Внутренняя политика Ивана 4. Борьба за укрепление централизованного государства. Опричнина и ее последствия.

Все время правления Ивана 4 можно разделить на 2 периода: 1 период демократических преобразований. 2 - период опричнины. 1 период. В этот период были проведены следующие реформы:

. государственные упражнения

. судебная реформа

. церковная реформа

. военная реформа

Все они были направлены на дальнейшее укрепление Московского государства. Впервые был создан Земский собор, входили представитель духовенства, дворянства, верхушки горожан. Возникли приказы - органы, ведающие отдельными отраслями государственного управления. (Челобитный. Земский. Поместный) Был принят новый судебник (укреплял позиции дворянства и ослаблял боярское сословие.) Происходит дальнейшее закрепощение крестьян, ущемление интересов церкви. Затем начинается период опричнины. Опричнина - фактический террор против собственного народа. 1. Иван 4 получил разрешение взять себе личный удел, опричь, для того, чтобы раздавать эти земли своим служилым людям. В этот личный удел царя вошли наиболее экономически развитые регионы и к концу правления он прихватил пол государства. Были созданы параллельные структуры управления. Из земель опричнины изгонялись бывшие владельцы, бояре. Царь получил право сформировать свою личную охрану, опричное войско, которое должно было бороться с изменниками. К концу правления наступает скрытый период опричнины, когда было запрещено употреблять это слово, и начинается возврат отобранных у бояр земель. В результате опричнины произошло укрепление дворянства, Москва стала централизованным государством с сильной властью монарха. Были ликвидированы экономически независимые от власти собственники, которые могли стать основой гражданского общества. В стране была разруха и массовое бегство крестьян, на окраины государства.

Внешняя политика Ивана 4.

Основные задачи: На западе - Проблема выхода к Балтийскому морю. На юго-востоке - борьба с Казанью и Астраханью. На юге - Защита от набегов Крымского хана. На востоке - Завоевание Сибири. На южном направлении основная задача состоялась в защите от набегов крымских татар. 1572 году Ханское войско было разбито. В начале 1550 годов, к Русскому государству были присоединены Астраханское ханство и Казанское ханство. Таким образом, границы Московского царства перешли за Волгу и приблизились к рубежам Азии. Экспедиция во главе с Ермаком Тимофеечем завершила поход в Сибирь, разбила сибирского хана Кучма, и началось освоение Сибири русскими людьми. Ливонская война(1558-1583) за вход к Балтийскому морю. Удачное начало войны, взяли 20 городов, разгром Ливонского ордена. Однако были нарушены интересы Польши, Швеции и Дании и Литвы. Которые объединились в Речь Посполитую. в результате Россия проиграла Ливонскую войну. Она не только не приобрела желаемого выхода к морю, но и потеряла часть своих земель, в том числе и Иван - город и южное побережье финского залива. Неудачи в войне были следствие эконом, кризиса, слабой организации войска.

Русская культура в XVI в.

На духовную культуру XVI в. определяющее значение оказывала церковь. Однако духовная культура, особенно народных масс, не была свободной от языческих представлений. Это проявлялось в традиционных обрядах и празднествах. Фольклор XVI в. отличается от предыдущего, как по типу, так и по содержанию. Наряду с жанрами прежних эпох (былин, сказок, пословиц, обрядовых песен и т.д.), в XVI в. расцветает жанр исторической песни. Большое распространение имели и исторические предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам На Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу. Объединительные процессы и усиление позиций Русского государства в Европе поставили перед обществом злободневные вопросы о происхождении княжеской власти на Руси и о месте и роли Руси среди других государств прежде и теперь. Наиболее яркое выражение они нашли в публицистических произведениях. Другими темами публицистических посланий, отражающими общественное развитие, стали вопросы о власти царя и вообще об устройстве Русского государства. В середине XVI в. летописцами был подготовлен новый летописный свод, получивший название Никоновской летописи (так как один из списков принадлежал в XVII в. патриарху Никону). Никоновская летопись вобрала в себя весь предшествующий летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов XVI в. Замечательной чертой этого свода является наличие в нем некоторых данных, относящихся в основном к древнему периоду русской истории, которые не встречаются в других летописях. Авторы Никоновской летописи сделали также попытку не простого изложения материала, а объяснения тех или иных событий. Уровень грамотности среди населения был различным. Элементарная грамотность была распространена у посадских людей и крестьян. У последних уровень грамотности достигал 15%. Более высока была грамотность в среде духовенства, купечества, знати. Обучение грамоте производилось в частных школах, которые обычно содержали люди духовного звания. В ряде школ, кроме обучения непосредственно грамоте и чтению, изучали грамматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по грамматике. Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания. В 1563 г. в Москве по царскому повелению и негосударственные средства сооружается типография, под руководством Ивана Федорова. В марте 1564 г. вышла первая книга «Апостол». Во второй половине XVI в. работали типографии в Москве и в Александровской слободе. Всего было издано 20 книг, некоторые тиражами до тысячи экземпляров. В течение всего XVI в. ведется широкое строительство каменных городских кремлей. Особенно внушительные сооружения возводятся в Москве. В 30-е годы прилежащая с востока к Кремлю часть посада обносится кирпичной стеной и получает название Китай-города. В 80-х -начале 90-х годов Приказом каменных дел была построена третья линия (после Кремля и Китай-города) стен Москвы - Белый город, являвшийся мощной крепостью длиной 9,5 км с 27 башнями (располагался на месте нынешнего Бульварного кольца). Строителем Белого города был выдающийся «каменных дел мастер» Федор Конь, с именем которого связано и строительство мощных стен Смоленска. Наконец, на исходе XVI в. создается последняя внешняя линия укреплений Москвы «Стародум». представлявшая собой 15-километровую деревянную крепость на земляном валу (отсюда другое название - Земляной город). Она проходила по линии современного Садового кольца. Кольца укреплений Москвы пересекались улицами-дорогами, начинающимися от Кремля. Такая планировка носит название радиально-кольцевой и является традиционной для средневековых русских городов. Возникают шатровые церкви. Выдающимся памятником шатрового стиля является собор Покрова на Рву, более известный как храм Василия Блаженного. Собор строился в 1554-1561 гг. зодчими Постником и Бармой в ознаменование взятия Казани. Вокруг огромного центрального шатра - восемь глав храмов, опоясанных соединяющей их галереей. В архитектурно-декоративном убранстве храма замечается связь с русским народным зодчеством и с народными орнаментальными мотивами. Однако шатровое зодчество не могло широко распространиться, ибо противоречило церковным канонам.



Наши рекомендации