Перестройка советского гос. аппарата в годы Великой Отечественной войны. Чрезвычайные органы

Высшие органы власти и управления.

Верховный совет СССР. 1937 – первый раз сформирован, выборы на 4 года. 1941 – должны были быть перевыборы, но полномочия депутатов были продлены – не до этого. В 1947 году состоялись выборы вторые (уже по немного другим технологиям, об этом – в послевоенном периоде).

Сессии Верх Сов собирались не по Конституции. Собирались 2-3 раза за всю войну.

Даже кворум поменялся: теперь исчислялся не от количества депутатов в списке, а от кол-ва присутствующих (упрощенный, уменьшенный кворум).

Президиум Верховного совета. Его полномочия существенно расширены: действовал гораздо более активно. Именно его указами реформируются основные отрасли и права, и народного хозяйства. Вообще по Конституции «толкует Конституцию, издает соответствующие указы»,а нынче – погляди в окно. Теперь же расширение полномочий: 22 июня 1941 года – два указа Президиума. 1-ый – о военном положении. Т.е. президиум ВС поменял чрезвычайное зак-во об особых режимах. (вообще за годы ВОВ Верх Сов не утвердил ни одного указа Президиума, утвердил уже после войны, задним числом.) Указ о военных трибуналах. Президиум создал новые суды своим указом. 19 апреля 1943 года – указ о военно-полевых судах.

14 марта 1945: Президиум вводит очерёдность наследования в гражданском праве; расширяет круг наследников по закону. В семейном праве – коренная реформа. 8 июня 1944: фактические брачные отношения не признаются, только зарегистрированный брак. Финансовое право – 41 год – введение военного налога, налог на холостяков.

Совнарком.

Во-первых, в 1941 году поделён на две части:

  1. Главная (большая часть) – уехала в Куйбышев, чтобы не достали вместе с Москвой. Председателем стал Вознесенский.
  2. Оперативные службы наркоматов – в Москве.

Реформируются сами наркоматы (меняют профиль).

Например наркомат среднего машиностроения -> наркомат миномётного вооружения

Формируются новые наркоматы:

  1. Наркомат танковой промышленности (танкопром)
  2. Наркомат боеприпасов

1 июля 1941 года расширены полномочия народных комиссаров. Например, наркомы получил право распоряжаться материальными и финансовыми ресурсами самостоятельно, без решения коллегии.

Последнее: совмещение должностей. Например, председатель главка под названием «главсбытнефть» в годы войны возглавлял также главк по снабжению армии ГСМ (горюче-смазочными материалами).

Образуются комиссии и комитеты при СНК. Комиссия (комитет) по эвакуации, комиссия по репатриации.

Местные советы. Основа деятельности (советы): организация военной защиты родины, военные мобилизации, помогали отправке на фронт, помогали армии, оказывали финансовую помощь (??), занимались оборонительным строительством. (Исполкомы): следили за исполнением законов и общественного порядка. Исполкомы не выбирались, а назначались.

Чрезвычайные органы.

В прошлый раз мы становились на чрезвычайных органах. И первым в этой череде у нас Государственный Комитет Обороны (общепринятая аббревиатура — ГКО, иногда называли ГОКО). Был образован 30 июня 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР. Состав ГКО достаточно мобильный, в разное время входило от 5 до 9 человек, больше 9 не было. При ГКО имелись структуры, гораздо более многочисленные. И они отражают задачи этого органа на всем протяжении войны. В 1945 году он ликвидируется, т.о. он действовал на протяжении всех военных действий. Проще описать структурные подразделения ГКО, чтобы понять, чем он занимался. При этом органе руководящим является бюро. Это руководящее подразделение, куда и входит та самая коллегия из 5 — 9 человек. В разное время войны при ГКО создаётся несколько комитетов по эвакуации; первый комитет появился в 1941 году. Вообще, если рассматривать последовательность этих комитетов, то она достаточно забавна: первым появляется комитет по эвакуации промышленности, ближе к концу года появляется комиссия по эвакуации продовольственных товаров и только в-третих появляется комитет по эвакуации населения. Предполагалось, что люди уйдут сами, а без промышленности и продовольствия войну мы проиграем. Еще одно важное подразделение при ГКО это – комиссия по разгрузке транспортных узлов. Хотя, на самом деле, название у нее более пространное. Эта комиссия занималась разгрузкой железнодорожных узлов. Понимаеете, скапливается у нас на какой-то станции много-много всяких вагонов, так нужно эти эшалоны развести в разных направлениях. И, кстати, ежемесячно бюро утверждало месячные планы перевозок. Вот какое значение отдавалось транспорту в работе ГКО. Ещё одно подразделение: были спецкомитет и особый комитет. Один – атомной энергией, по-моему, это был особый комитет. Второй занимался подсчётом размеров репараций, потому что немцы вывозили по-многу, и вред был нанесен огромный, который мы, кстати, так и не восстановили. Ещё был комитет по радиолокациям. Тут вспоминаются всякие шарашки, многие из которых курировались военными ведомставами. Комитет занимался обнаружением кораблей противника, самолетов при помощи специальных современных на тот период средств. В чем суть чрезвычайных полномочий ГКО? Как обычно общеобязательность постановлений (напоминаю: признаком чрезвычайности органа является как раз-таки чрезвычайность постановлений и их обязательность). Еще интересен институт так называемых уполномоченных ГКО. Мы говорили, что ГКО — это транспорт, поставки, но ГКО курировал и военное производство. И в этом смысле контроль за исполнением военных заказов возлагался именно на уполномоченных. Мы ликвидируем какой-то завод в Сибирь, налаживаем его работу тут же с колес, свреху спускается госзаказ на патроны, минометы и другое вооружение, приезжает из Москвы уполномоченный ГКО, который следит, чтобы заказ выполнялся, эшалоны отправлялись. В этом смысле он уполномоченный.

Еще один очень любопытный чрезвычайный орган образуется в декабре 1942. Его сокращенное название — ЧГК (чрезвычайная государственная комиссия по расследованию злодеяний, совершенных немецкими захватчиками). Чем она занималась? Выявлением злодеяний, т.е. военных преступлений. Обратите, гражадане, внимание: речь идет не просто о ведении войны, а о разного рода зверствах, карательных операциях, уничтожениях разного рода населения, т.е. то, что и составляет военные преступления. В комиссию входили любопытные очень типы. Например, в нее входил известный русский и советский врач Бурденко, входила товарищ Гризодубова, входил туда А.А. Жданов и, вниманее, митрополит Киевский-Галицкий Николай. Т.е. к работе подобного рода организаций привлекается русская православная церковь. Чем эта комиссия занималась? Собиранием доказательств. Преступления, окнечно, были налицо, но их нужно было доказывать: опросы свидетелей, кино- и фотосъёмка. И важно то, что документы, собранные ГКО, использовались и на Нюрнбергском процессе.

Еще один тип чрезвычайного органа — это местные чрезвычайные органы - городские комитеты обороны. Пришло время поговорить о том, что замещало местную власть. Вот эти городские комитеты обороны — это только один пример, сейчас мы увидим и другие. Понятно, что образовывались они не везде, не во всех городах, а прежде всего в прифронтовой полосе. У кого хорошая память, вы можете сопоставить их с ревкомами гражданской войны. По-моему, ситуация аналогичная: местная власть не действует, поэтому формируются городские комитеты обороны. После войны подсчитали, что городах в 60 в разное время действовали подобные городские комитеты обороны. Кто в них входил? Ну, самое главное в них входили представители военного командования, в частности военного совета, как правило, входил секретарь коммунистической партии. И мог входить представитель исполкома, т.е. советсткой системы, если она, конечно, существовала. Т.о. народ, партия и армия едины. Основные полномочия в руках военного командования. Голос представителя военного совета определяет. Еще раз хочу подчеркнуть, что решения подобных органов выше, чем любое постановление местной власти. Даже если имеется городской совет или исполком, решение ГКО всегда выше.

Настала пора вспомнить про военные советы. Военные советы - органы не чрезвычайные, с одной стороны, но, с другой, именно им довелось проводить два типа особых положений на местах:

1) Военное положение. Ссылаюсь на 22 июня 1942 года, когда был принят указ о военном положении. Там прописано, что могут военные советы в данной местности. Военные советы могли вводить дополнительные повинности:

3. Трудовые повинности. Аспекты трудового права в этом вопросе достаточно интересны работа по трудовой мобилизации не всегда бесплатна.

4. Квартирная повинность: казарм для офицеров и солдат не заготовлено. Местные жители должны предоставить им жилплощадь.

5. Гужевая повинность. Что-то вроде «транспортная». Для нужд военных сообщений могли изъять лошадь, автомобильчик.

В рамках военного положения. Военные советы были вправе налагать санкции за неисполение их директив, в том числе с применением уголовных санкций. По сути на ши органы военного командования выступали как квазисудебные органы. Санкции такие: лишение свободы до 6 месяцев, штрафы до 3000 рублей. Военные советы определяли режим работы общественных организаций. Режим въезда-выезда устанавливали тоже они. О чем идет речь? С одной стороны, административная высылка социально-опасных элементов. Здесь есть яркая фамилия — Мария Спиридонова, руководитель партии левых эссеров, которую расстреляли. А могли вывезти куда-нибудь подальше. С другой стороны, военное командование препятствует выезду определенных лиц. Например, было бегство из прифронтовой полосы, а предсприятие не эвакуировано. И контроль за эвакуацией входит также в компетенцию военного совета. Вопросы мобилизации тоже входит в их компетенцию. Тут и учёт военно-обязанных и ведение разного рода учета. Военный совет вправе передавать преступников в военные трибуналы. Не всех преступников, а только определенного рода: дезертиров, паникёров, спекулянтов, расхитителей по указу 7/8.

1) Режим осадного положения. Этот режим применялся гораздо реже. В Москве этот режим был введён с начала ноября 1941 года. Его специфика в особых мерах по охране правопорядка. Например, порядок охраняют не только органы милиции, но и подразделения Красной армии. Еще одна специфика – расстрел на месте преступления паникеров, диверсантов. Еще одна особенность правопорядка - коммендантский час. В Москве это выглядит так: ориентировочно с 10 вечера до 6 утра всякое движение вообще запрещено, кроме как по спецпропускам.

Как вы видите, вместо советсткой власти власть военная через ГКО, через военные советы, которые уполномочены проводить разного рода режимы в определенных местностях.

Наши рекомендации