Развитие советского государственного аппарата в годы гражданской войны (1918-1921 гг.). Чрезвычайные органы власти.
При перехода ВЦИК на сессионный порядок работы изменился характер деятельности егоПрезидиума, он руководил заседаниями ВЦИК, решал отдельные вопросы в период между сессиями ВЦИК, утверждал или приостанавливал акты СНК, отменял постановления СНК и издавал свои постановления от имени ВЦИК. С декабря 1920г. Президиум ВЦИК официально наделялся законодательными правами, войдя в ряд других высших органов власти РСФСР. При ВЦИК создавались постоянные и временныекомиссии по различным вопросам (по разработке федеративного устройства РСФСР, административная комиссия и др.). В комиссиях сотрудничали члены ВЦИК, эксперты, представители общественности, работники различных госорганов.
Основные события гражданской войны в россии пришлись на период с весны 1918 г. до осени 1920 г Ситуация усугублялась иностранной интервенцией; английские, французские, японские, американские и германские войска оккупировали значительную часть территории страны.
В этот период ежегодно созывались Всероссийские съезды советов. Вопросы, обсуждавшиеся на съездах, включали экономические проблемы, проблемы укрепления законности и государственного аппарата, “советского строительства”.
В декабре 1919 г. постановлением Съезда “О советском строительстве”устанавливается сессионный порядок работы ВЦИК. Его сессии стали созываться каждые два месяца (он уже не заседал непрерывно), чрезвычайные сессии — по мере необходимости, по инициативе Президиума ВЦИК, СНК или трети членов ВЦИК.
Еще одним высшим органом государственного управления, возникшим в обстановке чрезвычайной экономической и политической ситуации, стал Совет Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны. В задачи СРКО входили: вопросы мобилизации, вооружения, продовольственного снабжения и оперативного руководства армией. В своей работе СРКО опирался на аппарат своих чрезвычайных уполномоченных, которые направлялись на различные участки фронтов и народного хозяйства.
В апреле 1920 г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны преобразуется в Совет Труда и Обороны (СТО), действующий на правах комиссии при СНК, возглавляемой председателем СНК. СТО утверждал единый народнохозяйственный план республик, издавал постановления, распоряжения и инструкции, обязательные для всех ведомств и учреждений.
В особых условиях военного времени ряду органов были предоставлены чрезвычайные полномочия. Наркомату продовольствия, наркомату путей сообщения и наркомату по военным делам давалось право применять репрессивные и административные меры для эффективного решения возложенных на них задач, использовать вооруженную силу.
В условиях централизации хозяйственного регулирования возрастала рольконтрольных органов. В 1919г. было принято новое положение о государственном контроле, в феврале 1920 г Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). На РКИ возлагались наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяйственных органах.
Гражданская война обусловила изменения в работе местных советов. Усилилось идеологическое воздействие на них со стороны коммунистической партии. Была определена организационная структура губернских и уездных исполкомов, при которых организовывались отделы: управления, военный, юстиции, труда и социального обеспечения, народного образования, почт и телеграфов, финансов, земледелия, продовольствия, государственного контроля, совет народного хозяйства, здравоохранения, ЧК и др. Отделы находились в двойном подчинении: исполкому и соответствующему ведомству.
В феврале и марте 1920 г. ВЦИК принимает Положения о сельских советах и о волостных исполнительных комитетах, сформировав низовое звено советской системы.
Параллельно с конституционными органами власти на местах (а иногда и вместо их) возникали чрезвычайные органы —революционные комитеты (ревкомы). В их задачи входили: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение мобилизаций. Ревкомы наделялись правами реквизиций имущества, принудительного выселения, pacквартировывания воинских частей, а также другими чрезвычайными правами. Им принадлежала вся полнота власти на местах.
Формирование Красной Армии началось с реформирования старой армий. В декабре 1917 г. СНК принял декреты: “0 выборном начале и об организации власти в армии” и “Об уравнении всех военнослужащих в правах”,отменявшие воинские чины, звания, знаки различия и преимущества. Вся власть передавалась солдатским комитетам и советам. Командиры - вплоть до командира полка — избирались на общих собраниях частей, а командиры выше полкового уровня - на съездах соединений или совещаниях комитетов соединений. Параллельно осуществлялась частичная демобилизация армии.
В январе 1918 г. СНК издал декрет “О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии”. Новая армия формировалась на основе принципа добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций. Верховным руководящим органом для армии был СНК.
Порядок формирования армии был изменен апрельским 1918 г. постановлением ВЦИК “О порядке замещения должностей в Рабоче-Крестьянской Красной Армии”. От принципа добровольности переходили к принципу воинской повинности, от выборов командиров — к их назначению. Несколько позднее при Наркомвоенделе образуется Всероссийское бюро военных комиссаров, направляемых туда политическими партиями большевиков и левых эсеров, возглавившее систему комиссаров воинских частей и пбдразелений. Комиссары наделялись правами, равными правам командиров;
В мае 1918 г. ВЦИК принял декрет “О введении всеобщей воинской повинности”, в июле это положение было включено в Конституцию.
С весны 1918 г. разворачивается военное строительство в стране. На местах создаются волостные, уездные и губернские комиссариаты по военным делам, решавшие задачи набора, обучения военнообязанных и формирования воинских частей. В сентябре 1918 г. образуется Революционный Военный Совет Республики (Реввоенсовет). Реввоенсовет руководил работой всех органов военного ведомства и военных учреждений, отчасти дублируя деятельность Наркомвоендела. В Красную Армию призывалось большое число военных специалистов — офицеров старой армии. Для контроля за их деятельностью в качестве командиров частей и для агитационно-политической работы в частях использовался институт военных комиссаров.
С 1918 г. началась массовая подготовка призывников, открывались военные курсы, школы и академии (в том числе Военная академия Главного штаба РККА для подготовки высшего комсостава). Были установлены единая форма одежды и знаки различия, к 1919 г.— первые советские ордена. В структуре вооруженных сил введены унифицированные подразделения: полки, батальоны, роты, дивизии, армии.
Революционные комитеты (ревкомы), временные чрезвычайные органы Советской власти, действовавшие главным образом в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции 1918—20. В организации и деятельности их был использован опыт военно-революционных комитетов периода Октябрьской революции 1917. Широкое распространение получили в 1919. Были созданы республиканские и краевые ревкомы, функционировавшие в качестве центральных органов [Всеукраинский Р. к. (действовал в декабре 1919 — феврале 1920), Р. к. БССР (ноябрь 1918 — декабрь 1920), Азербайджанский Р. к. (апрель 1920 — май 1921), Армянский Р. к. (ноябрь 1920 — май 1921), Р. к. Башкирской АССР (март 1919 — июль 1920), Р. к. по управлению Киргизским (Казахским) краем (июль 1919 — октябрь 1920), Сибирский Р. к. (август 1919 — декабрь 1925), Р. к. Грузии (февраль 1921 — март 1922), Дагестанский Р. к. (апрель 1920 — декабрь 1921)], губернские, уездные, волостные и сельские Р. к. Они сосредоточивали в своих руках всю полноту гражданской и военной власти. Положение ВЦИК "О Революционных комитетах" от 24 октября 1919 предусматривало создание: 1) Р. к. местностей, освобожденных от неприятеля; 2) Р. к. прифронтовой полосы; 3) Р. к. тыла. Первые создавались (в составе от 3 до 5 лиц) РВС действовавшей на данной территории армии при участии местных органов власти; подчинялись РВС армии и центральным органам Советской власти. Они подготавливали выборы в Советы, а затем передавали свои полномочия исполкомам. Вторые организовывались в районе 25—50 км от линии фронта РВС армии при участии местного губернского исполкома. По миновании надобности РВС армии распускал Р. к., власть в губернии (уезде) переходила к исполкомам. Тыловые губернские и уездные Р. к. создавались постановлением Совета рабочей и крестьянской обороны; первые подчинялись РВС республики, вторые — губернским Р. к. В случае необходимости губернские ревкомы создавали Р. к. в посёлках, сёлах, на ж.-д. узлах. Образование Р. к. тыла не влекло за собой упразднения исполкомов советов; Р. к. ведали лишь вопросами обороны и поддержания революционного порядка. В состав Р. к. тыла (3—5 членов) входили председатель, один из членов исполкома Совета и местный военный комиссар.
2 января 1920 Совет рабочей и крестьянской обороны постановил упразднить губернские и уездные Р. к. Они могли сохраняться лишь в порядке исключения гам, где это вызывалось необходимостью. В 1920 Р. к. действовали в Архангельской губернии (февраль — апрель), области немцев Поволжья (февраль), Средней Азии, на Украине, Кубани, в Белоруссии, Дагестане, Азербайджане. В Армении и Грузии, где Советская власть окончательно победила лишь в конце 1920 — начале 1921, Р. к. создавались и в 1921. Сибирский Р. к. функционировал и в 1925.
Лит.: Революционные комитеты БССР (ноябрь 1918 — июнь 1920). Сборник документов и материалов, Минск, 1961; Сибирский революционный комитет (Сибревком). Август 1919 — декабрь 1925. Сборник документов и материалов, Новосиб., 1959; Революционные комитеты Грузии в борьбе за установление и упрочение Советской власти (февраль 1921 — март 1922). Сб. документов и материалов, Сухуми, 1963; Иванова З. М., Ревкомы в борьбе за упрочение Советской власти в левобережных районах Молдавии в 1919 — первой половине 1921 гг., Киш., 1963; Революционные комитеты Кабардино-Балкарии и их деятельность по восстановлению и упрочению Советской власти и организации социалистического строительства. Декабрь 1919 — июль 1920. Сб. документов и материалов, Нальчик, 1968: Революционные комитеты Терской области в борьбе за восстановление и упрочение Советской власти (октябрь 1918 — август 1920). Сб. документов и материалов, Сухуми, 1971; Петриков П. Т., Ревкомы Белоруссии, Минск, 1975; Потарикiна Л. Л., Ревкоми Украïни в 1918—1920 pp