Культура и цивилизация с.6

Учебное пособие

Для студентов всех форм обучения всех специальностей учебное электронное текстовое издание

Редактор

Подготовка к публикации

Рекомендовано Методическим Советом

Разрешено к публикации

Электронный формат pdf

Объем

Екатеринбург, ул. Мира, 19

Составители: О. И. Ган, Л. Б. Вожева, А.В. Бармин, Е. В. Блошенко, А. В. Булатова, Е.В. Головнева, М.Ю. Гудова, Л.В. Зорина, Н.Н. Евстюгина, Н. И. Журавлева, К.И. Кобанова, В.А. Летова, С. В. Мельникова, Т.И. Пронько.

Научный редактор: к.и.н., доцент О.И. Ган

Учебное пособие содержит краткое изложение материала, предназначенного для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Культурология». Каждая тема включает в себя список рекомендуемой литературы.

Учебное пособие рекомендовано для студентов всех форм обучения всех специальностей

Подготовлено кафедрой культурологии и дизайна.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о культуре как целостном феномене. Она принадлежит одновременно области социального знания (этому способствуют социология культуры и антропология), использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию (благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования. В отличие от других наук, также претендующих на изучение культуры, культурология стремится дать систематизированное знание о культуре. К сфере изучения культурологии относятся, к примеру, следующие вопросы: что такое культура как явление? каково происхождение культуры? какие типы культур существуют? какова взаимосвязь культуры и цивилизации? можно ли выявить нечто общее во всем многообразии культурных проявлений? каковы закономерности культурного развития? и т.д. Попытки осмысления этих вопросов исторически привели к формированию культурологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины в ряду других гуманитарных дисциплин.

Поскольку культурология – это наука о культуре, то ее становление и существование связано с попытками научного истолкования понятия «культура». Однако культура ­– это не только понятие, требующее творческого истолкования, но и реальная, практическая проблема развития общества. В настоящее время для многих государств проблемы культурного развития являются приоритетными. По-прежнему актуальна задача формирования толерантности (терпимости) в обществе по отношению к иным народам и культурам. Это еще больше увеличивает значение культурологии как особой науки.

Изучение культуры имеет важное значение в обучении. Знакомство с основными достижениями культуры человечества, специальное изучение особенностей культурного развития различных обществ, понимание значения культуры в истории человечества способствует формированию общей культуры человека. Знание основ культурологии необходимо в эффективном обсуждении общественных проблем. Поэтому в подготовке специалистов любого профиля культурология имеет не только научное, теоретическое, но и реальное, практическое значение.

Предлагаемое учебное пособие по культурологии призвано ознакомить студентов с различными подходами к пониманию культуры, особенностями исторического развития культуры человечества. Пособие содержит разделы по теории культуры и по истории культуры Востока, Западной Европы и России и предназначено для подготовки к семинарским занятиям.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Культура и цивилизация С.6

2. Социальные уровни культуры С.9

3. Культура и личность С.18

4. Культура и природа С.22

5. Диалог культур С.31

6. Миф как феномен культуры С.40

7. Религия и культура С.45

8. Искусство в системе культуры С.58

9. Наука и техника как феномен культуры С.74

10. Культура Древнего Востока С.90

11. Античный тип культуры С.103

12. Культура Средневековья Западной Европы С.118

13. Западно-европейская культура эпохи Возрождения С.130

14. Культура Нового времени С.141

15. Основные тенденции развития русской культуры

(X–XIX вв.) С.155

16. Русская культура рубежа XIX–XX веков. Серебряный век

Русской Культуры С.173

17. Культура XX века С.185

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Одной из основных проблем культурологии является вопрос о соотношении культуры и цивилизации. Тождественна ли культура цивилизации? Как взаимосвязаны эти понятия? Что вообще можно называть цивилизацией? Каковы критерии выделения цивилизации?

Решение вопроса о соотношении культуры и цивилизации осложняется тем, что термин «цивилизация», как и понятие «культура», в настоящее время имеет множество трактовок. Цивилизация понимается и как синоним культуры; и как ступень развития общества, материальной и духовной культуры (например, античная цивилизация, современная цивилизация); и как ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс); и как географическое место (восточная и западная цивилизация), для которого характерен особый экономический уклад и особая культура.

Довольно распространено также просветительское определение цивилизации: это такое состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека. Такое определение цивилизации породило требование «вести дело цивилизованно», «жить цивилизованно» и т. д.

В культурологических учениях существует и другая, противоположная этой, оценка цивилизации. Так, немецкий историк культуры О. Шпенглер (1880–1936) в своей знаменитой работе «Закат Европы» характеризует цивилизацию как этап упадка, деградации культуры. Если культуру он квалифицирует как «живое тело душевности», то цивилизацию – «как мумию культуры». Культура, по его мнению, рождается из ландшафта, цивилизация же – из его окостенения. Человек культуры живет внутренней жизнью, а цивилизованный человек – внешней, среди тел и «фактов». Первый ощущает судьбу, второй понимает связь причины и следствия. Люди культуры живут бессознательно, цивилизованные люди – сознательно. Согласно О. Шпенглеру, в цивилизации воцаряется мозг, так как душа вышла в отставку. Для цивилизации характерен упадок искусства, растущее сомнение в ценностях науки, победа мирового города над крестьянством, бездетность и т. п.

Как видим, в культурологии не сложилось единого понимания цивилизации, хотя большинство современных исследователей склоняются к определению цивилизации как общества, появившегося на определенном историческом этапе развития культуры.

Сам термин «цивилизация» является производным от латинского слова civilis (гражданский, государственный) и означает собственно гражданские, общественные и государственные качества и характеристики. В научный оборот слово «цивилизация» ввел мыслитель Просвещения, маркиз В. Р. де Мирабо (1715–1789), для которого переход общества на стадию цивилизации связан с высоким уровнем наук и искусств, развитием промышленности и сельского хозяйства, расцветом торговли и денежного обращения.

В настоящее время считается, что культура становится цивилизацией только тогда, когда у нее появляется письменный язык, наука, философия, высокоспециализированное разделение труда, сложная технология и политическая система. Зарождение государства, городов, классов, письменности – это необходимые признаки цивилизации. Среди таких признаков следует назвать и рождение религии как мощного социального института, который покоится на систематических ритуалах и церемониях, развернутой доктрине сакральных культов, деятельности и влиянии мощной группы профессиональных жрецов. Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация – позже.

В одном из самых авторитетных изданий по культурологии в книге Р. Уильямса «Ключевые слова: Словарь по культуре и обществу» сказано, что культура явилась некой альтернативой цивилизации, которая тесно ассоциируется с социальным прогрессом. В понятии «культура» воплотилась идея национальных и традиционных культур, всего комплекса явлений, обычно связываемых у нас с народной культурой. Национальные культуры (рус­ская, французская, немецкая и т. д.) – есть отражение и выражение в нор­мах поведения, в правилах жизни, в деятельности, традициях и привыч­ках не общего у разных народов, стоящих на одной цивилизационной ступени, а специфического, уникального для этих народов.

Существование же цивилизации оказывается тесно связанным с развитием технологий. Следует обратить внимание на то, что цивилизация фиксирует общее в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий. Впервые в древности цивилизации возникли на базе достаточно слож­ных технологий в сфере материального производства, власти, военного дела, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, интел­лектуальной деятельности. (В истории человечества можно выделить ряд технологий: аграрно-ремесленную, индустриальную, информационную и их вариации.)

Сказанное не позволяет отождествлять между собой культуру и цивилизацию. Однако и полное их противопоставление по существу является неверным. Разные культуры и цивилизации развиваются не как отдельные, самостоятельные и внутренне замкнутые образования, а взаимодополняют друг друга.

Так, цивилизация может включать в себя различные культуры; культура – это как бы код, матрица цивилизации. Но, развиваясь в русле цивилизации, культура обладает относительной самостоятельностью. Культура способна жить (пусть и в несколько размытом, фрагментарном виде) даже после того, как породившая ее цивилизация ушла в небытие. Например, в современной цивилизации продолжают жить элементы других культур, сказания, традиции.

Литература

1. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М. : АСТ, 2005 – 474 с.

2. Культурология: учебное пособие для вузов / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2007 – 566 с.

3. Кравченко А.И. Культурология: учебник для вузов / А.И. Кравченко. – М. : Изд-во Проспект, 2005 – 473 с.

4. Мамонтов С.П. Основы культурологии / С.П. Мамонтов. – М. : Олимп, 2005 – 320 с.

5. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология: учебное пособие для вузов / Э.А. Орлова. – М. : Академический проект, 2004 – 480 с.

6. Шендрик А.И. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А.И. Шендрик. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002 – 519 с.

Наши рекомендации