ХХ съезд КПСС (февраль 1956 г.) и реформа политической системы.
В марте 1953 года скоропостижно скончался И. В. Сталин. После его смерти медленно, но все же стала сниматься превратившаяся уже в хроническую ситуация чрезвычайщины, совершался отход от наиболее одиозных проявлений. Были изменены составы руководства партии и советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н. С. Хрущев - известный партийный и государственный деятель сталинского периода. Годы его правления - 1953-1964 - вошли в историю как время "хрущевской оттепели". Под руководством Н. С. Хрущева начались позитивные изменения во всех областях внутренней и внешней политики СССР. Началось возрождение экономической, социальной, политической и культурной жизни общества. Однако начавшаяся "оттепель" была неустойчивой и недолговечной, реформы, проводимые Н. С. Хрущевым, были непоследовательны и противоречивы, многие из них оказались мертворожденными. Их несостоятельность объяснялась, в немалой степени, новым обострением борьбы в высшем эшелоне власти после XIX съезда КПСС.
Политика десталинизации. После смерти И. В. Сталина во главе КПСС стал Президиум ЦК, в который вошли ближайшие соратники вождя: Маленков, Берия, Молотов, Ворошилов, Хрущев, Булганин, Каганович, Микоян, Сабуров, Первухин. Маленков стал Председателем Совета Министров, а его заместителями были назначены Берия, Молотов, Булганин и Каганович. Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал К. Е. Ворошилов, Л. П. Берия получил пост министра внутренних дел, В. М. Молотов вернулся к руководству Министерством иностранных дел, а А. А. Булганин остался министром обороны. Его заместителями были назначены выдающиеся Маршалы Советского Союза Г. Жуков и И. Василевский. Это было важно, так как этих людей чтил и уважал весь советский народ и Вооруженные Силы страны. Последнее обстоятельство было чрезвычайно важно в сложившейся ситуации нестабильности. Н. С. Хрущев ушел с поста главы партийной организации Москвы и возглавил новый Секретариат ЦК партии.
Со смертью И. В. Сталина закончился период "сталинизма". Начинался новый период, сущность которого никто не мог предвидеть даже в общих чертах. За внешним проявлением единства и эффективности руководства, которые демонстрировали наследники И. В. Сталина - ставшие у власти Г. М. Маленков, Л. П. Берия и В. М. Молотов после его смерти, скрывалась напряженная драматическая борьба. Г. М. Маленкову было немногим более пятидесяти, он был наиболее молодым из всей группы наследников Сталина. Зарекомендовал себя энергичным организатором, с живым, но холодным умом, сильной волей. Однако для полной самостоятельности на этом посту ему недоставало верховной власти в партии, которая являлась единственной реальной силой.
В структуре власти, созданной И. В. Сталиным, важным компонентом было Министерство внутренних дел, возглавляемое Л. П. Берией. Он только формально был подчинен Г. М. Маленкову, в действительности же был бесконтролен.
Первой заботой новых руководителей было успокоить страну. Кампания против "врагов народа" был прекращена. Были также провозглашены амнистии по всем незначительным преступлениям и сокращены сроки по приговорам к более длительному заключению. 4 апреля 1953 года МВД сделало сенсационное заявление о том, что подвергшиеся репрессиям "враги народа" на самом деле невиновны. Это произвело огромное впечатление. Л. П. Берия стремился получить популярность. Однако спустя три месяца он был обвинен в заговоре с целью установления своей личной власти. Жестокий и циничный, он был окружен общей ненавистью. Главным его стремлением было поставить МВД над партией и правительством. Для изменения положения в стране нужно было разобраться с Берией и его аппаратом. Эту работу возглавил Н. С. Хрущев. Г. М. Маленков оказывал ему поддержку. На заседании Президиума ЦК КПСС 9 июня 1953 года Л. П. Берия был арестован, а 10 июня об этом было объявлено всей стране. В декабре 1953 года было сообщено о судебном процессе над Берией и его расстреле.
По инициативе Секретариата ЦК партии МВД и КГБ были лишены автономности и взяты под контроль партии. Была проведена реорганизация КГБ и МВД, расстреляны заместители Берии.
В августе 1953 года Маленков объявил о пересмотре экономической политики, направленной на повышение благосостояния народа, что можно было сделать только через аграрную реформу и увеличение товаров народного потребления. К этому времени деревня неуклонно деградировала. Колхозы и совхозы приходили в упадок. В стране назревал голод. В соответствии с аграрной реформой старые долги с крестьян списывались, новые - уменьшались вдвое, были подняты закупочные цены на мясо, молоко, овощи. Это дало незамедлительный политический эффект, который сравнивался с эффектом НЭПа. В сентябре 1953 года состоялся Пленум ЦК, на котором выступил Н. С. Хрущев с докладом о состоянии сельского хозяйства. Это был глубокий, но резкий доклад, в котором был дан исчерпывающий анализ дел в сельском хозяйстве. На этом Пленуме Н. С. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС, положение которого соизмерялось с положением Генерального секретаря в годы правления Сталина. После неурожая 1953 года ситуация в стране стала настолько серьезной, что надо было принимать чрезвычайные меры. Для повышения урожайности существующих земельных угодий требовались удобрения, ирригация, техническое оснащение, что нельзя было создать в один день. Было решено осваивать целинные земли в Поволжье, Сибири и Казахстане. Это одобрил Пленум ЦК КПСС 1954 года. Было призвано около 300 тыс. добровольцев, в основном молодежь.
Важных изменений требовала и общественная жизнь в стране. Стали пересматриваться существующие догмы о роли Сталина. Несколько тысяч незаконно арестованных было отпущено на волю. Этот период Илья Эренбург назвал словом "оттепель". В ходе расследований по делу Л. П. Берии было дорасследовано так называемое "Ленинградское дело". Выяснилось, что в разгроме городской партийной организации вместе с Берией и Абакумовым принимал участие и Г. М. Маленков. Кроме того, выяснилось, что значительная часть вины за трудности в сельском хозяйстве ложится также на Г. М. Маленкова. Ему предложили уйти в отставку. Пленум ЦК партии 1955 года ее утвердил. 8 февраля Верховный Совет СССР освободил Г. М. Маленкова от занимаемой должности. Вместо него по предложению Хрущева был назначен Н. А. Булганин. После него министром обороны был назначен Г. К. Жуков.
Решительные действия Н. С. Хрущева вновь привели к концентрации верховной власти в Секретариате ЦК партии, который главенствовал над правительством. Тем не менее принцип коллегиального руководства не был формальным, а претворялся в работе. Н. С. Хрущев не мог принимать самостоятельных решений. Он вынужден был считаться с Молотовым, Кагановичем, Ворошиловым, да и с Маленковым, уже пониженным до министра электроэнергетики. Тем не менее Хрущев был тем магнитом, к которому тянулась вся периферия. Он беспрестанно разъезжал по стране, проверял состояние дел, вмешивался в руководство, повсюду выступал с речами.
Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П. Н. Поспелова. В числе реабилитированных лиц были многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов: А. С. Бубнов, С. В. Косиор, П. П. Постышев, А. В. Косарев, М. Н. Тухачевский и многие другие. К началу 1956 года были реабилитированы около 16 тыс. человек.
Важнейшее значение в общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС. Его по праву считают поворотной вехой в возрождении законности в стране. XX съезд КПСС проходил с 14 по 25 февраля 1956 года. На съезде с основными докладами выступили Н. С. Хрущев - с Отчетным докладом, Н. А. Булганин - с докладом о наметках новой пятилетки. Этот съезд должен был стать решающим этапом в истории СССР и коммунистического движения.
25 февраля на секретном заседании Президиума ЦК КПСС Хрущев выступил с докладом "О культе личности и его последствиях". Хрущев сам решился на этот шаг. Главной причиной этого было то, что в партии образовались две фракции и их столкновение могло бы привести к повторению кровавых репрессий сталинских лет. Нельзя было допустить их повторения. Именно так объяснял это впоследствии сам Хрущев. Самым решительным образом этому докладу противились Ворошилов, Молотов и Каганович. Основу "секретного доклада" составляли результаты расследования репрессий. Хрущев детально проанализировал методы, с помощью которых Сталин сконцентрировал в своих руках всю власть и поддерживал в стране культ самого себя. Съезд был поражен. После доклада была принята короткая резолюция, в которой поручалось вновь избранному ЦК принять меры по "преодолению культа личности и ликвидации его последствий во всех областях".
XX съезд изменил всю политическую атмосферу в стране. Произошел и окончательный раскол в правительственной коалиции. Несмотря на сопротивление сталинцев, "секретный доклад" был зачитан на открытых собраниях на предприятиях, в учреждениях и в вузах. Сама брошюра с докладом выпущена не была, но материалы, попавшие в руки спецслужб США, были опубликованы. Это потрясло мир. Обнародование доклада в СССР вызвало бурную реакцию. Серьезные инциденты произошли в Грузии и в Прибалтике. Стали восстанавливаться автономные государственные образования, освобождались незаконно осужденные, им возвращались утерянные права.
Хрущева поддерживала интеллигенция. В печати развернулась бурная полемика по вопросам истории и социологии. Однако представители оппозиции скоро запретили эти дискуссии. Положение самого Хрущева как главы Секретариата ЦК партии осенью 1956 года оказалось под угрозой. После XX съезда КПСС произошли драматические события в Польше и Венгрии. В Президиуме ЦК оформились две противоборствующие группы: Хрущев и Микоян, с одной стороны, Молотов, Ворошилов, Каганович и Маленков - с другой, а между ними - группа колеблющихся. Успех хрущевской аграрной политики спас его от краха. Это стало возможным благодаря освоению целинных земель. Продовольственное снабжение в городах заметно улучшилось.
В первой половине 1957 года началась острая политическая борьба в руководстве страной. Она обострилась особенно резко после предложения Хрущева о реорганизации руководства промышленностью. Реформа предусматривала роспуск отраслевых министерств и группирование предприятий не по производственному признаку (как это было с 1932 года), а по географическому признаку под местным руководством. Это была попытка децентрализации промышленности, управлять которой централизованно без издержек было невозможно. Воспротивился идее Хрущева и Булганин. Он стал собирать у себя старых и новых оппозиционеров и вскоре перешел в антихрущевское наступление. Поводом послужила речь Хрущева в Ленинграде. Ободренный успехом в сельском хозяйстве, он по своей инициативе выдвинул нереальную идею обогнать США за 3-4 года по производству мяса, молока и масла на душу населения. Удобный случай для оппозиции представился в первой половине июня, когда Хрущев был в Финляндии с визитом. После возвращения он попал на заседание Президиума ЦК, созванного без его ведома с целью его отставки. Ему предложили занять пост министра сельского хозяйства.
На сторону Хрущева встали Микоян, Суслов и Кириленко. Заседание Президиума ЦК длилось более трех дней. Несмотря на принятые меры по изоляции Н. С. Хрущева, некоторые члены ЦК узнали о происходящем, срочно прибыли в Москву и направились в Кремль, чтобы потребовать отчета о происходящем и немедленного созыва Пленума ЦК. Н. С. Хрущев настаивал на своем выступлении. На встречу с членами ЦК направились делегации обеих фракций: с одной стороны - Ворошилов и Булганин, с другой - Хрущев и Микоян. На встрече замыслы оппозиции оказались скомпрометированными. Уже на первом заседании Пленума ЦК ситуация изменилась. Н. С. Хрущев смог дать оппозиции отпор. Было решено Молотова, Маленкова, Кагановича снять со всех постов и вывести их из всех руководящих органов.
Многие факторы обусловили победу Н. С. Хрущева: XX съезд, первые успехи в сельском хозяйстве, многочисленные поездки по стране и огромный авторитет, наконец страх людей перед возможностью возврата к репрессиям в случае прихода к власти оппозиции. Важно заметить в этой связи и то, что значительным гарантом успеха Н. С. Хрущева была поддержка Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, возглавлявшего Вооруженные Силы.
Оппозиционеры не были репрессированы. Они получили второстепенные посты: В. М. Молотов - пост посла в Монголии, Г. М. Маленков и Л. М. Каганович - посты директоров отдаленных предприятий (первый - в Казахстане, второй - на Урале). Все они остались членами партии. На несколько месяцев Н. А. Булганин остался Председателем Совета Министров, а К. Е. Ворошилов, еще дольше, Председателем Президиума Верховного Совета. Однако и тот и другой были лишены реальной власти. Получили повышение и стали членами и кандидатами в члены Президиума ЦК те, кто показал себя энергичным сторонником Н. С. Хрущева (Аристов, Беляев, Брежнев, Козлов, Игнатов и Жуков). Хрущев завоевал неограниченную власть в партии и государстве. Открывалась хорошая перспектива углубить демократизационные процессы в обществе, разоблачить остатки сталинизма. Однако этого не произошло. Наоборот, вскоре Г. К. Жуков был снят с поста министра обороны. Это свершилось тогда, когда он находился с визитом в Югославии и Албании. По возвращении он был поставлен перед фактом. Его подозревали в "бонапартистских" намерениях, т. е. в том, что он вроде бы хотел вывести Вооруженные Силы из-под контроля партии и установить в них "культ собственной личности". В действительности Жуков лишь сократил число политорганов и их руководителей в армии. Вероятно, что Хрущев хотел помешать военным завоевать самостоятельную политическую роль. В Г. К. Жукове видели возможного кандидата на пост Председателя Совета Министров вместо Н. А. Булганина.Однако в марте 1958 года на этот пост был назначен Н. С. Хрущев, который сохранил и пост Первого секретаря ЦК КПСС. Так исчезло разделение власти, осуществленное после смерти Сталина. Это решение мало соответствовало решениям XX съезда.
Экономические преобразования
Экономические реформы. Все экономические реформы Н. С. Хрущева, по его глубокому убеждению, были направлены на повышение жизненного уровня населения страны. Постсталинские реформы стали давать ощутимые результаты как в соревновании со США, так и в повышении уровня жизни. В 1959 году на XXI съезде КПСС Н. С. Хрущев выдвинул самую авантюрную из своих идей: догнать и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному производству на душу населения к 1970 году. Его оптимистические расчеты основывались на простой экстраполяции годовых уровней промышленного развития двух стран в мирный период. Эти уровни были в пользу СССР. Но расчеты не учитывали богатство американской экономики, а СССР не мог сконцентрировать все ресурсы на повышении благосостояния народа. Дело в том, что перед страной стояло много других задач. Громадных средств требовала гонка вооружений и космическое соревнование. Значительная часть ресурсов вкладывалась в сельское хозяйство, что было главным для повышения уровня жизни как на селе, так и в городе. Нужно было развивать химию, электронику, увеличивать добычу нефти вместо угля, электрифицировать железные дороги. Но самой острой была жилищная проблема. В результате принятых мер с 1956 по 1963 год в СССР было построено больше жилья, чем за предшествующие 40 лет.
Для многоцелевой экономики больше не подходили методы управления и планирования сталинской эпохи, заключавшиеся в абсолютном приоритете некоторых целей, которым подчинялись остальные. Предприятия стали переходить на самофинансирование из собственных фондов. В 1957-1958 годах Н. С. Хрущевым было проведено три реформы. Они касались промышленности, сельского хозяйства и системы образования. Он стремился к децентрализации управления промышленностью. Дело в том, что с каждым годом становилось все труднее управлять предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами - совнархозами. Н. С. Хрущев надеялся таким образом рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить изолированность и ведомственные барьеры. Многие были против такого решения. В действительности совнархозы стали просто многоотраслевыми министерствами и со своими задачами не справились. Реформа свелась к бюрократической реорганизации.
Гораздо значительнее на структуру производства повлияли преобразования в сельском хозяйстве. Н. С. Хрущев вопреки сопротивлению изменил критерии планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхоз получал только обязательные задания по заготовкам вместо жесткой регламентации деятельности. Он впервые мог решать сам, как использовать собственные ресурсы и организовать производство. При Н. С. Хрущеве произошло сокращение числа колхозов и рост числа совхозов. Самые бедные колхозы были объединены и для их оздоровления преобразованы в совхозы. Характерной чертой было укрупнение хозяйств за счет неперспективных деревень. Этими рамками и ограничилась новая реформа Н. С. Хрущева. Основная разница между совхозом и колхозом состояла во владении машино-тракторными станциями. Совхозы их имели, а колхозы пользовались услугами МТС в обмен на продукты питания. МТС были распущены, а их техника передана в собственность колхозов. Это было очень важно для укрепления самостоятельности крестьянского хозяйства. Однако поспешность в осуществлении реформы снизила ожидаемые результаты.
Третья реформа Хрущева коснулась системы образования. В основе реформы лежали два мероприятия. Н. С. Хрущев ликвидировал систему "трудовых резервов", т. е. сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счет. Они были созданы перед войной для подготовки квалифицированных рабочих. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после седьмого класса. Средняя школа получила "политехнический" профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем чтобы учащийся получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток средств не позволил оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку.
В хрущевском десятилетии часто выделяют два периода, различных по экономическим результатам. Первый (1953-1958) - наиболее позитивный; второй (с 1959 года до смещения Хрущева в 1964 году) - когда положительных результатов было меньше. Первый период относился ко времени, когда Н. С. Хрущев боролся за главенство во враждебном ему коллегиальном руководстве, и второй - когда он господствовал. Первым планом развития страны, который базировался в основном на индустриализации, стал семилетний план, принятый XXI съездом партии. С его помощью пытались, не тормозя развития страны, выправить серьезные нарушения в экономике, от которых страдало советское общество. В нем было указано, что за 7 лет СССР должен был произвести столько же, сколько за предшествующие 40 лет.
Необходимо отметить, что семилетний план вывел советскую экономику из застоя. Сократился экономический разрыв между СССР и США. Однако не все отрасли развивались равномерно. Медленно росло производство потребительских товаров, которых хронически не хватало. Нехватка усугублялась незнанием спроса на рынке товаров, который никто не изучал. Среди диспропорций семилетнего плана самым тяжелым был кризис сельского хозяйства. В хозяйствах не хватало электроэнергии, химических удобрений, ценных культур.
В 60-х годах Н. С. Хрущев начал сдерживать частную деятельность крестьян. Он надеялся заставить крестьян больше работать в колхозе и меньше в личном хозяйстве, что вызывало недовольство у крестьян. Многие устремились в города, и как следствие деревни начали пустеть. Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 года. Засуха имела разрушительные последствия. Участились перебои в снабжении хлебом. Карточной системы на хлеб удалось избежать только благодаря закупкам зерна в Америке на золото. Впервые за всю свою историю СССР закупал зерно за рубежом.
Аграрный кризис, расширение рыночных отношений, быстрое разочарование в совнархозах, необходимость найти сбалансированные решения большого числа проблем, соперничество с более развитыми странами, критика деятельности Сталина и большая интеллектуальная свобода стали факторами, которые способствовали возрождению экономической мысли в СССР. Оживились дискуссии ученых по проблемам экономики. Это горячо приветствовал Н. С. Хрущев. Выявилось два направления. Во главе теоретического направления стояли ленинградские ученые Канторович и Новожилов. Они выступали за широкое применение математических методов в планировании. Второе направление - практики - требовали большей самостоятельности для предприятий, менее жесткого и обязательного планирования, позволяющего развивать рыночные отношения. Группа ученых начала изучать экономику Запада. Внимание ученых было направлено не столько на организацию экономической жизни, на чем были сосредоточены реформы Н. С. Хрущева, сколько на управление экономикой, ее организацию на рыночных основах.
Развитие сельского хозяйства. На первом месте среди народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство. Почти все Пленумы ЦК КПСС рассматривали проблемы сельского хозяйства. С позиций сегодняшнего дня они могут показаться недостаточными, но тогда они имели большое практическое значение. Были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, введено авансирование труда колхозников (до этого расплата с ними производилась лишь один раз в год) и т.д. Была осуждена практика существования слабых хозяйств за счет передачи им средств сильных, критиковался раздутый управленческий аппарат, недостаточная помощь города сельскому хозяйству.
Перед страной остро стояла зерновая проблема. Требовались срочные меры по поднятию зернового хозяйства. Выход был найден в освоении целинных и залежных земель. Это был ярко выраженный экстенсивный вариант развития. Пригодные земли находились на территории Казахстана, Южной Сибири, в Поволжье, на Урале, на Северном Кавказе. Среди них наиболее перспективными выглядели Казахстан, Урал и Сибирь. Сама идея освоения этих земель была не новой. Мысли о возможности их использования высказывались еще в начале века. Особенность середины 50-х годов - возрождение массового энтузиазма, особенно среди молодежи, пожелавшей принять участие в освоении целинных земель.
К весне 1954 года на казахстанской целине было организовано свыше 120 совхозов. Первоцелинникам приходилось жить в палатках, в условиях бездорожья, смены жестоких холодов и изнуряющей жары. Круглосуточная работа в период посевной и уборочной сменялась в период относительно короткого отдыха строительными работами. Первые результаты целинной эпопеи не могли не внушать оптимизма. В 1954 году целина дала свыше 40% валового сбора зерна. Увеличилось производство мяса, молока. Все это позволило несколько улучшить продовольственное снабжение населения.
Однако успехи были лишь в первые годы. Урожайность зерновых культур на вновь освоенных землях оставалась низкой, освоение земель происходило при отсутствии научно обоснованной системы земледелия. Сказывалась и традиционная бесхозяйственность. Не к сроку были построены зернохранилища, не созданы резервы техники, горючего. Приходилось перебрасывать технику со всей страны, что удорожало стоимость зерна, а следовательно, мяса, молока и т.д.
Освоение целины отодвинуло возрождение старопахотных земледельческих районов России. И все же начальный этап освоения целины останется в истории как подлинная эпопея труда, как реальный всплеск энтузиазма, как яркая черта времени, когда страна шла к историческому повороту, совершенному XX съездом партии.
Страна жила обновлением. Проходили многочисленные совещания с участием работников промышленности, строительства, транспорта. Само по себе это явление было новым - ведь раньше все важнейшие решения принимались в узком кругу, за закрытыми дверями. Но при новизне ряда подходов наблюдались и стойкие стереотипы старого. Причины отставаний виделись в том, что "со стороны министров и руководителей" осуществляется "слабое руководство", для внедрения новой техники предлагалось создавать новые ведомства. Но принцип планово-централизованной, командно-бюрократической системы сомнению не подвергался. 1956 год - год XX съезда - оказался весьма благоприятен для сельского хозяйства страны. Именно в этом году обозначился большой успех на целине - урожай был рекордным. Хронические в предыдущие годы трудности c хлебозаготовками, казалось, стали уходить в прошлое. Да и в центральных районах страны колхозники, избавленные от наиболее угнетающих оков сталинской системы, напоминавшей зачастую государственное крепостничество, получили новые стимулы к труду, увеличилась доля денежной оплаты их труда. В этих условиях в конце 1958 года по инициативе Н. С. Хрущева принимается решение о продаже сельскохозяйственной техники колхозам. До этого техника находилась в руках машино-тракторных станций (МТС). Колхозы имели право покупать только грузовые автомобили. Такая система сложилась с конца 20-х годов и являлась следствием глубокого недоверия к крестьянству в целом, которому не позволено было владеть сельхозтехникой. За использование техники колхозы должны были расплачиваться с МТС натуроплатой.
Продажа техники колхозам положительно сказалась на сельскохозяйственном производстве далеко не сразу. Большая часть их оказалась не в состоянии сразу ее купить и выплачивала деньги в рассрочку. Это поначалу ухудшило финансовое положение значительной части колхозов и породило известное недовольство. Другим отрицательным последствием была фактическая потеря кадров механизаторов и ремонтников, до этого сосредоточенных в МТС. По закону они должны были перейти в колхозы, но это означало для многих из них понижение жизненного уровня, и они находили себе работу в районных центрах, городах. Отношение к технике ухудшилось, так как колхозы не имели, как правило, парков и укрытий для ее хранения в зимнее время, да и общий уровень технической культуры колхозников был еще низок. Сказывались и традиционные недостатки в ценах на сельскохозяйственную продукцию, которые были чрезвычайно низки и не окупали затрат. В этих условиях назрела необходимость предоставления крестьянству свободы выбора форм хозяйствования. До сих пор господствовала непреклонная уверенность в абсолютном совершенстве колхозно-совхозной системы, находящейся под пристальной опекой партийно-государственных органов. Эти проблемы требовали решения. В 1959 году Н. С. Хрущев, находясь в США, побывал на полях американского фермера, который выращивал гибридную кукурузу. Он пришел к выводу, что поднять "мясную целину" можно, лишь решив проблему кормопроизводства, а та, в свою очередь, упирается в структуру посевных площадей. Вместо травополья надо перейти к широким и повсеместным посевам кукурузы, которая и зерно дает, и зеленую массу в силос. Там же, где кукуруза не будет внедряться, решительно заменять руководителей, которые "сами засохли и кукурузу сушат". Хрущев с большим рвением стал внедрять кукурузу в советское сельское хозяйство. Ее продвигали вплоть до Архангельской области. Это было надругательством не только над вековым опытом и традициями ведения крестьянского сельского хозяйства, но и над здравым смыслом. Вместе с тем покупка гибридных сортов кукурузы, попытка внедрения американской технологии ее возделывания в тех районах, где она могла дать полноценный рост, способствовали приращению зерна и корма для скота, действительно помогали справиться с проблемами сельского хозяйства.
На сельское хозяйство, как и прежде, давили стереотипы рапортомании, стремления аппаратных работников добиться значимых показателей любым, даже незаконным путем, без осознания негативных последствий. Сельское хозяйство оказалось на грани кризиса. Увеличение денежных доходов населения в городах стало опережать рост аграрного производства. И вновь выход был, казалось, найден, но не на путях экономики, а в новых бесконечных реорганизационных перестановках. В 1961 году было реорганизовано Министерство сельского хозяйства СССР, превращенное в консультативный орган. Но желаемого рывка так и не произошло. У многих колхозников подрывалась вера в возможность изменений. Усиливается отток сельского населения в города: не видя перспектив, деревню стала покидать молодежь. С 1959 года возобновились гонения на личные подсобные хозяйства. Было запрещено иметь скот горожанам, а ведь это выручало снабжение жителей маленьких городов. Затем гонению подверглись хозяйства сельских жителей. За четыре года поголовье скота в личном подворье сократилось в два раза. Это был настоящий разгром только начавшего оправляться от сталинщины крестьянства. Снова зазвучали лозунги, что главное - общественное, а не личное хозяйство, что главным врагом являются "спекулянты и тунеядцы", торгующие на рынках. Колхозники были изгнаны с рынков, а настоящие спекулянты начали вздувать цены.
В 1962 году правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количества мяса, но вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них в г. Новочеркасске подавили силой оружия. Были в стране и сильные, зажиточные хозяйства, возглавлявшиеся умелыми руководителями. Но они существовали скорее вопреки сложившейся ситуации. Трудности в аграрном секторе нарастали. Возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Длинные очереди с ночи выстраивались у хлебных магазинов. Ширились антиправительственные настроения. И тогда было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна. Эта "временная" мера стала органической частью государственной политики вплоть до кончины СССР. Таким образом, золотые запасы Советского Союза использовались для поддержки, укрепления и развития американских фермерских хозяйств, в то время как хозяйства собственных крестьян подвергались гонению. Зато организаторы этого "обмена" получили новый и, казалось, неиссякаемый источник личного обогащения. Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 годы) в части развития сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%. В сельском хозяйстве страны назревал глубокий кризис.
Состояние промышленности. Сентябрьский (1958 года) Пленум ЦК КПСС обратил внимание на отставание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с Западом, хотя по сравнению с предыдущим пятилетием в СССР особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем производства вырос в 4-5 раз. В то же время страна нуждалась в товарах народного потребления легкой, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности. Но эти отрасли народного хозяйства развивались крайне медленно. В целом среднегодовые темпы промышленного производства в СССР составляли около 10%. Это было связано с тем, что материально-техническая база производства оказалась к этому времени отсталой и изможденной: довоенный станочный парк составлял примерно 2/3 от его общего числа. В то время как в 1951-1955 годах в среднем за год создавалось 869 образцов новой техники, в 1951-1960 годах их число достигало 2580 образцов. Однако этого было крайне недостаточно по сравнению с реальными потребностями экономики, а внедрение созданных конструкторами новинок растягивалось на многие годы и, по ряду причин, образцы так и оставались образцами, не доходили до серийного выпуска. Но, несмотря на это, механизация производственных процессов в промышленности продолжалась. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство. Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных предприятий. В их числе - Соколовско-Сарбайский и Лисаковский горно-обогатительные комбинаты в Казахстане, Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы, Новосибирский завод тяжелого машиностроения. Развивались новые промышленные отрасли - радиоэлектроника, ракетостроение. Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства.
Благодаря сверхконцентрации материальных средств и человеческих усилий на отдельных направлениях удалось добиться впечатляющих успехов: впервые в истории атом заработал в мирных целях (в 1954 году построена атомная электростанция, в 1959 - спущен на воду атомоход "Ленин"), выводится на околоземную орбиту первый спутник (1957) и первый космический корабль с человеком на борту (1961), радикально изменился топливный баланс страны за счет использования нефти и газа, мощный рывок вперед сделала химическая промышленность, освоившая выпуск искусственных материалов с заданными свойствами, на транспорте паровозы уступили место тепловозам и электровозам.
Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 года в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский человек - Юрий Гагарин. Покорение космоса потребовало колоссальных средств, так как это был не только научный, но и военный интерес. Все были уверены, что СССР надолго и прочно стал лидером научно-технического прогресса человечества.
Однако в целом промышленность продолжала двигаться по привычному экстенсивному пути. Принимавшиеся меры носили характер государственных мобилизационных программ и никак не затрагивали самого хозяйственного механизма. Нарастали структурные диспропорции: если в 1940 году удельный вес выпуска средств производства (группа А) составлял 61,2%, то в 1960 году он поднялся до 72,5% при соответствующем понижении доли производства предметов потребления (группа Б). Во многом это определялось отказом от предлагаемого Г. М. Маленковым курса на приоритетное развитие группы Б, который Н. С. Хрущев в 1955 году заклеймил как "отрыжку правого уклона".
Характерной чертой экономической политики того периода было активное проведение всякого рода административных реорганизаций. В них Н. С. Хрущев видел не менее важный, чем - позднее - НТР, рычаг подъема общественного производства.
В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них учреждались территориальные управления - советы народного хозяйства. Сама по себе идея децентрализации управления экономикой для такой огромной страны поначалу встретила положительные отклики. Однако в характерном для административно-командной системы духе эта реформа преподносилась как чудодейственный одномоментный акт, способный коренным образом изменить экономическую ситуацию в стране: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные связи, в итоге - ускорить экономическое развитие. Управление же оборонной сферой экономики оставалось централизованным. Имевшиеся сомнения относительно реформы не высказывались, поскольку она исходила от самого Н. С. Хрущева. Организация совнархозов дала некоторый экономический эффект. Сократились бессмысленные встречные перевозки грузов, закрывались сотни дублировавших друг друга мелких производственных предприятий разных министерств. Высвободившиеся площади были использованы для производства но<