения Алтынсарина правдиво отражали казахскую жизнь. Своими стихотворениями и рассказами он пропагандировал науку, осуждал невежество. Призывая молодежь к просвещению, он ставил в пример культурную жизнь других народов, их достижения в науке, бичевал невежество. Рассказы написаны доступным для читателя, выразительным языком, имели большое педагогическое и воспитательное значение.
№47 Поэт-просветитель Абай Кунанбаев.
Абай Кунанбай-улы (1845-1904) – великий поэт, основоположник казахской классической письменной литературы, мыслитель и композитор. Абай (Ибрагим) родился 1845 году в чингизских горах семипалатинской области. Отец Абая – Кунанбай – был правителем рода Тобакты. Мать – Улжан – нежно любила сына, и ласковое имя Абай постепенно вытиснило его настоящее имя.
Первоначально Абай получил образование в ауле у муллы. Состоятельный Кунанбай отдаёт Абая на учёбу в медресе Ахмета Ризы, где он изучает восточную литературу. Одновременно Абай посещает и русскую школу. Уже в медресе были видны его поэтические дарования. Мальчик подрожал восточным поэтам. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом, забирает Абая, не дав ему закончить образование. Но, замечая многое в родовых распрях, Абай отходит от управления, считая это напрасной тратой сил, и не оправдывает в этом надежд отца.
Вокруг поэта группируется не крупные родоправители и степные аристократы, а талантливые джигиты, почитающие искусство слова. Представители русской интеллигенции, с которыми Абай познакомился ещё в Семипалатинске, оказали большое влияние на мировоззрение поэта. Абай глубоко почитал выдающихся представителей демократической культуры А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и других поэтов, писателей и мыслителей. Помимо ярчайшей в казахской литературе глубокой поэзии, Абай был и композитором. Широко известны его песни на переведённые им из ''Евгения Онегина'' отрывки. Выросшие под влиянием поэзии Абая его ученики Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай, Магауия также проявляли глубокий интерес к европейской и русской культуре, сами создавали поэтические произведения.
Дети Абая по примеру отца получили образование в русских школах. Сын Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище. Царская администрация не одобряла защиту народных интересов великим казахским поэтом. Стихи и песни Абая широко распространились по всей казахской степи. Патриархально-родрвые группы и завистники предпринимали попытки противопоставить Абаю его родственников, отравить его взаимоотношения с близкими людьми и распространению его творчества. Дело доходило до оскорблений великого поэта. В своей среде Абай не нашёл духовно близких и столь же крупных, как он, ярких фигур. Предательство людей, которым поэт верил, их безволие, и бессилие в борьбе со злом тяжело переживались Абаем. Преждевременная смерть его старшего сына Абдрахмана в 1904 году - надломили сердце поэта, он отказался от еды,Абдрахман был его надеждой. Надеждой на то, что сын продолжит начинания своего отца .Абай очень любил своего сына. Он умер спустя 40 дней после смерти Абдрахмана в том же 1904 году. А спустя еще 40 дней после смерти Абая скончался его еще один сын- Магауи.
Абай принес казахам новые системы мышления и познания, стал мостом между культурами Востока и Западной Европы, принес в казахскую культуру духовные достижения арабов, персов, русских, немцев, поляков, венгров и англичан. Однако сам он стоит особняком, не примыкая ни к Востоку, ни к Западу. Мир Абая олицетворяет собой уникальный сплав этих двух культур.
В его поэзии Восток проявляется через весомость и достоинство слова, а Запад -углублением в ценности бытия, приверженностью к жесткой истине и идее свободолюбия. Вместе с тем он критически относился к канонам Востока - отказывается прославлять безмятежное времяпровождение и вино, не собирается, как Хафиз, отдать лишь за родинку любимой Самарканд и Бухару. Абай впервые в казахской степи поднял просвещение и знания на уровень жизненного кредо. Конечно, и до него казахи знали цену науке и образованию. Новаторство Абая состоит в том, что он знания показал как принцип. Вместе с тем он впервые обрисовал принципы общественного развития. Открытые в 17 веке И.Кантом эти принципы доселе казахам были неизвестны. Да, они знали, что есть законы развития и обновления, но не обращали внимания на то, что могут быть народы, находящиеся на более высоких ступенях прогресса. И поэтому Абай является первым деятелем, который, расчертив границу между развитием и прогрессом, бросил клич "Проснись, казах!".
Абай- гений, придавший новое содержание проблемам смысла жизни и труда. Он поучал, что лишь труд-кладезь всех богатств, только труд приносит удовольствие. Его афоризм "И ты словно кирпич в мире этом, найди свое место в нем" показывает новое содержание казахского бытия. Абай принес казахам новый идеал, в основе которого лежит труд: человек выделяется знаниями и трудолюбием, а не богатством и множеством скота. Вернее, их не скопишь без труда.
№48 Города Казахстана в 19-начале 20 вв.
№49 Переселенческая политика во второй половине 19 – начале 20 века
Подготовка переселения русских и украинских крестьян в Казахстан. Завершение завоевания Казахстана совпало с буржуазными реформами в России середины XIX в. Отмена крепостного права не разрешила аграрного вопроса. Крестьянские волнения продолжались. В этих условиях правительство приняло ряд мер по отвлечению крестьян от революционного движения. Одна из них - активизация переселенческой'политики. Переселение крестьянства на восточные окраины не только разрешало земельный голод в центральных губерниях России, но и создавало в их лице опору правительства на новом месте. Поэтому царское правительство в середине 60-х годов XIX в. перешло от военно-казачьей колонизации к массовой. На местах подготавливались меры по колонизации казахской степи и заселению ее русскими крестьянами. По инициативе военного губернатора Семиреченской области Колпаковского в 1868 г. были разработаны "Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье", действовавшие до 1883г. По "Временным правилам" переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и всякого рода повинностей сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей.
В 1883 г. ,в связи с переходом Семиреченской области в состав Степного генерал-губернаторства местная администрация разработала "Правила о поземельном устройстве оседлого населения области". Новые правила несколько урезали привилегии переселенцев. Земельный надел уже определялся в 10 десятин на мужскую душу, от налогов освобождались только на три года, а в последующее трехлетие вносили их в половинном размере.
В 1886 г. было разработано "Положение об управлении Туркестанским генералом-губернаторством". По этому документу устанавливался размер надела в 10 десятин на мужскую душу, переселенцы освобождались от налогов и повинностей на пять лет, а в течение последующего пятилетия выплачивали их в половинном размере.
Специальное положение "О добровольном переселении сельских об