Государственная деятельность Александра I.
Взгляды Александра I отличались гуманистической направленностью, чему способствовали его учителя: русский священник Самборский А. А. и швейцарский просветитель Лагарп Ф. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 году военным министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы. Вершиной политического творчества Сперанского М.М. стал конституционный проект 1809 под названием "Введение к уложению государственных законов". Проект предполагал установление в России конституционной монархии с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. Парламентский орган впервые в русской политической практике был назван Государственной думой. Высшей законодательной палатой объявлялся Государственный совет. Ряд государственных органов сохраняли свои прежние названия, но их функции существенно изменялись. В основу избирательной системы был положен не сословный принцип, а имущественный ценз, т.е. владение имуществом.
Началу перемен положило учреждение министерств вместо прежних петровских коллегий. Министерства были учреждены 8 сентября 1802, но первоначально они мало что изменили. Только после появления общего плана Сперанского М.М. в 1811 министерства обрели окончательную структуру исполнительной власти. Следующим шагом в реализации плана преобразований стало создание Государственного совета, торжественное открытие которого состоялось 1 ЯН 1810. Он был создан как законосовещательный орган, без мнения которого ни один закон не мог вступить в силу. С некоторыми изменениями Государственный совет просуществовал до 1917. Александр считал Наполеона символом законности мирового порядка. Но российский император переоценил свои возможности, что и привело к катастрофе под Аустерлицем в ноябре 1805, причем присутствие императора в армии, его неумелые распоряжения имели самые пагубные последствия. Подписанный в июне 1806 мирный трактат с Францией Александр отказался ратифицировать, и лишь поражение под Фридландом в мае 1807 вынудило российского императора пойти на соглашение. При первом его свидании с Наполеоном в Тильзите в июне 1807 Александру удалось проявить себя незаурядным дипломатом и, по мнению некоторых историков, фактически «обыграть» Наполеона. Между Россией и Францией был заключен союз и соглашение о разделе зон влияния. Как показало дальнейшее развитие событий, Тильзитское соглашение оказалось более выгодным именно России, позволив России скопить силы. Наполеон же искренне считал Россию своим единственным возможным союзником в Европе. На встрече с Александром в Эрфурте (сентябрь 1808) Наполеон признал право России на захваченную в ходе русско-шведской войны (1808-09) Финляндию, а Россия — право Франции на Испанию. Однако уже в это время отношения между союзниками стали накаляться благодаря имперским интересам обеих сторон. Так, Россию не устраивало существование герцогства Варшавского, континентальная блокада наносила вред российской экономике, а на Балканах у каждой из двух стран были собственные далеко идущие планы. В 1810 Александр отказал Наполеону, просившему руки его сестры великой княгини Анны Павловны (впоследствии королева Нидерландов), и подписал положение о нейтральной торговле, фактически сводившее на нет континентальную блокаду.
Существует предположение, что Александр собирался нанести Наполеону упреждающий удар, но после того как Франция заключила союзные договора с Австрией и Пруссией, Россия стала готовиться к войне оборонительной. 12 июня 1812 французские войска пересекли российскую границу. Началась Отечественная война 1812 года. Победа над Наполеоном усилила авторитет Александра. Наиболее известна деятельность Александра I как вершителя судеб Европы. После победы русского народа в Отечественной войне 1812 и заграничных походов русской армии значение России и лично Александра I в европейской политике сильно возросло. Во время Венского конгресса по инициативе русского императора был создан Священный союз монархов Европы. Даже в глазах современников эта акция воспринималась как реакционная, направленная на подавление народных движений.